Базилика (тип здания)
Бази́лика (греч. βασίλειον; лат. basilica – царская палата), тип прямоугольного, протяжённого в плане здания, разделённого рядами опор на три или пять продольных нефов, освещаемых через окна в стене повышенного центрального нефа.
Исторический очерк
Античность
Происхождение дохристианской базилики связывают с историей греческой стои: Страбон (География. Книга V. Глава III. 8) называл римские базилики «царскими стоями» (греч. βασιλικαί στοαί). Как и стои, базилики размещались за центром полиса (т. е. за агорой в Древней Греции и форумом в Древнем Риме), но были рассчитаны на собрания внутри, а не снаружи здания. Аналоги базилики видят в гипостильных залах (на о. Делос; около 210 до н. э.) и колонных тронных залах эллинистического Египта эпохи Птолемеев.
Древнейшие базилики появились в Риме во 2 в. до н. э.: согласно Титу Ливию (История Рима. Книга XXXIX. Глава XLIV. 7), первая была построена Катоном к западу от зданий курии и комиция (базилика Порция, 184 до н. э.), затем возведены базилики Эмилия (179 до н. э.) и Семпрония (169 до н. э.). Позже базилики распространились в Италии, западных провинциях Европы и Северной Африки.
Базилики римской эпохи различны по формам и функциям; в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские базилики строили вблизи форума как его крытое продолжение (ранние известны в Косе, Южная Этрурия, середина 2 в.; в Помпеях, около 120; Ардее и Альбе-Фуценс, 1 в. до н. э.). В военных поселениях римлян строились базилики principiorum (в качестве центра лагеря, канцелярии и зала собраний; обнаружены в ходе археологических раскопок во многих укреплениях на окраинах римского государства в Европе, Африке и Азии, в том числе в Дура-Европос, конец 2 в.) и базилики exercitatoria (для военных упражнений). Во дворцах императоров базилики служили залами для приёмов и сооружались по всей империи – от Палатина в Риме [дворец императора Домициана, упомянутый Плутархом (Попликола. XV)] и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приёмов дворца императора Диоклетиана, 300–306) и Трира (зал приёмов и Новый зал императора Константина Великого, оба – начало 4 в.).
Базилики постепенно приобрели некоторые религиозные функции: в базиликах principiorum хранились священные штандарты войск; базилики форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествлённого императора и его семьи; во многих итальянских, других европейских и африканских городах базилика на форуме нередко ставилась рядом с храмом: Альба-Фуценс, Веллейя, Аугуста-Багиеннорум (Бене-Ваджиенна; все три – Италия), Аугуста-Раурика (Швейцария), Лугдун-Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия) в Западной и Южной Европе; Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия) в Северной Африке. Базилики иногда использовали как культовые здания восточных религий, например храм Сераписа в Пергаме (Красная базилика, 2 в.), подземная базилика за воротами Порта-Маджоре в Риме (1 в.). Однако из старых, дохристианских архитектурных типов базилика в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.
Термин «базилика» в позднеимперский период применяли к любому большому крытому прямоугольному залу независимо от его функции, но архитектура типичной базилики основана на устойчивых принципах: протяжённость, простота конструкции, освещённость через проёмы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. Витрувий (Витрувий Поллион. 1936. С. 92–94) описал два типа двухэтажных базилик: с двумя рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (построенная Витрувием базилика в Фано, не ранее 27 до н. э.). В качестве базилики постепенно стали использовать и тип зала, характерного прежде для комплексов терм: в этих постройках свод среднего нефа поддерживался поперечно направленными пристенными пилонами, а трёхнефность постройки сохранялась в некоторых из них благодаря проёмам посреди этих пилонов (базилика императоров Максенция и Константина в Риме, 308–313). Перекрытия базилик были деревянными, плоскими, балочно-стропильными, иногда с подшивным потолком с кессонами (исключение – сводчатые базилики начала 4 в., например императоров Максенция и Константина), кровля часто черепичная. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны вырезали из мрамора и гранита.
Впоследствии с форума в базилику были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба-Фуценс; при императоре Траяне). В базилике Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу (как правило, единственному) стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако базилики имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннаду по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).
Раннехристианский период
Базилика как церковное сооружение появилась в доконстантиновскую эпоху: древнейшее из специально построенных церковных зданий – храм в Айле (ныне Акаба, Иордания; около 300; размер 26 × 16 м). Он имел базиликальный план и прямоугольную апсиду, ориентированную на восток.
