Грундиг Леа
Гру́ндиг Ле́а (Lea Grundig; урождённая Лангер, Langer) (23.3.1906, Дрезден – 10.10.1977, во время круиза по Средиземному морю), немецкая художница-график, книжный иллюстратор, представительница новой вещественности. Активный политический деятель ГДР.
Происходила из еврейской семьи, религиозную ортодоксальность которой отвергала уже в детстве. Обучалась в Школе художественных ремёсел (1922), в Академии изящных искусств в Дрездене (1923–1926) у живописца О. Гусмана, где оказалась в одном классе с О. Грибелем, Х. Грундигом, В. Лахнитом. Там же познакомилась с О. Диксом, оказавшим решающее влияние на её дальнейшее творчество.
В 1926 г. вступила в Коммунистическую партию Германии. В 1928 г. вышла замуж за Ханса Грундига против воли родителей, вместе с ним вступила в группу ASSO (Ассоциация революционных художников Германии, 1929). Летом 1929 г. посещала партийную школу «Роза Люксембург» в Фихтенау под Берлином.
Подверглась гонениям со стороны национал-социалистов как член компартии и еврейка, в 1936 г. была ненадолго арестована. В мае 1938 г. арестована вторично, обвинена в подготовке к государственной измене, приговорена к 4 месяцам тюремного заключения. Отбыла срок в дрезденской тюрьме до декабря 1939 г. После освобождения, получив разрешение на эмиграцию, уехала в Братиславу, но в 1940 г. покинула Словакию на корабле беженцев «Патриа», следовавшем в британскую Палестину; жила в лагерях для беженцев в Тель-Авиве и Хайфе.
В середине 1930-х гг. создала несколько больших графических циклов: «Харцбургский фронт» (около 1936), «Под свастикой» (1933–1937), «Еврей виновен!» (1935–1938), «Грозит война!» (1935–1937), «Жизнь женщины» (середина 1930-х гг.), посвящённых социально-политическим вопросам, положению евреев в Германии в годы нацизма и имеющих открытый антифашистский характер. В годы Второй мировой войны работала над сериями «В долине смерти», «Гетто», «Антифашистский букварь» (все – офорт, сухая игла). Много занималась книжной графикой, иллюстрируя преимущественно книги для детей и юношества (в том числе произведения К. И. Чуковского «Муха-цокотуха» и «Краденое солнце», переведённые на иврит; оба издания – 1944).
В 1948 г. вернулась в Европу, вначале в Прагу, а в 1949 г. на родину в Дрезден. В 1950-х – начале 1960-х гг. много путешествовала, в том числе побывала в Китае, на Кубе и в Камбодже.
В послевоенные годы продолжила создавать графические циклы (в смешанной технике сухой иглы с офортом, а также в технике литографии) антифашистского, антимилитаристского и идеологического характера: «Жертвы фашизма» (1949), «Уголь и сталь за свободу» (1951), «Борьба с атомной угрозой» (1957), «Проблемы и требования» (1961), «Коммунистический манифест» (1964–1970), «Ленин» (1970), «ФРГ» (1971). Продолжила работать в области книжной иллюстрации. Приняла участие в большом проекте 3-томного издания сказок братьев Гримм (Brüder Grimm Kinder- und Hausmärchen. Berlin: Der Kinderbuchverlag, 1953–1954; 16 из 281 иллюстрации принадлежит Л. Грундиг), работала над изображениями для сборника стихов Л. Фюрнберга (Fürnberg L. El Shatt. Ein Gedichtzyklus. Berlin, 1960).
В 1975–1976 гг. в Дрездене и Берлине состоялась её большая персональная выставка.
С 1964 г. – член Социалистической единой партии Германии. Имела репутацию крупного пропагандиста ГДР и в то же время в партии занимала положение оппозиционера, сторонницы политики И. В. Сталина. Известна своими увлечением идеями коммунизма и искренней верой в возможность разумного общественного устройства. О неоднозначности отношения к догматичному и политически ангажированному искусству Л. Грундиг в художественном сообществе Германии может свидетельствовать тот факт, что сообщество феминистски настроенных художниц отказало ей в участии в берлинской выставке «Интернациональные художницы 1877–1977» («Künstlerinnen International 1877–1977», 1977) на основании того, что Грундиг не создала ни одного автопортрета, а потому не была внимательна к познанию себя как творческой личности.
Л. Грундиг принадлежат несколько литературных текстов: эссе «Искусство во время войны» [опубликовано на иврите в палестинской газете דבר («Давар»), 1944, переведено на немецкий язык Фондом Розы Люксембург, 2015], автобиография «Лица и история» (1974) и «О Хансе Грундиге и искусстве художника» (1978).
В 1972 г. она основала Фонд Ханса и Леа Грундиг на базе Университета Грайфсвальда. Из его средств была учреждена премия, которой раз в два года удостаивались выпускники института К. Д. Фридриха (образование в области изобразительного искусства, теории и истории искусства) при философском факультете университета. В 1996 г. премия упразднена, а имя и наследие Л. Грундиг как активной сторонницы социалистического режима стали предметом критической дискуссии. В 2011 г. активы Фонда Грундиг переданы из Университета Грайфсвальда в ведение Фонда Розы Люксембург в Берлине, в составе которого организация успешно функционирует, восстановив премию с 2012 г. Одно из важнейших направлений деятельности фонда сегодня – изучение детской книжной иллюстрации, которой занималась и его основательница.
Доцент (1949), профессор (1950–1977) Академии изящных искусств в Дрездене. Член Германской академии художеств в Берлине (ГДР; с 1961). Президент Союза художников ГДР (1964–1970). Почётный доктор Университета Грайфсвальда (с 1972).
За художественную и общественно-политическую деятельность получила ряд наград ГДР: Национальные премии 2-й степени (1958) и 1-й степени (1967), художественную премию М. Андерсена-Нексё, учреждённую муниципалитетом г. Дрезден (1972), ордена «За заслуги перед Отечеством» 3-го (1957) и 1-го класса (1965), орден Карла Маркса (1976), медаль Клары Цеткин (1964).