Хёфер Кандида
Хёфер Канди́да (Candida Höfer) (род. 4.2.1944, Эберсвальде, земля Бранденбург), немецкий фотограф. Представительница дюссельдорфской школы фотографии.
Дочь журналиста, работника системы нацистской пропаганды Вернера Хёфера (1913–1997) и солистки балета Кёльнской оперы Эльфриды Шойрер (1909–1982). В 1963–1964 гг. работала подмастерьем в кёльнском фотоателье В. Хут и её мужа К. Х. Шмёльца, специализирующемся на рекламной съёмке. Оставшись в Кёльне, в 1964–1968 гг. обучалась в Академии изящных и прикладных искусств, до 1970 г. работала пресс-фотографом. Вращалась в кругах художников и мыслителей левых взглядов, среди которых – арт-критик Б. Бухло и художник-постмодернист З. Польке. Ассистировала гамбургскому фотографу В. Бокельбергу. В 1973 г. поступила в Академию художеств в Дюссельдорфе, где училась в киномастерской датского режиссёра О. Йона (1973–1976), а затем – в мастерской немецких фотографов и преподавателей Б. и Х. Бехер, которые воспитали плеяду немецких концептуальных фотографов нового поколения.
Среди ранних работ Хёфер: «Ливерпуль» (1968) – серия чёрно-белых портретов представителей группы «Ливерпульские поэты» и снимков, сделанных на улицах этого города; «Flipper» (1973) – коллаж из 47 серебряно-желатиновых отпечатков с изображением автоматов для пинбола; «Турки в Германии» (1973–1979) – серия портретов турецких гастарбайтеров в интерьерах их жилищ в Кёльне и Гамбурге. Снимки этой серии, начиная с первой персональной выставки Хёфер в Галерее Конрада Фишера в Дюссельдорфе в 1975 г., экспонировались как чёрно-белые отпечатки и цветные слайд-проекции. В 1970-е гг. эта гибридная форма на границе фотографии и кинематографа широко использовалась авангардными художниками, учениками Й. Бойса, в дюссельдорфской академии как средство «интервенции» искусства в публичное пространство. В своей серии Хёфер использует слайд-проекцию не только для институциональной, но и социальной критики: она проецирует образы трудовых мигрантов, приехавших в ФРГ после окончания Второй мировой войны, – тех, чьи проблемы общество предпочитает не замечать, – на стены общественных зданий.
Исследование турецкой диаспоры продолжилось в издательском проекте «Серия слайдов», состоящем из двух публикаций, в которых распечатанные слайды Хёфер сопровождались социологическими текстами об истории, культуре и быте турецких иммигрантов (Wasmuth. 1977; Yurtdaş. 1980). Благодаря тому, что Б. Бехер увидел эту серию на студенческой отчётной выставке в 1976 г., он предложил Хёфер присоединиться к его мастерской. В 2011 г. проект был оцифрован и представлен под названием «Турки в Германии 1979».
Фотограф получила международное признание благодаря сериям снимков с безлюдными интерьерами (с 1980-х гг.). Цветные крупноформатные отпечатки создают ощущение отстранённости и монументальности. Художница добивается такого эффекта за счёт использования центрированной композиции, приподнятой точки съёмки, чёткой проработки деталей. Социальная составляющая, которая была важна в ранних произведениях Хёфер, в её зрелом творчестве отступила на второй план. Исследователи П. Галасси, Д. Эклунд и М. Фрид рассматривают её работы в контексте концептуализма, в частности в круге вопросов о природе искусства и возможностях фотографического зрения. Так, для фотографии всегда остро стояла проблема различения репрезентируемого (объекта съёмки) и средства репрезентации (физических и феноменологических свойств фотографии). Формат, резкость, симметрия служат тому, чтобы акцентировать внимание на физических свойствах работы, увеличивая зазор между тем, что именно изображено, и тем, как оно представлено. Произведения Хёфер заставляют взгляд зрителя скользить по поверхности видимого, «подвешивают» его, не позволяя «проваливаться» в иллюзорное пространство снимка, и таким образом подталкивают зрителя к рефлексии по поводу своего положения относительно работы.
Свои фотографии Хёфер объединяет в серии либо по географическому, либо по типологическому принципу. Среди самых известных – «Интерьеры», «Комнаты», «Зоопарки» (с 1990-х гг.), «Библиотеки», «Веймар», «В Италии: Флоренция и Неаполь» (с 2000-х гг.).
В 1997–2000 гг. преподавала в Университете искусств и дизайна в Карлсруэ.
В 2002 г. принимала участие в 11-й выставке «Документа». В 2003 г. вместе с М. Киппенбергером представляла Германию на 50-й Венецианской биеннале.
В 2006–2007 гг. персональные выставки Хёфер прошли в Лувре, в Париже и в Ирландском музее современного искусства в Дублине, в 2009–2010 гг. – в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. В 2015 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Кандида Хёфер. Память», на которой были представлены фотографии интерьеров исторических зданий Санкт-Петербурга и его окрестностей – Мариинского театра, Зимнего дворца, Российской национальной библиотеки, Екатерининского дворца в г. Пушкин, дворца в Павловске.
Хёфер принадлежит к числу выпускников четы Бехер в Академии художеств в Дюссельдорфе, добившихся особого успеха на арт-рынке в середине 2010-х гг. (Crichton-Miller. 2017).
Офицер ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2015; крест заслуг 1-й степени). Награда «За выдающиеся достижения в области фотографии» в рамках Sony World Photography Awards (2018).