Салонное искусство
Сало́нное иску́сство (салонно-академическое искусство), консервативное направление в художественной культуре Европы и Америки 19 – начала 20 вв.; название получило благодаря поддержке его официальным жюри парижских Салонов. Общие отличительные черты салонного искусства: эклектизм творческого метода, опирающегося прежде всего на нормы академизма 19 в. и позднего классицизма, использующего в то же время внешне воспринятые методы и приёмы романтизма, позднее – реализма и натурализма: эффектная красивость композиции и однозначность содержания (при развитой сюжетности, часто граничащей с анекдотизмом); прямолинейность трактовки значительных тем; формальная завершённость и «сделанность» фактуры; патетика и идеализация образов; потакание художественной моде и вкусам массового зрителя; откровенная развлекательность, эротика и уход от социальной проблематики; агрессивное неприятие всего новаторского в искусстве и стремление навязать своё понимание «хорошего вкуса»; коммерциализация художественного творчества. Расцвет салонного искусства во Франции приходится на годы Второй империи, однако многие его черты сложились уже в творчестве художников, примыкавших к романтизму (Э. Ж. О. Верне, Э. Девериа), мастеров «золотой середины» (франц. juste-milieu; П. Деларош, Э. Мейссонье и др.). Среди виднейших мастеров салонного искусства второй половины 19 в. – Т. Кутюр, А. Кабанель, В. Бугро, Ж.-Л. Жером, Ф. Кормон, Ш. Шаплен, Ф. К. Винтерхальтер, Э. О. Каролюс-Дюран. Наиболее предпочитаемые жанры салонного искусства – мифологический и аллегорический (чаще всего как повод для изображения обнажённой натуры), исторический (обычно в духе костюмированной мелодрамы), бытовой (часто из «античной» жизни); широкое распространение получил салонный портрет. Будучи своего рода «фабрикой грёз» и обладая способностью активного воздействия на массового зрителя, салонное искусство стало одним из предшественников массовой культуры 20 в. Художественные явления, близкие салонному искусству Франции, существовали в 19 – начале 20 вв. также в России (С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский, А. А. Харламов, В. И. Якоби и др.), Великобритании (Ф. Лейтон, Л. Альма-Тадема и др.), Польше (Г. И. Семирадский), Латвии (К. Т. Гун), Италии, Австрии, США и других странах. Ассимиляция разных стилей и направлений салонного искусства, его заметная роль в художественной жизни имели также и обратное воздействие на творчество крупных мастеров второй половины 19 в., далёких от его принципиальных установок (Г. Курбе, Г. Моро, И. Н. Крамской и др.).