Лембрук Вильгельм
Ле́мбрук Вильге́льм (Wilhelm Lehmbruck) (4.1.1881, Майдерих, ныне в составе Дуйсбурга – 25.3.1919, Берлин), немецкий скульптор, график. Член Прусской академии искусств (1919).
Родился в шахтёрской семье. Учился в Дюссельдорфе в Художественно-промышленном училище (1895–1901) и в Академии художеств (1901–1906) у К. Янссена. В 1905 г. путешествовал по Италии, где на него сильное впечатление произвела скульптура Микеланджело; в 1907 г. посетил Париж. Испытал влияние К. Менье, О. Родена, позднее – А. Майоля. Ранние работы Лембрука отмечены влиянием символизма («Купальщица», 1902, «Сон», 1907, «Мать и дитя», 1907; все – Музей В. Лембрука, Дуйсбург).
В 1910–1914 гг. жил в Париже, где сблизился с А. Дереном, А. Архипенко и К. Бранкузи. К этому времени определился его индивидуальный стиль. Лембрук начал создавать крупные (свыше 2 м) статуи сильно вытянутых пропорций, стилистически близкие экспрессионизму, – обобщённые образы внутренней раздвоенности современного человека, переживаемых им духовных коллизий («Коленопреклонённая», 1911, Музей В. Лембрука и Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Возвышающийся», 1913, Музей В. Лембрука). В этих работах напряжённые позы, резкие сгибы и пересечения длинных конечностей образуют дисгармоничную, конфликтную форму. Занимался также гравюрой и живописью.
В 1914 г. Лембрук вернулся в Германию, во время Первой мировой войны служил санитаром в Берлине, затем военным художником в Страсбурге. Тяжкие впечатления войны вызвали у него сильные приступы депрессии; в 1916 г. Лембрук переехал в Цюрих. Работы последних лет проникнуты чувством глубокого отчаяния («Поверженный», 1915–1916, Музей В. Лембрука; вариант – 1916, Государственные музеи, Берлин; «Сидящий», 1917, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; вариант – Музей В. Лембрука). В конце жизни Лембрук, отказавшись от масштабной скульптуры, достиг большой эмоциональной выразительности в формах бюстов и лепке голов («Пьета, или Головы влюблённых», «Мыслитель»; обе – 1918, Музей В. Лембрука).
Вскоре после избрания его членом Прусской академии художеств покончил с собой.
В 1937 г. его работы были показаны в Германии на выставке «Дегенеративное искусство» и частично изъяты из музеев.