Массовое возведение базилик началось после издания Миланского эдикта в 313 г. Христиане внесли в архитектуру базилики новые черты, обусловленные потребностями богослужения и христианской символикой. Важнейшие из них – устойчивая осевая композиция, т. е. продольная вытянутость здания, усиленная параллельными рядами колонн, акцентированность концов оси, на которых располагались противолежащие друг другу вход и апсида. Протяжённость церкви обычно подчёркивалась помещавшимися на той же оси двором-атриумом и нартексом (эта композиция издревле известна в дохристианской архитектуре Ближнего Востока, в том числе в близких по времени сооружениях, например в большом храме комплекса в Баальбеке). Такой тип постройки отвечал представлениям христиан об устройстве храма: протяжённость символизировала корабль спасения; путь от входа к алтарной апсиде служил прообразом пути спасения; четырёхугольная конструкция и возможность ориентации по сторонам света соответствовали понятиям о порядке мироустройства и т. д. К отличительным архитектурным элементам христианской базилики относится также широкое распространение арок, опирающихся на колонны (в римском имперском строительстве колонны обычно сочетали с балкой-архитравом, а под арки возводили кирпичные столбы-пилоны, хотя есть исключения, например дворец императора Диоклетиана в Сплите).
Строя по заказу императора Константина и его семьи первые крупные христианские храмы в Риме и на Святой земле, зодчие начала 4 в. предпочитали базиликальный тип постройки традиционному, т. е. языческому, храму, поскольку базилика была религиозно нейтральна и могла вместить бо́льшие группы молящихся, а её планировка соответствовала сложившимся формам христианских богослужений. Ранними образцами базилики для Италии стали церковь Сан-Джованни-ин-Латерано (310-е гг.) – пятинефное, одноапсидное, сильно вытянутое в длину сооружение – и первый собор Святого Петра в Ватикане (основан между 324 и 330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине которого помещалась гробница апостола – композиционный центр храма.
В 4–5 вв. базилики зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища [длина базилики в Лехеоне (Греция) 186 м]. Внутреннее убранство отличалось великолепием: мраморные колонны и резные капители, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и златофонные стенные мозаики. Апсиды ранних базилик нередко ориентированы не на восток, а на запад (храм Гроба Господня в Иерусалиме, около 326–335; собор Святого Петра, церкви Сан-Джованни-ин-Латерано и Санта-Мария-Маджоре в Риме). Стандартный план базилики мог варьироваться: в базиликальном храме Рождества Христова в Вифлееме (до 339) место апсиды заняла октагональная в плане пристройка, базилика в Аквилее (4 в.) не имела апсиды.
Быстрому распространению типа базилики в христианском мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком, относительная простота и быстрота возведения, традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства, соответствие основным требованиям раннехристианского богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (пресбитерий), отделённый балюстрадой или парапетом солеи. Устойчивыми элементами при входе в базилику стали нартекс, экзонартекс и атриум.
В зачаточном виде раннехристианские базилики содержали многие элементы, впоследствии развившиеся и ставшие традиционными для церковных построек. В большинстве ранних базилик алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же базиликах, имевших функцию мартириев, появился трансепт. В 5 в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, которые огибали алтарную часть снаружи. Такие обходы-деамбулатории известны в ранних римских U-образных базиликах Сан-Себастьяно (около 340) и Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (337–361).
Базилика развивалась, отражая служебно-литургические требования и общие изменения архитектурных форм. Прежде небольшая алтарная часть постепенно расширилась, в ней сформировались синтрон, киворий над престолом, стоящим на платформе-крипиде, и другие сооружения для совершения литургии. Изначально равномерно протяжённое пространство получило смысловой и конструктивный центр в пересечении трансепта с главным нефом – в средокрестии. Над боковыми нефами стали возводить галереи-эмпоры (имелись уже в базилике Гроба Господня). Постепенно для базилики вырабатывали всё более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди которых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с трансептом и др.). Для раннехристианских базилик был характерен экстенсивный путь развития плана и композиции – за счёт повторения одних и тех же ячеек или пристройки самостоятельных объёмов снаружи.
Базилика господствовала как архитектурный тип в церковном строительстве приходских и кафедральных храмов в 4–6 вв. Прекращение возведения больших, роскошно отделанных раннехристианских базилик на Западе пришлось на период после распада империи. Отказ от базилик как архитектурного типа затронул и Восток: в Константинополе он произошёл уже к середине 6 в., однако первые купольные храмы столицы не уступали размерами и убранством базиликам 5 – начала 6 вв. В конце 6 – 7 вв., с появлением центрических купольных храмов, тип базилики практически был забыт, в том числе и на периферии Византии (например, в Армении и Грузии). Замена продольных сводчатых композиций на центрические купольные не была здесь связана ни с политико-экономическими условиями, ни с изменениями церковного ритуала и, вероятно, диктовалась новым литургическим осмыслением храмового пространства.
