Государственные музеи Берлина
Госуда́рственные музе́и Берли́на (Берлинские государственные музеи; Staatliche Museen zu Berlin, SMB), одно из крупнейших музейных объединений в мире. Основано в 1918 г. на базе Королевских музеев (Königliche Museen, открылись в 1830), входит в состав Фонда прусского культурного наследия (Stiftung Preußischer Kulturbesitz, SPK), учреждённого в 1957 г. Государственные музеи Берлина (далее – ГМБ) охватывают обширный ряд музеев и научных институтов, размещённых в исторических и современных зданиях и комплексах зданий.
Учреждения в составе ГМБ
Государственные музеи Берлина на 2023 г. включают в себя 15 музеев и 4 научно-исследовательских центра.
Античное собрание (Antikensammlung, складывалось с 17 в.) охватывает памятники от эгейской культуры (в основном 3–2-е тыс. до н. э.) до поздней Римской империи (середина 1-го тыс. н. э.). В Египетском музее и Собрании папирусов (Ägyptisches Museum und Papyrussammlung, основаны в 1828) представлена коллекция искусства и письменных источников Древнего Египта начиная с периода Древнего царства (около 3000 до н. э.). Памятники древних культур также хранятся в Музее Передней Азии (Vorderasiatisches Museum, 1899) и Музее доистории и протоистории (Museum für Vor- und Frühgeschichte, 1931).
Этнологический музей (Ethnologisches Museum, 1873) включает девять отделов, посвящённых регионам Африки, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании. Музей азиатского искусства (Museum für Asiatische Kunst, 1906) включает в себя памятники различных культур Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Собрание Музея исламского искусства (Museum für Islamische Kunst, 1904) хранит экспонаты, созданные в 7–19 вв. в Средиземноморье (Южная Европа, Северная Африка, Западная Азия), Центральной и Южной Азии.
Коллекции европейской и американской живописи и скульптуры ГМБ распределены между несколькими музеями. В Картинной галерее (Gemäldegalerie, 1830) собраны полотна ведущих художников Европы 13–18 вв. Европейские произведения пластики этого периода представлены в Собрании скульптуры (Skulpturensammlung, 1830), в 2000 г. объединённом с Музеем византийского искусства (Museum für Byzantinische Kunst, 1876; позднеантичные и византийские произведения искусства и предметы быта). В свою очередь, коллекция Национальной галереи (Nationalgalerie, 1876) охватывает произведения западного изобразительного искусства 19–21 вв.
К ГМБ также относятся Нумизматический кабинет (Münzkabinett, 1830), Гравюрный кабинет (Kupferstichkabinett, 1831; собрание графики, в том числе рисунков и акварелей), Музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum, 1867), Музей европейских культур (Museum Europäischer Kulturen, 1999; посвящён культуре повседневности и быту Европы 18–21 вв.), Музей фотографии (Museum für Fotografie, 2004; включает собрание Фонда Х. Ньютона и фотоматериалы Библиотеки по искусству).
В число научных центров ГМБ входят Библиотека по искусству (Kunstbibliothek, 1868), Институт музейных исследований (Institut für Museumsforschung, 1979), Центральный архив (Zentralarchiv, 1987), Археологический центр (Archäologisches Zentrum, 2012).
Кроме того, объединению принадлежат один из старейших музейных центров практических исследований – Лаборатория имени Ф. Ратгена (Rathgen-Forschungslabor, 1888) и крупная гипсоформовочная мастерская (Gipsformerei, 1819; в составе Королевских музеев с 1830).
Большинство учреждений расположено на Музейном острове на реке Шпре и в Гумбольдт-форуме (воссозданном рядом в начале 21 в. Берлинском дворце), а также в комплексе Культурфорум близ площади Потсдамерплац. Как в прошлом, так и ныне несколько музеев из состава ГМБ могут занимать одно здание, при этом одно собрание может быть распределено по нескольким сооружениям.
