Базилика (тип здания)
Бази́лика (греч. βασίλειον; лат. basilica – царская палата), тип прямоугольного, протяжённого в плане здания, разделённого рядами опор на три или пять продольных нефов, освещаемых через окна в стене повышенного центрального нефа.
Исторический очерк
Античность
Происхождение дохристианской базилики связывают с историей греческой стои: Страбон (География. Книга V. Глава III. 8) называл римские базилики «царскими стоями» (греч. βασιλικαί στοαί). Как и стои, базилики размещались за центром полиса (т. е. за агорой в Древней Греции и форумом в Древнем Риме), но были рассчитаны на собрания внутри, а не снаружи здания. Аналоги базилики видят в гипостильных залах (на о. Делос; около 210 до н. э.) и колонных тронных залах эллинистического Египта эпохи Птолемеев.
Древнейшие базилики появились в Риме во 2 в. до н. э.: согласно Титу Ливию (История Рима. Книга XXXIX. Глава XLIV. 7), первая была построена Катоном к западу от зданий курии и комиция (базилика Порция, 184 до н. э.), затем возведены базилики Эмилия (179 до н. э.) и Семпрония (169 до н. э.). Позже базилики распространились в Италии, западных провинциях Европы и Северной Африки.
Базилики римской эпохи различны по формам и функциям; в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские базилики строили вблизи форума как его крытое продолжение (ранние известны в Косе, Южная Этрурия, середина 2 в.; в Помпеях, около 120; Ардее и Альбе-Фуценс, 1 в. до н. э.). В военных поселениях римлян строились базилики principiorum (в качестве центра лагеря, канцелярии и зала собраний; обнаружены в ходе археологических раскопок во многих укреплениях на окраинах римского государства в Европе, Африке и Азии, в том числе в Дура-Европос, конец 2 в.) и базилики exercitatoria (для военных упражнений). Во дворцах императоров базилики служили залами для приёмов и сооружались по всей империи – от Палатина в Риме [дворец императора Домициана, упомянутый Плутархом (Попликола. XV)] и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приёмов дворца императора Диоклетиана, 300–306) и Трира (зал приёмов и Новый зал императора Константина Великого, оба – начало 4 в.).
Базилика Константина, Аугуста-Треверорум (ныне Трир, Германия). 4 в.Базилики постепенно приобрели некоторые религиозные функции: в базиликах principiorum хранились священные штандарты войск; базилики форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествлённого императора и его семьи; во многих итальянских, других европейских и африканских городах базилика на форуме нередко ставилась рядом с храмом: Альба-Фуценс, Веллейя, Аугуста-Багиеннорум (Бене-Ваджиенна; все три – Италия), Аугуста-Раурика (Швейцария), Лугдун-Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия) в Западной и Южной Европе; Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия) в Северной Африке. Базилики иногда использовали как культовые здания восточных религий, например храм Сераписа в Пергаме (Красная базилика, 2 в.), подземная базилика за воротами Порта-Маджоре в Риме (1 в.). Однако из старых, дохристианских архитектурных типов базилика в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.
Термин «базилика» в позднеимперский период применяли к любому большому крытому прямоугольному залу независимо от его функции, но архитектура типичной базилики основана на устойчивых принципах: протяжённость, простота конструкции, освещённость через проёмы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. Витрувий (Витрувий Поллион. 1936. С. 92–94) описал два типа двухэтажных базилик: с двумя рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (построенная Витрувием базилика в Фано, не ранее 27 до н. э.). В качестве базилики постепенно стали использовать и тип зала, характерного прежде для комплексов терм: в этих постройках свод среднего нефа поддерживался поперечно направленными пристенными пилонами, а трёхнефность постройки сохранялась в некоторых из них благодаря проёмам посреди этих пилонов (базилика императоров Максенция и Константина в Риме, 308–313). Базилика Максенция и Константина, Рим. 308–312.Перекрытия базилик были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком с кессонами (исключение – сводчатые базилики начала 4 в., например императоров Максенция и Константина), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны вырезали из мрамора и гранита.
Впоследствии с форума в базилику были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба-Фуценс; при императоре Траяне). В базилике Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу (как правило, единственному) стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако базилики имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннаду по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).
Раннехристианский период
Базилика как церковное сооружение появилась в доконстантиновскую эпоху: древнейшее из специально построенных церковных зданий – храм в Айле (ныне Акаба, Иордания; около 300; размер 26 × 16 м). Он имел базиликальный план и прямоугольную апсиду, ориентированную на восток.