Тем не менее развитие базилик на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневековой архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как например церковь Святых Апостолов в Константинополе), а также решением одних и тех же задач, например соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения базилики с мартирием. С 5 в. пути и методы решения сходных задач стали реализовываться по-разному из-за различий в литургической и культурной традициях и условиях строительства. Это привело к сложению двух самостоятельных типов христианской архитектуры.
Восточно-христианские базилики
В 4–6 вв. на византийских территориях в Греции, на островах Восточного Средиземноморья, в Малой Азии и на Ближнем Востоке, прежде всего на Святой земле, было возведено огромное количество трёхнефных (реже пятинефных) базилик стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атриумом по продольной оси. Однако уже они обладали рядом особых свойств: в восточной части Византии базилики, как правило, были менее вытянутыми, их чаще строили без клеристория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым), окружали галереями с трёх сторон (церковь Святого Феодора Студита в Константинополе), дополняли нартексом и атриумом (церковь Ахиропиитос в Салониках, около 448 – 450-е гг.). Среди сохранившихся характерных примеров восточных базилик – пятинефная церковь Святого Димитрия в Салониках (5 в.).
С конца 4 в. заметно проникновение элементов базилик восточного типа на Запад, прежде всего в подверженную византийскому влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европейских базилик Раннего Средневековья стала крестообразная церковь Святых Апостолов в Милане (Сан-Надзаро; 382–386), с длинным «коридорчатым» нефом, пересечённым протяжённым трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к церкви Святых Апостолов в Константинополе план был повторён в увеличенном виде в церквах Сан-Симпличиано (Милан, конец 4 в.) и Санта-Кроче (Равенна, 1-я половина 5 в.), а также в дальнейшем неоднократно использовался западными архитекторами. В трёхнефной базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, восточное влияние сказывается в многоугольной в плане апсиде, в пропорциях нефа и организации проёмов.
Дальнейшее развитие базилики на Востоке определилось основным движением архитектурной композиции к созданию органически цельного церковного здания – купольного сооружения, соединявшего свойства базилики и мартирия. В Византии был выработан тип базилики с куполом над пересечением нефа и трансепта – купольная базилика. Её ранний пример – церковь Святой Ирины (т. е. Святого Мира) в Константинополе (с 532; после 740 реконструирована в первую в столичной архитектурной школе крестово-купольную структуру благодаря добавлению поперечных рукавов). Типологически близкие к ней базилики, чьи коробовые своды поддерживают купол с востока и запада, обследованы в Дереагзы, Мирах Ликийских, Анкаре, Визе. Ранние варианты соединения базилики с купольным храмом при преобладании крестово-купольного ядра характерны для Закавказья, не знавшего византийской купольной базилики: этот тип прослеживается уже с 630-х гг. в Армении (храмы в Багаване, Мрене, Одзуне и др., а в зачаточном состоянии – в крестово-купольном храме Текора 480-х гг.) и в Грузии (Цроми, Самшвилде).
После эпохи иконоборчества, по мере ослабления традиций городской жизни, роста влияния монашества, развития архитектуры приходских и частных храмов, происходило постепенное оттеснение больших базилик более компактными зданиями с центрическим планом. Уже с 8 в. базилика в Византии не была преобладающим типом, а с формированием храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. В 9 в. на Востоке базилики, прежде всего купольные, строили в основном на византийской периферии (трёхнефная базилика Святой Софии в Охриде, 1037–1056, на фундаментах 9 в.; исключение – церковь Святой Софии в Никее, ныне Изник, Турция; около 1065); на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархали в Тао-Кларджети, ныне в иле Артвин, Турция, обе – 10 в.; базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, около 1000).
В средне-, поздне- и поствизантийскую эпохи тип раннехристианской базилики встречался редко. В 13 в. вырабатывались варианты, сочетавшие крестово-купольные и базиликальные элементы. На севере Греции распространение получила трёхнефная базилика с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте – Като-Панагия (1231 – 1267/1268) и Панагия Влахернитисса (конец 12 – начало 13 вв., во 2-й половине 13 в. возведены три дополнительных купола); Порта-Панагия близ Трикалы (1238). В Мистре в церкви Одигитрии монастыря Бронтохион (около 1310–1322) и в церкви монастыря Пантанассы (около 1430) были созданы комбинации трёхнефной базилики с крестово-купольной галереей. После падения Константинополя (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывшей империи продолжали строить повсеместно. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневековом и позднесредневековом (греческом и армянском) строительстве Крыма. Однако среди древнерусских храмов пока не обнаружено ни одного, который можно было бы уверенно считать базиликой.