Истоки собрания. Королевский музей
История собраний ГМБ восходит к кунсткамерам курфюрстов Бранденбурга 16–17 вв. Согласно каталогам «Избранной сокровищницы Бранденбурга» («Thesaurus Brandenburgicus Selectus», 1696–1701), к началу 18 в. королевская коллекция включала в себя значительное количество произведений европейской живописи, античной и ренессансной скульптуры, а также керамику, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства. Впервые идею превращения художественного собрания прусских королей в публичный музей высказал в 1797 г. исследователь античного искусства А. Хирт. По его мысли, это учреждение должно было служить просвещению (в первую очередь учеников Прусской академии искусств) и науке, опосредованно повышая эстетическое качество производимых товаров и укрепляя тем самым экономику страны; планировался лишь ограниченный доступ широкой публики. Однако планы Хирта не получили воплощения из-за смерти в 1797 г. короля Фридриха Вильгельма II: вступивший на престол Фридрих Вильгельм III сначала отложил их из соображений экономии, а затем развитие замысла по созданию музея оказалось приостановлено наполеоновскими войнами.
Ситуация изменилась с окончанием в 1815 г. военных действий и возвращением в Пруссию памятников искусства, увезённых французскими войсками в Париж (подробнее см. в статье Лувр). В этот период прусские собрания расширились за счёт приобретения произведений из коллекций В. Джустиниани (1815) и британского коммерсанта Э. Солли (1821). Единственным подходящим пространством для устройства публичной экспозиции директор Прусской академии искусств И. Г. Шадов посчитал здание этой академии на бульваре Унтер-ден-Линден; его реконструкцию доверили в 1820 г. придворному архитектору М. Ф. Рабе. Его проект вызвал критику с разных точек зрения (так, недостаточную прочность конструкций отметил архитектор К. Ф. Шинкель); обоснованность претензий Фридрих Вильгельм III поручил оценить созданной в марте 1822 г. музейной комиссии. В неё вошли, помимо чиновников, А. Хирт и Шинкель, который сначала представил собственный проект музейного крыла для здания академии (проект утверждён комиссией и королём в июле 1822), а в январе 1823 г. предложил возвести для музея отдельное здание в северной части парка «Лустгартен», напротив Берлинского дворца, никак не зависящее от академии искусств. Этот проект с эффектными колоннадой и ротондой, также получивший одобрение властей, должен был вызывать эмоциональную реакцию у публики и воспитывать её вкус (в противовес утилитарному замыслу Хирта). Схожим стал принцип экспонирования произведений, который в ноябре 1828 г. представили историк искусства Г. Ф. Ваген и Шинкель: вместо предложенного Хиртом в 1797–1798 гг. и развитого в октябре 1828 г. «энциклопедического» принципа (демонстрация всех художественных направлений и типов экспонатов, включая оружие, кунсткамерные редкости и т. д.) следовало показать произведения только великих школ и мастеров, т. е. во главу угла ставился эстетический критерий.
Возведённый в 1825–1830 гг. Королевский музей (Königliches Museum; ныне Старый музей, Altes Museum) стал образцом музейного строительства 1-й половины 19 в. и ключевым памятником классицизма и т. н. прусского эллинизма. Он вмещал экспозицию, посвящённую европейскому художественному наследию: подлинники и слепки античной скульптуры, живопись и графику Возрождения и Нового времени и т. д. Г. Ф. Ваген стал здесь директором Картинной галереи (1830–1868).
Развитие коллекций в 19 в. Музейный остров
Расширение королевских художественных собраний вскоре потребовало новых экспозиционных пространств. В первую очередь это было связано с приобретением в 1828 г. древнеегипетской коллекции (около 1600 предметов) у итальянского арт-дилера Дж. Пассалаквы, который и стал первым директором собрания древнеегипетского искусства. Значительное количество произведений также получили в результате египетских раскопок 1842–1845 гг., проведённых К. Р. Лепсиусом (директор совместно с Пассалаквой в 1855–1865, самостоятельно до 1884).
В 1841 г. Фридрих Вильгельм IV постановил преобразовать всю северную часть о. Шпреинзель за Королевским музеем в «прибежище для искусства и науки» (Holtz. 2012) – будущий Музейный остров. Первым зданием здесь стал Новый музей (Neues Museum; возведён в русле позднего классицизма в 1843–1855 по проекту архитектора Ф. А. Штюлера; открыт в 1859). В нём были размещены Египетский, Этнологический и Германо-славянский отделы, а также экспонаты из коллекций слепков и графики. Согласно концепции Штюлера и генерального директора Королевских музеев И. фон Ольферса, предметы располагались в хронологическом порядке, а залы декорировались соответственно отведённой им тематике. Например, Египетский двор оформили в виде древнеегипетского храма, расписанного копиями оригинальных композиций и жанровыми сценами из жизни древних египтян.