Массовое возведение базилик началось после издания Миланского эдикта в 313 г. Христиане внесли в архитектуру базилики новые черты, обусловленные потребностями богослужения и христианской символикой. Важнейшие из них – устойчивая осевая композиция, т. е. продольная вытянутость здания, усиленная параллельными рядами колонн, акцентированность концов оси, на которых располагались противолежащие друг другу вход и апсида. Протяжённость церкви обычно подчёркивалась помещавшимися на той же оси двором-атриумом и нартексом (эта композиция издревле известна в дохристианской архитектуре Ближнего Востока, в том числе в близких по времени сооружениях, например в большом храме комплекса в Баальбеке). Такой тип постройки отвечал представлениям христиан об устройстве храма: протяжённость символизировала корабль спасения; путь от входа к алтарной апсиде служил прообразом пути спасения; четырёхугольная конструкция и возможность ориентации по сторонам света соответствовали понятиям о порядке мироустройства и т. д. Джованни Баттиста Пиранези. Интерьер базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Ок. 1748/1749. Гравюра из серии «Виды Рима» (Vedute di Roma).
Национальная галерея искусства, Вашингтон.К отличительным архитектурным элементам христианской базилики относится также широкое распространение арок, опирающихся на колонны (в римском имперском строительстве колонны обычно сочетали с балкой-архитравом, а под арки возводили кирпичные столбы-пилоны, хотя есть исключения, например дворец императора Диоклетиана в Сплите).
Строя по заказу императора Константина и его семьи первые крупные христианские храмы в Риме и на Святой земле, зодчие начала 4 в. предпочитали базиликальный тип постройки традиционному, т. е. языческому, храму, поскольку базилика была религиозно нейтральна и могла вместить бо́льшие группы молящихся, а её планировка соответствовала сложившимся формам христианских богослужений. Ранними образцами базилики для Италии стали церковь Сан-Джованни-ин-Латерано (310-е гг.) – пятинефное, одноапсидное, сильно вытянутое в длину сооружение – и первый собор Святого Петра в Ватикане (основан между 324 и 330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине которого помещалась гробница апостола – композиционный центр храма.
В 4–5 вв. базилики зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища [длина базилики в Лехеоне (Греция) 186 м]. Внутреннее убранство отличалось великолепием: мраморные колонны и резные капители, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и златофонные стенные мозаики. Апсиды ранних базилик нередко ориентированы не на восток, а на запад (храм Гроба Господня в Иерусалиме, около 326–335; собор Святого Петра, церкви Сан-Джованни-ин-Латерано и Санта-Мария-Маджоре в Риме). Стандартный план базилики мог варьироваться: в базиликальном храме Рождества Христова в Вифлееме (до 339) место апсиды заняла октагональная в плане пристройка, базилика в Аквилее (4 в.) не имела апсиды.
Быстрому распространению типа базилики в христианском мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком, относительная простота и быстрота возведения, традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства, соответствие основным требованиям раннехристианского богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (пресбитерий), отделённый балюстрадой или парапетом солеи. Устойчивыми элементами при входе в базилику стали нартекс, экзонартекс и атриум.
В зачаточном виде раннехристианские базилики содержали многие элементы, впоследствии развившиеся и ставшие традиционными для церковных построек. В большинстве ранних базилик алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же базиликах, имевших функцию мартириев, появился трансепт. В 5 в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, которые огибали алтарную часть снаружи. Такие обходы-деамбулатории известны в ранних римских U-образных базиликах Сан-Себастьяно (около 340) и Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (337–361).
Базилика развивалась, отражая служебно-литургические требования и общие изменения архитектурных форм. Прежде небольшая алтарная часть постепенно расширилась, в ней сформировались синтрон, киворий над престолом, стоящим на платформе-крипиде, и другие сооружения для совершения литургии. Изначально равномерно протяжённое пространство получило смысловой и конструктивный центр в пересечении трансепта с главным нефом – в средокрестии. Над боковыми нефами стали возводить галереи-эмпоры (имелись уже в базилике Гроба Господня). Постепенно для базилики вырабатывали всё более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди которых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с трансептом и др.). Для раннехристианских базилик был характерен экстенсивный путь развития плана и композиции – за счёт повторения одних и тех же ячеек или пристройки самостоятельных объёмов снаружи.
