Ходовецкий Даниель
Ходове́цкий Дание́ль (Даниель Николай Ходовецкий, польск. Daniel Mikołaj Chodowiecki; Даниэль Николаус Ходовецки, нем. Daniel Nikolaus Chodowiecki) (16.10.1726, Данциг, ныне Гданьск – 7.2.1801, Берлин), польский и немецкий график и живописец.
С 1743 г. жил в Берлине; учился у И. Л. Хайда, К. Б. Роде и И. Г. Мейля. Член (с 1764), секретарь выставок (с 1786), вице-директор (с 1790) и директор (с 1797) Прусской академии искусства. В отличие от академических принципов, предпочитал копированию рисование с натуры. Первоначально, открыв собственное дело, обрёл успех как мастер миниатюры на эмали; затем обратился к станковым живописным произведениям. Стремясь «поучать, развлекая», Ходовецкий соединил в своих произведениях эстетику рококо и идеи Просвещения; испытал влияния Ж. Б. Грёза и У. Хогарта («Родильная комната», 1759; «Прощание Жана Каласа с семьёй», 1767, оба – Государственные музеи, Берлин). С 1756 г. работал преимущественно в графических техниках: офорты «Кабинет художника (Автопортрет с семьёй за столом)» (1771), «Картёжники за большим столом» (около 1786), серии рисунков: «Поездка в Данциг» (1773, Государственные музеи, Берлин, и Гравюрный кабинет, Дрезден) и посвящённые профессиям циклы – «У портного», «У книгопечатника» и др. (около 1790, все – перо, кисть, бистр, тушь). Несмотря на жанровое разнообразие графических произведений (мифологические, исторические сюжеты, портрет и т. д.), особенно преуспел в изображении интимного быта современного буржуазного общества. Имел крупную гравировальную мастерскую. Как иллюстратор выработал тип миниатюрно-тонкого офорта (иллюстрации к произведениям И. В. Гёте, Г. Э. Лессинга, Ж.-Ж. Руссо, М. де Сервантеса и др., к альманахам и календарям, публиковавшимся в Берлине, Готе, Гёттингене: «Берлинский историко-генеалогический календарь», с иллюстрациями Ходовецкого в 1768–1781, и др.). Совместно с другом, художником и своим предшественником на посту директора Прусской академии искусства Б. Роде разработал живописную (сцены из жизни Христа) и частично скульптурную программу убранства Французского собора в Берлине (с середины 1780-х гг.).
Творчество Ходовецкого оказало влияние на немецкое и польское искусство 18 в.