В 1861 г. прусскому государству перешло по завещанию банкира и консула И. Г. В. Вагенера его художественное собрание, в основном состоявшее из немецкой живописи 19 в.: картин К. Д. Фридриха, мастеров дюссельдорфской школы и др. Оно стало основой для Национальной галереи (Nationalgalerie; первое здание, ныне Старая национальная галерея, Alte Nationalgalerie, возведено в 1866–1876 по монументальному храмообразному проекту архитектора Ф. А. Штюлера на основе замысла Фридриха Вильгельма IV; проект реализован после смерти Штюлера И. Г. Штраком). Собрание пополнялось произведениями немецких художников романтизма, бидермайера, реализма и натурализма 2-й половины 19 в. В то же время, благодаря первым директорам М. Йордану (в 1874–1896) и Х. фон Чуди (в 1896–1909), в галерею поступали и более прогрессивные для германского контекста произведения, например картины А. Бёклина и французских импрессионистов.
Музеи формировались и за пределами Музейного острова. Так, во 2-й половине 19 в. существенно пополнились и этнологические собрания, чему способствовали государственные приобретения (например, часть коллекции видного этнолога и естествоиспытателя Максимилиана, принца цу Вид-Нойвид), а также колониальная политика Германской империи. В 1873 г. для их изучения и сохранения создан Музей этнологии (Museum für Völkerkunde), расположившийся в здании (не сохранилось) на севере современного района Кройцберг.
Музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum) основан в 1867 г. как негосударственный Берлинский немецкий музей ремесла (Deutsches Gewerbe-Museum zu Berlin) по образцу лондонского Музея Виктории и Альберта для просвещения мастеров художественных ремёсел, технических рисовальщиков (т. е. работавших в сфере массового производства дизайнеров) и широкой публики. В 1881 г. он разместился в построенном для него здании (ныне Мартин-Гропиус-бау; 1877–1881, архитекторы М. Гропиус, Х. Шмиден) рядом с Музеем этнологии, а в 1885 г. вошёл в состав Королевских музеев.
Последняя треть 19 – 1-я треть 20 вв.
Имперский период (1871–1918) в истории Германии стал одним из наиболее благополучных для ГМБ, т. к. в это время размах музейных закупок достиг своего пика. Ключевая роль в этом процессе традиционно отводится В. фон Боде, который в 1872 г. стал помощником директора Королевских музеев, затем возглавил Отдел скульптуры (1883) и Картинную галерею (1890), а в 1905–1920 гг. занимал пост генерального директора Королевских музеев. Основным направлением деятельности фон Боде стало расширение коллекции итальянского Возрождения. При нём Королевские музеи получили произведения из наиболее значимых ренессансных собраний: С. Бардини, Ф. Шпитцера, Дж. Симона и др. Идея фон Боде о формировании на их основе Музея Ренессанса воплотилась в Музее кайзера Фридриха (назван в честь императора Фридриха III; Kaiser-Friedrich-Museum; с 1956 Музей Боде, Bode-Museum; необарочное здание построено в 1897–1904 гг. по проекту архитектора Э. фон Ине на северной оконечности Музейного острова). Фон Боде сформулировал концепцию музея, где разные виды искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектурные фрагменты, в том числе порталы и камины) совмещались в рамках «стилевых комнат» (Stilraum), посвящённых национальным школам и отдельным этапам в истории искусства.