Базилика господствовала как архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов в 4–6 вв. Прекращение возведения больших, роскошно отделанных раннехристианских базилик на Западе пришлось на период после распада империи. Отказ от базилик как архитектурного типа затронул и Восток: в Константинополе он произошёл уже к середине 6 в., однако первые купольные храмы столицы не уступали размерами и убранством базиликам 5 – начала 6 вв. В конце 6 – 7 вв., с появлением центрических купольных храмов, тип базилики практически был забыт, в том числе и на периферии Византии (например, в Армении и Грузии). Замена продольных сводчатых композиций на центрические купольные не была здесь связана ни с политико-экономическими условиями, ни с изменениями церковного ритуала и, вероятно, диктовалась новым литургическим осмыслением храмового пространства.
Тем не менее развитие базилик на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневековой архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как например церковь Святых Апостолов в Константинополе), а также решением одних и тех же задач, например соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения базилики с мартирием. С 5 в. пути и методы решения сходных задач стали реализовываться по-разному из-за различий в литургической и культурной традициях и условиях строительства. Это привело к сложению двух самостоятельных типов христианской архитектуры.
Восточно-христианские базилики
В 4–6 вв. на византийских территориях в Греции, на островах Восточного Средиземноморья, в Малой Азии и на Ближнем Востоке, прежде всего на Святой земле, было возведено огромное количество трёхнефных (реже пятинефных) базилик стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атриумом по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в восточной части Византии базилики, как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клеристория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым), окружали галереями с трёх сторон (церковь Святого Феодора Студита в Константинополе), дополняли нартексом и атриумом (церковь Ахиропиитос в Салониках, около 448 – 450-е гг.). Среди сохранившихся характерных примеров восточных базилик – пятинефная церковь Святого Димитрия в Салониках (5 в.).
С конца 4 в. заметно проникновение элементов базилик восточного типа на Запад, прежде всего в подверженную византийскому влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европейских базилик Раннего Средневековья стала крестообразная церковь Святых Апостолов в Милане (Сан-Надзаро; 382–386), с длинным «коридорчатым» нефом, пересечённым протяжённым трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к церкви Святых Апостолов в Константинополе план был повторён в увеличенном виде в церквах Сан-Симпличиано (Милан, конец 4 в.) и Санта-Кроче (Равенна, 1-я половина 5 в.), а также в дальнейшем неоднократно использовался западными архитекторами. В трёхнефной базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, восточное влияние сказывается в многоугольной в плане апсиде, в пропорциях нефа и организации проёмов.
Дальнейшее развитие базилики на Востоке определилось основным движением архитектурной композиции к созданию органически цельного церковного здания – купольного сооружения, соединявшего свойства базилики и мартирия. В Византии был выработан тип базилики с куполом над пересечением нефа и трансепта – купольная базилика. Её ранний пример – церковь Святой Ирины (т. е. Святого Мира) в Константинополе (с 532; после 740 реконструирована в первую в столичной архитектурной школе крестово-купольную структуру благодаря добавлению поперечных рукавов). Типологически близкие к ней базилики, чьи коробовые своды поддерживают купол с востока и запада, обследованы в Дереагзы, Мирах Ликийских, Анкаре, Визе. Ранние варианты соединения базилики с купольным храмом при преобладании крестово-купольного ядра характерны для Закавказья, не знавшего византийской купольной базилики: этот тип прослеживается уже с 630-х гг. в Армении (храмы в Багаване, Мрене, Одзуне и др., а в зачаточном состоянии – в крестово-купольном храме Текора 480-х гг.) и в Грузии (Цроми, Самшвилде).
После эпохи иконоборчества, по мере ослабления традиций городской жизни, роста влияния монашества, развития архитектуры приходских и частных храмов, происходило постепенное оттеснение больших базилик более компактными зданиями с центрическим планом. Уже с 8 в. базилика в Византии не была преобладающим типом, а с формированием храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. В 9 в. на Востоке базилики, прежде всего купольные, строили в основном на византийской периферии (трёхнефная базилика Святой Софии в Охриде, 1037–1056, на фундаментах 9 в.; исключение – церковь Святой Софии в Никее, ныне Изник, Турция; около 1065); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархали в Тао-Кларджети, ныне в иле Артвин, Турция, обе – 10 в.; базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, около 1000).
В средне-, поздне- и поствизантийскую эпохи тип раннехристианской базилики встречался редко. В 13 в. вырабатывались варианты, сочетавшие крестово-купольные и базиликальные элементы. На севере Греции распространение получила трёхнефная базилика с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте – Като-Панагия (1231 – 1267/1268) и Панагия Влахернитисса (конец 12 – начало 13 вв., во 2-й половине 13 в. возведены три дополнительных купола); Порта-Панагия близ Трикалы (1238). В Мистре в церкви Одигитрии монастыря Бронтохион (около 1310–1322) и в церкви монастыря Пантанассы (около 1430) были созданы комбинации трёхнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения Константинополя (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывшей империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневековом и позднесредневековом (греческом и армянском) строительстве Крыма. Однако среди древнерусских храмов пока не обнаружено ни одного, который можно было бы уверенно считать базиликой.
