Нотке Бернт
Но́тке Бернт (Bernt Notke) (около 1440, Лассан, ныне земля Мекленбург – Верхняя Померания, или Ревель, ныне Таллин – до 12.5.1509, Любек), немецкий скульптор, живописец и рисовальщик.
Учился в Нидерландах, возможно, в мастерской ткача Паскье Гренье в Турне. На знакомство с практикой больших шпалерных мастерских указывает традиционно приписываемый Нотке живописный фриз на холсте «Пляска смерти» для одной из капелл церкви Мариенкирхе в Любеке (1463–1466). Он известен по фотографиям с копии местного художника А. Вортмана (1701, уничтожена во время Второй мировой войны 1939–1945) а также фрагментарной авторской копии в церкви Нигулисте (Святого Николая) в Таллине. Это произведение дало Нотке возможность вступить в цех живописцев Любека.
Для его скульптурных и скульптурно-живописных работ, эволюционировавших от плоскостной к пространственной постановке, характерны монументальные размеры и, несмотря на неровность качества выполнения деталей, безупречное чувство композиции, а также простота раскраски, в которой доминируют золотой, синий и красный цвета (алтарь Святой Агнессы для церкви Хоспиталькирхе во Франкфурте-на-Майне, 1471, нынешнее местонахождение неизвестно; алтарная преграда в виде многофигурной группы «Триумфальный крест» в соборе Любека, 1470–1477; главный алтарь собора в Орхусе, 1477–1479; алтарь в церкви Пюхавайму (Святого Духа) в Таллине, 1482–1483). Нотке использовал целый спектр натуралистических приёмов: изображал полуразложившиеся фигуры воскресших, набухшие вены передавал с помощью кожаных ремней, бахрому на одежде делал из плетёных верёвок.
В 1480–1490-х гг. периодически жил в Швеции, где выполнял также поручения дипломатического характера для шведского регента Стена Стуре. По его заказу был создан монументальный алтарь-реликварий Святого Георгия (1489) в церкви Святого Николая в Стокгольме, отмеченный использованием натуральных материалов (лосиные рога в фигуре дракона, настоящие волосы, отпечатки монет и драгоценные камни), причудливостью силуэтов. В 1491 г. Нотке назначен шведским государственным монетарием и практически перестал заниматься художественной деятельностью.
В 1498 г. вернулся в Любек, в 1499 г. создал алтарный образ «Месса святого Григория» для церкви Мариенкирхе в Любеке (разрушен в 1942), в 1505 г. стал попечителем строительства церкви Святого Петра в этом городе.
Крупные и трудоёмкие заказы заставляли Нотке искать пути рационализации работы своей мастерской: он привлекал непрофессионалов для подсобной работы (согласно цеховому регламенту, мастер имел право использовать труд только двух подмастерьев), ради удешевления и ускорения процесса работы применял нетрадиционные материалы. Творчество Нотке оказало воздействие на искусство северо-восточной Германии, скандинавских и прибалтийских стран (Швеция, Латвия, Эстония).