Другим источником расширения ГМБ стали плодотворные археологические экспедиции. В 1871 г. инженер К. Хуман обнаружил в Пергаме часть рельефных фризов Алтаря Зевса (1-я половина 2 в. до н. э.), раскопки этого древнего города под руководством Хумана и других исследователей велись ГМБ в 1878–1886 гг. В 1898 г. основано Немецкое восточное общество (Deutsche Orient-Gesellschaft), ставшее важнейшим спонсором археологических исследований. Так, оно поддерживало вавилонские экспедиции Р. Кольдвея в 1899–1917 гг., обнаружившего фрагменты Ворот Иштар (575 до н. э.). Поскольку многочисленные находки не помещались в существующих зданиях ГМБ, решено было создать для них новое здание. Пергамский музей (Pergamonmuseum) в стиле неоклассицизма начал строиться в 1910 г. по проекту архитектора А. Месселя под руководством Л. Хофмана, однако был завершён лишь в 1930 г., став последним, пятым, музеем на Музейном острове. Главными его экспонатами стали грандиозные музейные реконструкции древних памятников: Пергамского алтаря, вавилонских Ворот Иштар и Дороги процессий, Торговых ворот Милета (около 100 н. э.) и фасадов замка Мшатта (743–744). Туда же переместили и многие экспонаты из античных, переднеазиатских и исламских коллекций. В северном крыле Пергамского музея разместился Немецкий музей – задуманная В. фон Боде в 1906 г. по аналогии с Музеем Ренессанса экспозиция старой немецкой и нидерландской живописи (открыт для публики в 1930–1939).Пополнение собрания происходило и в Национальной галерее. Благодаря усилиям её директора в 1909–1933 гг. Л. Юсти, сюда поступали работы немецких экспрессионистов (в частности, участников и последователей группы «Мост») и другие произведения модернизма. Экспозиция современного искусства разместилась во дворце Кронпринценпале на бульваре Унтер-ден-Линден.
Третий рейх, Вторая мировая война и разделённая Германия
С приходом к власти нацистской партии больше всего пострадали коллекции современного искусства Национальной галереи и Гравюрного кабинета. В 1933 г. Л. Юсти уволили с должности директора галереи, а созданный им отдел во Кронпринценпале упразднили. Модернистские произведения изымались из собраний ГМБ, как и других музеев Германии, демонстрировались на выставках «дегенеративного искусства» и затем уничтожались или продавались за рубеж. Известны случаи обмена произведений итальянской живописи на работы немецких мастеров; так, «Рождество с пророками Исайей и Иезекиилем» Дуччо (часть алтарного полиптиха «Маэста́» из собора г. Сиена; 1308–1311) и «Богоматерь с Младенцем» Филиппо Липпи (около 1440; оба произведения ныне в Национальной галерее искусства, Вашингтон) были обменяны на «Портрет мужчины с лютней» (1526–1527) Г. Гольбейна Младшего.
Ещё более суровые испытания ждали ГМБ во время Второй мировой войны. Большинство музеев закрылись уже в 1939 г., а в 1944–1945 гг. бомбардировки британо-американской авиацией разрушили значительную часть строений на Музейном острове. Несмотря на предпринятую эвакуацию, многие экспонаты (например, более 400 преимущественно крупноформатных произведений из Картинной галереи) оказались безвозвратно утрачены. Ещё большее количество произведений вывезли в СССР и страны Запада после капитуляции Германии. В 1955–1958 гг. многие из них были возвращены в ФРГ и ГДР, однако внушительное число экспонатов (в частности, свыше 90 % коллекций восточноазиатского искусства) так и не прошло реституцию.
Во время четырёхсторонней оккупации Берлина подавляющее большинство музеев оказались в советской и американской зонах. С разделением городской администрации в 1948 г. надвое руководство ГМБ также разбили на два автономных отдела. Произведения были, как правило, поделены по географическому принципу: экспонаты, эвакуированные из ГМБ на территорию будущей ГДР, вернулись в Восточный Берлин, а оказавшиеся в западной части Германии – в Западный.
В 1946–1957 гг. должность директора Музеев Восточного Берлина занимал Л. Юсти. При его руководстве велась реставрация экспонатов и зданий Музейного острова. В Дворцовом музее (т. е. в избежавшей полного разрушения части Берлинского дворца, в первую очередь в Белом зале) прошли в 1946 г. первые послевоенные выставки – «Современная французская живопись» (произведения из ключевых собраний Франции, показанные в Баден-Бадене, а затем и в Берлине по инициативе французских оккупационных властей) и организованная Юсти экспозиция «Новая встреча с музейными ценностями» («Wiedersehen mit Museumsgut») – произведения древнеегипетского, буддийского, старонемецкого искусства и т. д., а также ряд работ, ранее причисленных нацистами к «дегенеративному искусству» (всего 98 экспонатов).