Западная Европа (6–12 вв.)
Доминирование раннехристианской базилики прекратилось к концу 6 в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестготская Испания, англосаксонская Англия и др.). Для возведения огромных базилик не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве базилик, т. к. в жизни Церкви всё бо́льшую роль играло монашество. План западнохристианской базилики приобрёл функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, которая отделялась от нефа не только особым поперечным компартиментом – вимой, но и развитым трансептом.
Место базилик с их обширным и единым пространством заняли храмы меньшего размера, рассчитанные на небольшие группы молящихся, с фрагментированным, поделённым на отдельные ячейки интерьером. Так, в Испании вестготы модифицировали базилики в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (церковь Сан-Хуан-Баутиста в Баньос-де-Серрато); в перекрытиях начали использовать коробовые своды, центр здания мог быть отмечен их пересечением (церковь Сан-Педро-де-ла-Наве). Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевропейскими процессами, но и усилившимся к тому времени византийским влиянием в Испании. Своеобразные базиликальные храмы строили и в Англии (кентская группа, построенная до обращения англосаксов, например церкви в Рикалвере, графство Кент, 7 в., епископа Уилфреда в Хексеме, графство Нортумберленд, 672–678, и др.).
Тем не менее в 6–7 вв. возведение базилик было редким явлением, поэтому возникла опасность их полного исчезновения как архитектурного типа. Однако во 2-й половине 8 в. одним из важнейших элементов «Каролингского возрождения» стало возрождение «большой формы» в архитектуре. Грандиозное по массовости строительство соборов в городах и монастырях было ориентировано на римскую традицию и на раннехристианские святыни, особенно связанные с именем императора Константина Великого. В этих условиях базилика была вновь востребована, а создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры. Отчасти вернулись к ранним решениям, но усложнение богослужения, потребность в дополнительных алтарях и организация поклонения мощам стали основными стимулами для формирования базилики нового типа. Базилика монастыря в Фульде (790-е гг. – 819) имела в качестве образца римский собор Святого Петра: как и там, в фульдской базилике огромный трансепт отделял западную апсиду, где хранились мощи святого Бонифация, в результате чего появились два алтарных полукружия (на востоке и западе) и клуатр-атриум к западу. В Сен-Дени под влиянием папы Стефана II и смены галликанского обряда римским была построена большая базилика с криптой под алтарём (755–775). Базилики возводили не только в главных, но и в малых городах и монастырях (например, в монастыре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно близ Беневенто, освящена в 808).
Важнейшими нововведениями в каролингской базилике стали опоры с прямоугольным сечением под арки, введение контрапсид, превращение трансепта в обязательный элемент композиции храма, появление башни над средокрестием. Замена колонн на столбы-пилоны зрительно объединила поверхность стены клеристория с плоскостью нижнего яруса – арки стали напоминать проёмы, которые позже оформили пилястрами и колонками. Известная в раннехристианское время и распространённая на отдельных территориях (Северная Африка) композиция с двумя апсидами, расположенными на продольной оси храма друг напротив друга, вновь обрела популярность в эпоху Каролингов (план аббатства Санкт-Галлен, начало 9 в.; старый собор в Кёльне, освящён в 873) и сохраняла её вплоть до конца 11 в. (монастырская церковь Мария-Лах, 1093–1159). Востребованность данной композиции была обусловлена особенностями римской литургической практики, отражёнными в Римских чинопоследованиях (лат. Ordines Romani). Однако в дальнейшем возобладал традиционный план, предполагавший размещение основного входа в храм с запада. Стандартным компонентом базилики стал трансепт в нескольких его разновидностях: восходящий к ранним римским образцам Т-образный (в Фульде и Херсфельде); пониженный (церкви-мартирии для мощей святых Петра и Марцеллина в Штайнбахе, ныне в черте г. Михельштадт, земля Гессен, около 815–827, и в Зелигенштадте, 831–840); имеющий в средокрестии четырёхарочную композицию и разделённый на 2 рукава (ранний образец – церковь Святого Михаила в Хильдесхайме, 1010–1033). Распространение трансепта имело как литургический, так и символический характер, он позволял организовать поклонение мощам, а позже – встроить в восточную стену дополнительные капеллы (церковь Санта-Мария-де-Риполь, Каталония, 1025–1037), придать храму форму креста, а также наглядно подчеркнуть связь с раннехристианскими образцами – собором Святого Петра в Риме, крестообразными базиликами типа церкви Святых Апостолов в Милане. Башня над средокрестием (например, в соборе аббатства Сен-Дени) позволяла выделить в пространстве базилики центр литургического действа. Установка башен при контрапсиде над вторым трансептом (например, церковь аббатства Сен-Рикье, 8 в.) привела к возникновению вестверка – башни на квадратном основании с противоположного алтарю конца, доступ к верхним этажам которой обеспечивали 2 боковые башни с винтовыми лестницами (аббатство Корвей в Вестфалии, 873–885), что открыло путь к созданию романского западного фасада. Сумма вертикальных элементов, а также звонницы, деревянные щипцы кровель и малые формы придали средневековой базилике вертикализм, не свойственный ей ранее. В период «Оттоновского возрождения» в интерьере западнохристианской базилики утвердились такие важные элементы, как чередование в опорах аркад колонн и пилонов (церковь Святого Кириака в Гернроде, после 961) и галереи над боковыми нефами, появление которых диктовалось в основном архитектурными требованиями (галереи использовались также для размещения дополнительных алтарей, для певчих и др.).
