Рименшнейдер Тильман
Рименшне́йдер Ти́льман [Tilman (Dill; Dillmann; Thilman; Till) Riemenschneider (Rimenschneider; Rimschneider; Rymenschnyder)] (около 1460, Хайлигенштадт, Тюрингия – 7.7.1531, Вюрцбург), немецкий скульптор; один из крупнейших мастеров последнего поколения готических скульпторов в южнонемецких землях.
Около 1476–1480 гг. обучался в Эрфурте, затем в Страсбурге, где попал под влияние скульптора Н. Герхарта и его последователей. Около 1482–1483 гг. работал в Ульме, вероятно, в мастерской М. Эрхарта. В 1483 г. переехал в Вюрцбург, в 1485 г. открыл в городе собственную мастерскую, где создавались алтари, надгробия, монументальная скульптура как в дереве, так и в камне.
Творчество Рименшнейдера связано с традициями поздней готики, однако он одним из первых стал применять важные новации: отказ от полихромии и позолоты, упрощённую конструкцию алтарей (которые нередко существуют только в открытом состоянии, предвосхищая появление алтарного рельефа), ювелирную детализацию поверхности. В своих композициях перерабатывал гравюры современников (Мастера E.S., М. Шонгауэра, А. Дюрера, Луки Лейденского, И. ван Мекенема).
Ранние произведения исполнены в алебастре (статуэтка «Святая Варвара», Розелиус-хаус, Бремен; группа «Благовещение», Рейксмюсеум, Амстердам, обе около 1480–1490). В период творческой зрелости (1490-е гг.) мастер переходит от плоскостно-графической передачи фигур к более пластичной и пространственной: статуи «Адам и Ева» (1491–1493, Майнско-Франконский историко-культурный музей, Вюрцбург), надгробие епископа Рудольфа фон Шеренберга (камень, 1496–1499, собор, Вюрцбург), «Алтарь Святой Крови» (дерево, 1501–1505, церковь Святого Иакова, Ротенбург). В поздних произведениях намечается переход к искусству Возрождения: проявляется стремление к композиционному равновесию, большей пластической обобщённости и внутренней ясности образов («Алтарь Марии», дерево, 1505–1510, церковь Херготскирхе, Креглинген-ам-Таубер; надгробие императора Генриха II и императрицы Кунигунды, 1499–1513, собор, Бамберг, и др.), одновременно и стремлением к передаче внутренних эмоций (надгробие епископа Лоренца фон Бибра, камень, около 1519, собор, Вюрцбург).
Рименшнейдер принимал активное участие в жизни Вюрцбурга; в 1504–1525 гг. – член городского Совета, среди занимаемых должностей – советник по строительству. Должность принесла скульптору не только статус, но и способствовала получению крупных и выгодных заказов; однако увеличение их объёма и занятость в общественной деятельности привели к большой роли мастерской в исполнении поздних произведений.
Будучи одним из руководителей антиепископской партии, выступившей на стороне восставших во время Крестьянской войны 1524–1526 гг. и потерпевшей поражение, Рименшнейдер пережил тюремное заключение, пытки и частичную конфискацию имущества; в конце жизни почти не работал.