С 1947 г. Л. Юсти вместе с историком искусства А. Яннашем формировал Галерею 20 века, восстанавливая собрание современного искусства; в 1949 г. в Западном Берлине Яннаш основал одноимённый музей (существовал до 1968), в то время как в Восточном Берлине аналогичное учреждение так и не заработало. В 1952–1954 гг. открылись исламская и восточноазиатские экспозиции в южном крыле Пергамского музея. В 1958 г. туда же были возвращены из СССР Пергамский алтарь и другие античные произведения. К 10-летию основания ГДР (1959) восстановили здания Музея Боде, Национальной галереи (ныне Старая национальная галерея) и Пергамского музея, к 1966 г. – здание Старого музея. В 1963 г. во дворце Кёпеник открылось дополнительное экспозиционное пространство для предметов декоративно-прикладного искусства.
Деятельность музеев Западного Берлина, в свою очередь, была связана с формированием новых учреждений. Ключевым событием стало основание Фонда прусского культурного наследия в 1957 г., в управление которого оказались переданы культурные организации и государственные коллекции. Первым центром фонда стал район Далем, где располагалось неоклассицистическое здание Азиатского музея (1914–1923, архитектор Б. Пауль; ныне Бруно-Пауль-бау), служившее запасником для Этнологического музея. Здесь в 1949 г. разместилась часть коллекций Картинной галереи, Отдела скульптуры и Гравюрного кабинета, оказавшаяся в Западном Берлине. В 1964–1973 гг. рядом появились новые корпуса в стиле модернизма (архитекторы Б. Гриммек, В. Эберт, Ф. Борнеман), вместившие, помимо европейской живописи, Этнологический музей и собрания индийского, исламского, восточноазиатского искусства.
В 1959–1960 гг. во дворце Шарлоттенбург и расположенных напротив него парных корпусах Штюлербау (офицерских казармах лейбгвардии, 1851–1859, архитектор Ф. А. Штюлер) разместились западноберлинские части античной и древнеегипетской коллекций (так, здесь до 2005 находился знаменитый бюст царицы Нефертити в синем венце), произведения живописи.
В конце 1950-х гг., в ещё не разделённом Берлинской стеной городе, в его западной зоне, между парком «Тиргартен» и площадью Потсдамерплац, в дополнение к расположенному на востоке Музейному острову начал формироваться ансамбль учреждений культуры – Культурфорум (Kulturforum). Здесь в 1958 г. началось строительство здания Берлинской филармонии по проекту Г. Шаруна, а в 1964 г., по его же проекту, – Государственной библиотеки в Берлине (Шарун оказал значительное влияние на развитие градостроительной концепции Культурфорума).
Первым из сооружений ГМБ здесь возвели здание Новой национальной галереи (Neue Nationalgalerie) в стиле модернизма (замысел с 1962; строительство велось в 1965–1968, архитектор Л. Мис ван дер Роэ): её собрание основано на произведениях Галереи 20 века и расширялось в последующие десятилетия за счёт возвращения работ, конфискованных нацистами в 1930-х гг.
Проектирование остальных музейных зданий поручили в 1967 г. архитектору Р. Гутброду, задумавшему комплекс из четырёх корпусов, вырастающих из общего основания-террасы, однако по его проекту до объединения Германии возвели лишь Музей прикладного искусства (1978–1985): лапидарный облик здания вызвал критику, поэтому новое оформление вчерне уже возведённых объёмов общего вестибюля, Гравюрного кабинета и Библиотеки по искусству, а также разработка проекта Картинной галереи были поручены по итогам конкурса (1986–1987) архитекторам Х. Хильмеру и К. Заттлеру.
Объединение страны и современное состояние ГМБ
Объединение Германии в 1990 г. поставило перед ГМБ вопрос об очередной реорганизации. Несмотря на влиятельность мнения о необходимости возвращения всех западноберлинских коллекций на Музейный остров, администрация Культурфорума продолжала поддерживать собственные проекты.
Так, уже значительно продвинулось проектирование нового здания Картинной галереи (возведена в 1992–1998, архитекторы Х. Хильмер, К. Заттлер), а Музей Боде, где предлагалось вновь разместить всё собрание живописи, был для этой цели слишком мал. То же самое относилось и к другим историческим музейным зданиям: из-за послевоенного расширения фондов ни одно из них не могло целиком вместить живописные или скульптурные экспозиции.