К 11 в. сложился новый тип плана, где протяжённое пространство базилики делилось на множество травей. Литургический центр здания – хор, где совершалась месса, – занял особое место: отделённая трансептом восточная часть активно развивалась, занимая два и более компартиментов; становясь всё протяжённее, она могла достигать невероятной длины (хор Кентерберийского собора в Англии имел 12 травей к 1100). Возрастание роли алтарной части определялось развитием под ней и трансептами крипты с мощами, а над ней, вокруг главного (высокого) алтаря, – обходной галереи с тремя, пятью или редко семью капеллами (собор в Клермон-Ферране, около 960). Дембулаторий с венцом полукруглых капелл, а также капеллы в восточной части трансептов стали важнейшей чертой западнохристианской базилики, особенно паломнической и монастырской. Они позволяли разместить дополнительные алтари и множество реликвий, прежде всего раки с мощами. Деамбулаторий был непосредственно связан с базиликальной частью здания, т. к. являлся как бы продолжением боковых нефов, по которым могли двигаться процессии к алтарям восточной части храма. Боковые нефы использовали также для создания дополнительных капелл.
Развитие амбулатория, восточных капелл и крипты к 11 в. привело к созданию западноевропейской версии срастания базилики и мартирия, к чему христианская архитектура стремилась уже с 4 в., породив на Западе целый ряд сложных композиций (например, церковь Сен-Бенинь в Дижоне, начало 11 в., позднее перестраивалась), учитывавших палестинские образцы – храмы Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме. Разрастание хора уменьшило роль центрального нефа, который архитектурно часто выглядел придатком алтарной (восточной) части. Другую линию размывания базиликальных черт представляет формирование в Европе 11 в. храмов зального типа, в которых план похож на базилику, но нефы равновысокие, а клеристорий отсутствует. Однако наиболее типичным, массовым вариантом базилики рубежа 11–12 вв. оставалась трёхнефная, с простым однорядным трансептом с капеллами, коротким трёхнефным хором и тройной алтарной апсидой (Нотр-Дам в Пайерне, кантон Во, Швейцария, между 960 и 1080).
Базилики Римско-католической церкви
В католической традиции базиликами также называют храмы, наиболее значительные или важные в истории Церкви, что с 16 в. закреплено особым решением папы Римского. Право на получение статуса базилики было оговорено в 1917 г. в Кодексе канонического права Римско-католической церкви: «Никакая церковь не может быть почтена титулом базилики, разве что по апостольскому дозволению или по древнему обычаю» (Кан. 180).
Существуют титулы великих и малых базилик. Первые (basilicae majores) – это важнейшие храмы католического мира (собор Святого Петра в Ватикане; Сан-Джованни-ин-Латерано, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Санта-Мария-Маджоре в Риме). Они же являются Патриаршими, или папскими, базиликами и находятся под прямой юрисдикцией папы. В них имеются особый папский алтарь, трон и Святые врата; они обладают правом на особые индульгенции и иные преимущества. Звание малой базилики (basilicae minor) присваивается папой с 13 в. тем церквам, которые Ватикан стремится выделить среди других; они также располагают рядом привилегий в области символики и раздачи индульгенций, с особой торжественностью отмечают ряд праздников: Кафедры святого Петра (22 февраля), торжество апостолов Петра и Павла (29 июня), годовщины инаугурации папы. Статус малых базилик ниже, чем у кафедральных соборов епархий, но выше, чем у рядовых церквей.