Художественное литьё
Худо́жественное литьё, процесс изготовления произведений искусства посредством литья металлов и сплавов. С использованием художественного литья создаются скульптурные произведения, архитектурные фрагменты и детали (ограды, ворота, двери, капители и целые колонны), декоративно-прикладные изделия (сосуды, светильники, настольные приборы, произведения ювелирного искусства и т. д.). В Античности и в Новое время (с 16 в.) техника художественного литья использовалась также для копирования произведений скульптуры, выполненных в других материалах.
Существует несколько методов художественного литья, из которых наиболее распространённый основан на технике восковой модели, или «потерянного (утраченного) воска» (франц. «la cire perdue»). Готовая отливка дорабатывается различными способами, среди которых – чеканка, гравирование, золочение, патинирование и другие техники обработки металла. Подробно этот метод описан в «Трактатах о ювелирном искусстве и скульптуре» Б. Челлини (1568); способ характеризует точность отливки и выразительность поверхности изделия, воспроизведение с абсолютной точностью всех нюансов модели. К недостаткам метода относится утрата восковой модели при отливке.
Художественное литьё зародилось в эпоху освоения способов добычи и обработки металла. Шедеврами художественного литья являются бронзовые статуи греческой архаики. В искусстве кочевников Евразии, Европы бронзового и раннего железного века, Древней Греции и Древнего Рима обычно использовался метод восковой модели. Искусство бронзового художественного литья пережило новый высокий подъём в странах Западной и Центральной Европы в Средние века и в эпоху Возрождения, особенно в Германии (двери дворцовой императорской капеллы в Ахене, 804; мастерская литейщиков в Хильдесхайме, 11–12 вв.) и Италии («Райские врата» баптистерия во Флоренции работы Л. Гиберти, 1425–1452; произведения Донателло). Художественное литьё из чугуна применялось с 6 в. до н. э. в Китае; в Европе оно получило распространение с 15 в. н. э. (сначала в Германии, затем и в других странах) – из чугуна создавались скульптуры, надгробия, ограды, садовая мебель. С 4–5 вв. небольшие изделия изготовлялись из олова (амулеты из коптских гробниц и т. д.); в 16–18 вв. были популярны оловянные сосуды, плакетки, медали. В 17–18 вв. отливалась парковая скульптура из свинца (Версаль, Петергоф).
В России с 11–12 вв. развивалось бронзовое, серебряное и золотое (с 16 в. также чугунное) художественное литьё. Особенно знамениты крупные отливки из бронзы: Царь-пушка (1586, мастер Андрей Чохов), Царь-колокол (1735, мастера И. Ф. и М. И. Маторины), памятники императору Петру I в Санкт-Петербурге (скульптор К. Б. Растрелли, 1745–1747; «Медный всадник», скульптор Э. М. Фальконе, отливка 1774–1778), произведения М. И. Козловского, И. П. Мартоса, П. К. Клодта и многих других скульпторов. В 18 – начале 19 вв. из бронзы изготовлялись литые золочёные или патинированные детали архитектуры и мебели, из чугуна – ограды, надгробия, скульптуры. С середины 19 в. славится каслинское чугунное литьё.