Западная Европа (6–12 вв.)
Доминирование раннехристианской базилики прекратилось к концу 6 в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестготская Испания, англосаксонская Англия и др.). Для возведения огромных базилик не было ни средств, ни строительных артелей, тем более что исчезала и потребность в строительстве базилик, т. к. в жизни Церкви всё бо́льшую роль играло монашество. План западнохристианской базилики приобрёл функциональное деление: в главном нефе собиралась община, боковые оставлялись для процессий, направлявшихся к алтарной апсиде, которая отделялась от нефа не только особым поперечным компартиментом – вимой, но и развитым трансептом.
Место базилик с их обширным и единым пространством заняли храмы меньшего размера, рассчитанные на небольшие группы молящихся, с фрагментированным, поделённым на отдельные ячейки интерьером. Так, в Испании вестготы модифицировали базилики в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (церковь Сан-Хуан-Баутиста в Баньос-де-Серрато); в перекрытиях начали использовать коробовые своды, центр здания мог быть отмечен их пересечением (церковь Сан-Педро-де-ла-Наве). Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевропейскими процессами, но и усилившимся к тому времени византийским влиянием в Испании. Своеобразные базиликальные храмы строили и в Англии (кентская группа, построенная до обращения англосаксов, например церкви в Рикалвере, графство Кент, 7 в., епископа Уилфреда в Хексеме, графство Нортумберленд, 672–678, и др.).
Тем не менее в 6–7 вв. возведение базилик было редким явлением, поэтому возникла опасность их полного исчезновения как архитектурного типа. Однако во 2-й половине 8 в. одним из важнейших элементов «Каролингского возрождения» стало возрождение «большой формы» в архитектуре. Грандиозное по массовости строительство соборов в городах и монастырях было ориентировано на римскую традицию и на раннехристианские святыни, особенно связанные с именем императора Константина Великого. В этих условиях базилика была вновь востребована, а создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры. Отчасти вернулись к ранним решениям, но усложнение богослужения, потребность в дополнительных алтарях и организация поклонения мощам стали основными стимулами для формирования базилики нового типа. Базилика монастыря в Фульде (790-е гг. – 819) имела в качестве образца римский собор Святого Петра: как и там, в фульдской базилике огромный трансепт отделял западную апсиду, где хранились мощи святого Бонифация, в результате чего появились два алтарных полукружия (на востоке и западе) и клуатр-атриум к западу. В Сен-Дени под влиянием папы Стефана II и смены галликанского обряда римским была построена большая базилика с криптой под алтарём (755–775). Базилики возводили не только в главных, но и в малых городах и монастырях (например, в монастыре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно близ Беневенто, освящена в 808).
Важнейшими нововведениями в каролингской базилике стали опоры с прямоугольным сечением под арки, введение контрапсид, превращение трансепта в обязательный элемент композиции храма, появление башни над средокрестием. Замена колонн на столбы-пилоны зрительно объединила поверхность стены клеристория с плоскостью нижнего яруса – арки стали напоминать проёмы, которые позже оформили пилястрами и колонками. Известная в раннехристианское время и распространённая на отдельных территориях (Северная Африка) композиция с двумя апсидами, расположенными на продольной оси храма друг напротив друга, вновь обрела популярность в эпоху Каролингов (план аббатства Санкт-Галлен, начало 9 в.; старый собор в Кёльне, освящён в 873) и сохраняла её вплоть до конца 11 в. (монастырская церковь Мария-Лах, 1093–1159). Востребованность данной композиции была обусловлена особенностями римской литургической практики, отражёнными в Римских чинопоследованиях (лат. Ordines Romani). Однако в дальнейшем возобладал традиционный план, предполагавший размещение основного входа в храм с запада. Стандартным компонентом базилики стал трансепт в нескольких его разновидностях: восходящий к ранним римским образцам Т-образный (в Фульде и Херсфельде); пониженный (церкви-мартирии для мощей святых Петра и Марцеллина в Штайнбахе, ныне в черте г. Михельштадт, земля Гессен, около 815–827, и в Зелигенштадте, 831–840); имеющий в средокрестии четырёхарочную композицию и разделённый на 2 рукава (ранний образец – церковь Святого Михаила в Хильдесхайме, 1010–1033). Распространение трансепта имело как литургический, так и символический характер, он позволял организовать поклонение мощам, а позже – встроить в восточную стену дополнительные капеллы (церковь Санта-Мария-де-Риполь, Каталония, 1025–1037), придать храму форму креста, а также наглядно подчеркнуть связь с раннехристианскими образцами – собором Святого Петра в Риме, крестообразными базиликами типа церкви Святых Апостолов в Милане. Башня над средокрестием (например, в соборе аббатства Сен-Дени) позволяла выделить в пространстве базилики центр литургического действа. Установка башен при контрапсиде над вторым трансептом (например, церковь аббатства Сен-Рикье, 8 в.) привела к возникновению вестверка – башни на квадратном основании с противоположного алтарю конца, доступ к верхним этажам которой обеспечивали 2 боковые башни с винтовыми лестницами (аббатство Корвей в Вестфалии, 873–885), что открыло путь к созданию романского западного фасада. Сумма вертикальных элементов, а также звонницы, деревянные щипцы кровель и малые формы придали средневековой базилике вертикализм, не свойственный ей ранее. В период «Оттоновского возрождения» в интерьере западнохристианской базилики утвердились такие важные элементы, как чередование в опорах аркад колонн и пилонов (церковь Святого Кириака в Гернроде, после 961) и галереи над боковыми нефами, появление которых диктовалось в основном архитектурными требованиями (галереи использовались также для размещения дополнительных алтарей, для певчих и др.).
