Граф Урс
Граф Урс (Urs Graf, Urs Graff; Урс Граф Старший, Urs Graf der Ältere) [около 1485, Золотурн – между 1527 и 1529, Базель(?)], швейцарский рисовальщик, гравёр, ювелир, живописец. Представитель Северного Возрождения.
Учился ювелирному делу у своего отца, Хуго Графа. Работал в Страсбурге (с 1503), Цюрихе (с 1507 – подмастерьем у ювелира Х. Рюггера), Базеле (с 1509 – иллюстратором; с 1511 – живописцем по стеклу). В 1511 г. женился на дочери кожевенника Сибилле фон Брунн. 19 января 1512 г. был принят в цех ювелиров и получил гражданство (июль 1512) в Базеле. В качестве наёмника участвовал в Итальянских войнах (с 1510), в том числе в битвах при Мариньяно (1515), при Бикокке (1522), возможно, в разграблении Рима в 1527 г. Неоднократно попадал в тюрьму за избиение жены и публичное непристойное поведение в обществе проституток. Из-за обвинения в покушении на убийство был вынужден бежать из города (1518; в Золотурне возобновил гражданство и вступил в ювелирный цех). По просьбе Городского совета вернулся в Базель, чтобы стать мастером монетного двора (с 1519); приобрёл дом (1520; Штадтхаусгассе, 18).
Основную часть художественного наследия Графа составляют рисунки (серебряным карандашом, пером, кистью и мелом; около 160) и гравюры (более 400 ксилографий, преимущественно книжные иллюстрации; около 20 резцовых гравюр и офортов). Раннее творчество определяется влиянием М. Шонгауэра, чьи резцовые гравюры Граф копировал, чуть позже – А. Дюрера и Х. Бальдунга. Значимая юношеская работа художника – цикл из 25 ксилографий «Страсти» (созданы около 1503–1504, впервые опубликованы в 1506, издательство И. Кноблоха, Страсбург), иллюстрирующий тексты проповедника И. Гейлера фон Кайзерсберга, под редакцией гуманиста, картографа М. Рингмана (отсюда неофициальное название «Страсти Рингмана»). Листы отличаются необычными композициями, зачастую основанными на неожиданно резком сокращении перспективы («Иуда, первосвященники и военачальники», лист 8). Иллюстрации имели большой успех и пережили девять изданий (до 1513). До приезда А. Гольбейна и Г. Гольбейна Младшего в 1515 г. Граф – один из центральных иллюстраторов в г. Базель, считавшемся важнейшим центром книгопечатания (работал для издательств И. Амербаха, И. Фробена, И. Петри и др.). Ввёл использовавшееся в дальнейшем Гольбейнами оформление титульного листа по итальянскому образцу (с рамой, включающей антикизированные орнаменты и архитектурные детали).
Навыки ювелира обусловили обращение художника к резцовой гравюре: он выступил как один из сильнейших мастеров Возрождения в этой технике («Богоматерь с младенцем», 1506, по гравюре А. Дюрера, Британский музей, Лондон). Мастер экспериментировал в гравюре на металле: создавал т. н. ниелло (отпечатки-негативы: «Семейство сатира», 1520; серия «Знаменосцы Швейцарской конфедерации», 1521; все – ксилография), делал опыты в зарождавшейся технике офорта. Сохранились немногочисленные гравюры-эскизы ювелирных изделий («Ножны для кинжала с шутом», 1511, Художественный музей, Базель). Автор нескольких витражей («Ульрих Хохенсакский», после 1515, Кунстхаус, Цюрих).
Под воздействием солдатской жизни во время итальянских походов тематика многих работ Графа отразила народную, в том числе и низовую, городскую культуру (сюжеты из жизни наёмников и проституток, политические карикатуры, часто с элементами фарса). Фабулы нередко использовались мастером для создания аллегорий или иллюстрации пословиц. Подобные темы присутствуют в гравюре (первый датированный и сохранившийся в единственном экземпляре офорт на железе Графа – «Девка, выставляющая ногу напоказ», 1513), но особенно часто – в рисунках пером («Коронованная девушка с яблоками в юбке», 1514; «Дьявол, останавливающий убегающего ландскнехта», 1516, и др.). Для рисунков Графа характерна свободная, лёгкая и одновременно каллиграфически точная линия, разнообразная штриховка, отчасти позаимствованная из гравюр Шонгауэра, обилие экспериментов, в том числе и с цветом (использование цветной грунтованной бумаги или цветных чернил, например «Шагающий знаменосец», рисунок белилами кистью по коричнево-фиолетовому грунту на бумаге, 1514), нетривиальность сюжетов и композиций, что делает его одним из лучших рисовальщиков Северного Возрождения. Значимость рисунков для самого художника подтверждает то, что он подписывал и датировал их. Низовые темы переплетаются с мифологическими сюжетами, антикизирующими мотивами и даже религиозной иконографией (картины «Дикая армия», около 1513–1515, и «Битва святого Георгия со змием», около 1520, гризайль; обе приписываются Графу с большой долей вероятности, см.: Katalog der Zeichnungen des 15. und 16. 2001. S. 362–366; все – Художественный музей, Базель; рисунок «Венера и ландскнехт», 1517, Стеделейкмюсеум, Амстердам, и др.).
Дату смерти У. Графа привязывают к его исчезновению из Базеля в 1527 г. и повторному замужеству его супруги (октябрь 1528), однако существует подписанный и датированный 1529 г. его рисунок – «Девка, выводящая мышку на прогулку» (Andersson C. Graf, Urs // Grove Art Online) (Художественный музей, Базель; по датировке музея – предположительно 1521).
У. Граф – отец ювелира Урса Графа Младшего (1512 – около 1560).