Пенц Георг
Пенц Гео́рг (Йорг Пенц; Georg Pencz, Pentz, Bentz, Benz) [около 1500, Вестхайм (?), Бавария – 10.10.1550 или 15.10.1550, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) или Лейпциг], немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, представитель искусства Северного Возрождения.
Учился в мастерской А. Дюрера; один из его поздних учеников наряду с братьями Б. Бехамом и Х. З. Бехамом. В 1521 г. как подмастерье принимал участие в неоконченной росписи стен одного из залов Ратуши в Нюрнберге по эскизам учителя (возможно, является автором эскиза для сцены «Балкон с музыкантами»). Получил гражданство Нюрнберга (8.8.1523). Ранние произведения Пенца демонстрируют сильную зависимость его композиций и стиля от работ Дюрера («Ангел», 1525–1530, Музей Вальрафа – Рихарца, Кёльн; «Святая Троица», Национальный музей, Варшава).
Осенью 1524 г. вместе с братьями Бехам примкнул к тайному кружку теолога-реформатора Т. Мюнцера; в результате доноса все они были заключены в тюрьму и обвинены в безбожии, подстрекательстве народа к бунту и изгнаны из Нюрнберга. Пенц вернулся в Нюрнберг в 1525 или 1527 гг., в 1532 г. стал главным художником города. Работал в тесном сотрудничестве с Г. Саксом как иллюстратор многих его поэтических произведений (например, листовка «Содержание двух проповедей», 1529, ксилография).
Вероятно, совершил две поездки в Италию: во 2-й половине 1520-х гг., сотрудничая с М. Раймонди, и в начале 1540-х гг., испытав там заметное воздействие произведений А. Бронзино, Л. Лотто, Тициана и других итальянских художников, что сказалось на технике и стиле зрелых и поздних работ немецкого мастера («Спящая, или "Ванитас"», 1544, Музей Нортона Саймона, Пасадина, штат Калифорния; «Урания», 1545, Городская галерея в Поммерсфельдене, Бавария). Одна из значительных сохранившихся монументальных композиций Пенца – «Падение Фаэтона» (1534) – роспись плафона т. н. Хиршфогельзала, садового павильона замка семейства Тухеров в Нюрнберге. К числу лучших живописных произведений Пенца относятся его репрезентативные портреты: «Портрет юноши» (1544, Уффици, Флоренция), «Портрет нюрнбергского мастера золотых дел Якоба Хофмана» (1544, Музей земли Гессен, Дармштадт), «Портрет аугсбургского купца Сигизмунда Бальдингера» (1545, с 2010 – частное собрание, ранее – Картинная галерея, Кассель), «Портрет Пфальцграфа Оттгенриха Пфальцского» (около 1550, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Автор более 120 резцовых гравюр на мифологические, аллегорические, исторические и библейские сюжеты – «Муций Сцевола и Порсена» (около 1523), «Взятие Карфагена» (1539), «Фетида и Хирон» (1543), серии «Ветхий Завет», «Триумфы Петрарки» (обе – около 1539), «Семь свободных искусств» (около 1541), в которых очевидны влияния Раймонди и римского маньеризма.
Вместе с братьями Бехам вошёл в группу малых мастеров, названных так за небольшой размер создаваемых ими гравюр.