К 11 в. сложился новый тип плана, где протяжённое пространство базилики делилось на множество травей. Литургический центр здания – хор, где совершалась месса, – занял особое место: отделённая трансептом восточная часть активно развивалась, занимая два и более компартиментов; становясь всё протяжённее, она могла достигать невероятной длины (хор Кентерберийского собора в Англии имел 12 травей к 1100). Возрастание роли алтарной части определялось развитием под ней и трансептами крипты с мощами, а над ней, вокруг главного (высокого) алтаря, – обходной галереи с тремя, пятью или редко семью капеллами (собор в Клермон-Ферране, около 960). Дембулаторий с венцом полукруглых капелл, а также капеллы в восточной части трансептов стали важнейшей чертой западнохристианской базилики, особенно паломнической и монастырской. Они позволяли разместить дополнительные алтари и множество реликвий, прежде всего раки с мощами. Деамбулаторий был непосредственно связан с базиликальной частью здания, т. к. являлся как бы продолжением боковых нефов, по которым могли двигаться процессии к алтарям восточной части храма. Боковые нефы использовали также для создания дополнительных капелл.
Развитие амбулатория, восточных капелл и крипты к 11 в. привело к созданию западноевропейской версии срастания базилики и мартирия, к чему христианская архитектура стремилась уже с 4 в., породив на Западе целый ряд сложных композиций (например, церковь Сен-Бенинь в Дижоне, начало 11 в., позднее перестраивалась), учитывавших палестинские образцы – храмы Рождества Христова в Вифлееме и Гроба Господня в Иерусалиме. Разрастание хора уменьшило роль центрального нефа, который архитектурно часто выглядел придатком алтарной (восточной) части. Другую линию размывания базиликальных черт представляет формирование в Европе 11 в. храмов зального типа, в которых план похож на базилику, но нефы равновысокие, а клеристорий отсутствует. Однако наиболее типичным, массовым вариантом базилики рубежа 11–12 вв. оставалась трёхнефная, с простым однорядным трансептом с капеллами, коротким трёхнефным хором и тройной алтарной апсидой (Нотр-Дам в Пайерне, кантон Во, Швейцария, между 960 и 1080).
Базилики Римско-католической церкви
В католической традиции базиликами также называют храмы, наиболее значительные или важные в истории Церкви, что с 16 в. закреплено особым решением папы Римского. Право на получение статуса базилики было оговорено в 1917 г. в Кодексе канонического права Римско-католической церкви: «Никакая церковь не может быть почтена титулом базилики, разве что по апостольскому дозволению или по древнему обычаю» (Кан. 180).
Существуют титулы великих и малых базилик. Первые (basilicae majores) – это важнейшие храмы католического мира (собор Святого Петра в Ватикане; Сан-Джованни-ин-Латерано, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Санта-Мария-Маджоре в Риме). Они же являются Патриаршими, или папскими, базиликами и находятся под прямой юрисдикцией папы. В них имеются особый папский алтарь, трон и Святые врата; они обладают правом на особые индульгенции и иные преимущества. Звание малой базилики (basilicae minor) присваивается папой с 13 в. тем церквам, которые Ватикан стремится выделить среди других; они также располагают рядом привилегий в области символики и раздачи индульгенций, с особой торжественностью отмечают ряд праздников: Кафедры святого Петра (22 февраля), торжество апостолов Петра и Павла (29 июня), годовщины инаугурации папы. Статус малых базилик ниже, чем у кафедральных соборов епархий, но выше, чем у рядовых церквей.