Кроме того, многие из зданий требовали реставрационных работ. После внесения в 1999 г. Музейного острова в список Всемирного наследия Фонд прусского культурного наследия инициировал программу «Masterplan Museumsinsel» по реновации всех сооружений Музейного острова и его территории в целом.
На 2023 г. отреставрированы три из них: Старая национальная галерея (1998–2001), Музей Боде (1998–2006), а также разрушенный бомбардировками во Вторую мировую войну и остававшийся в руинированном состоянии до начала 21 в. Новый музей (2003–2009): здесь архитектор Д. Чипперфилд заменил полностью утраченные компоненты (например, главную лестницу) современными по форме и сохранил следы взрывов и пожара в исторических частях. С 2013 г. ведётся реставрация Пергамского музея. Часть мастерплана – новая Галерея Джеймса Симона, служащая посетительским центром Музейного острова (2009–2018, архитектор Чипперфилд).
На Культурфоруме, где в 1994 г. открылись пространства Гравюрного кабинета и Библиотеки по искусству (проекты архитекторов Х. Хильмера и К. Заттлера на основе замысла Р. Гутброда), в 2019 г. заложен первый камень в основание здания Музея 20 века – ещё одного корпуса для собрания Национальной галереи (архитектурное бюро Herzog & de Meuron).
Современное распределение коллекций
Несмотря на то что многие собрания ГМБ воссоединены после 1990 г., в 2023 г. их размещение существенно отличается от исторического.
В Старом музее выставлены произведения Античного собрания и монеты из Нумизматического кабинета. Новый музей экспонирует коллекции Египетского музея, Музея доистории и протоистории и ряд античных произведений. В Музее Боде показаны экспонаты Собрания скульптуры и Музея византийского искусства, Нумизматического кабинета и избранные произведения из Картиной галереи. После запланированного на 2037 г. полного открытия после реновации Пергамского музея (частичное открытие в 2027; данные 2023) в его залах будет представлена, наряду с Алтарём Зевса и другими реконструкциями древних сооружений, экспонатами Переднеазиатского музея и Античного собрания, обновлённая экспозиция Музея исламского искусства.
Собрание Национальной галереи разделено между шестью зданиями: Старой национальной галереей (немецкая живопись 19 в.) на Музейном острове, неоготической Фридрихсвердерской церковью к югу от него (Friedrichswerdersche Kirche; 1824–1830, архитектор К. Ф. Шинкель; немецкая скульптура 19 в.), Новой национальной галереей (искусство 20 в.) на Культурфоруме, бывшим Гамбургским вокзалом – Современной национальной галереей (Hamburger Bahnhof – Nationalgalerie der Gegenwart, музей открыт в 1996; здание, 1846, архитектор Ф. Нойхаус, перестроено для выставочных целей между 1904 и 1916; реконструкция для ГМБ по проекту архитектора Й. П. Кляйхуса завершена в 1996; современное искусство), а также Музеем Берггрюна (Museum Berggruen, 2004; закрыт на реконструкцию; искусство модернизма) и Собранием Шарфа – Герстенберга (Sammlung Scharf-Gerstenberg, 2008; искусство сюрреализма, его предшественников, включая Дж. Б. Пиранези и Ф. Гойю, и последователей) в парных корпусах Штюлербау в Шарлоттенбурге.
Экспозиции Музея прикладного искусства расположены, помимо основного здания на Культурфоруме, во дворце Кёпеник (1677–1690, архитекторы Р. ван Лангервельт и И. А. Неринг). Гравюрный кабинет, Библиотека по искусству, Картинная галерея занимают свои здания в составе Культурфорума.
В корпусе Бруно-Пауль-бау в Далеме размещён Музей европейских культур. С 2004 г. в бывшем офицерском клубе ландвера (в стиле неоклассицизма; 1908–1909, архитекторы Х. Шмиден, Ю. Ботке) у вокзала Цоологишер-гартен действует Музей фотографии (Museum für Fotografie). С 2021 г. экспозиции Этнологического музея и Музея азиатского искусства расположены в здании Гумбольдт-форума (Humboldt Forum) – воссозданном королевском Берлинском дворце (снесён в 1950; реконструкция, 2012–2020, архитектор Ф. Стелла).
В 2019 г. в здании «Хаус Бастиан» (2007, архитектор Д. Чипперфилд), расположенном через канал Купферграбен от Музейного острова, открылся Центр культурного образования ГМБ.