Раннехристианское искусство
Раннехристиа́нское иску́сство, художественное наследие первых веков существования христианства. Как правило, датируется периодом с момента появления первых христианских изображений около 230–240 гг. до середины 6 в. на территории Италии и Восточной Римской империи; некоторые исследователи обособляют искусство эпохи императора Юстиниана I на территории Восточной Римской империи в отдельный период 520–560-х гг.
В эти столетия складывался образный язык христианской культуры: новый стиль и иконография, а с официальным признанием христианства в 313 г. (Миланский эдикт) – типология христианской культовой архитектуры и её монументального декора.
«Катакомбный период»
Наиболее ранний этап становления раннехристианского искусства – т. н. катакомбный период (до 313 для архитектуры, до середины 4 в. для изобразительного искусства), для которого характерно отсутствие наземных культовых построек. Для богослужений и собраний христианских общин использовались сооружения типа domus ecclesiae (с лат., буквально – дом-церковь), например «дом собраний» в Дура-Европос или гипогей (подземное сооружение) под базиликой Санти-Джованни-э-Паоло в Риме (оба – середина 3 в.). В горной породе вырубались катакомбы; среди элементов их архитектуры: локулы (ниши), аркосолии с люнетами и погребальные камеры – кубикулы. Особо почитаемые захоронения отмечались памятными эдикулами – мартириями (например, т. н. Трофей епископа Гая – эдикула на месте предполагаемого захоронения апостола Петра в гипогее базилики Святого Петра в Ватикане, конец 2 в.).
В первые два века своей истории Церковь негативно относилась к использованию изображений, и лишь около 230 – 240-х гг. возникли первые образцы раннехристианского искусства – фрески баптистерия в Дура-Европос (232) и римских катакомб. Программы этих росписей, свидетельствующих об отказе их создателей от античного иллюзионизма, выражают новую роль образа – символико-аллегорическую или знаковую. Так, символами Иисуса Христа стали рыба, якорь, Агнец, Добрый Пастырь и др., указанием на благочестие усопшего – его изображение в позе оранта. Достаточно узкий круг изображавшихся библейских сюжетов (как ветхозаветных, так и евангельских: жертвоприношение Авраама, история Ноя, иссечение воды из скалы Моисеем, история Ионы, Даниил во рву львином, история Сусанны, чудеса Христа, прежде всего исцеления, умножение хлебов и воскрешение Лазаря, часто составляющие пары сцены грехопадения и поклонения волхвов или крещения Иисуса Христа и т. д.) связывался с главными христианскими темами: спасением праведника Богом, бессмертием души, таинствами (прежде всего евхаристии), историей грехопадения и искупления. Важную роль играла тема Второго пришествия Христа (Видение Сидящего на престоле, поклонение Агнцу). Сложение иконографических программ продолжалось в 4–5 вв. в монументальной живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и книжной миниатюре.
Саркофаги (в форме параллелепипеда, часто со скруглёнными углами) с христианскими изображениями активно создавались в период с 260-х гг. до конца 4 в. (их использование для погребений высшего клира известно в 6 в. и позднее). В их декоре присутствовали как общие с античным миром «благопожелательные» темы: сбор винограда, пастырь с овцой на плечах («Саркофаг трёх пастырей», 2-я половина 4 в.; саркофаг Констанции, до 354; оба – Ватиканские музеи) и др., – так и сцены из Ветхого и Нового заветов (в основном те же, что в катакомбах), образующие фризы («Догматический саркофаг», саркофаг «Двух братьев», оба – 325–350, Ватиканские музеи) или вписанные в оформленные архитектурным декором ячейки (саркофаг Юния Басса, до 359, Музей-сокровищница собора Святого Петра, Ватикан). В рельефах саркофагов впервые для воплощения христианской темы использована иконография Христа как императора, например в сцене «Передача закона» (лат. traditio legis) на саркофаге Юния Басса. Распространение получила свободно стоящая скульптура, в частности небольшие статуи Доброго Пастыря (4 в., Ватиканские музеи; 5 в., Национальный археологический музей, Афины).
Памятники декоративно-прикладного искусства представлены реликвариями и диптихами из слоновой кости. Программа Брешианской ставротеки (последняя треть 4 в., Музей Санта-Джулия, Брешиа) включает широкий и узкие фризы из ветхозаветных и новозаветных сцен, «портретные» изображения Христа и апостолов в медальонах и ряд символов по углам. Среди образцов диптихов – диптих Стилихона (до 408, Музей и сокровищница собора в Монце).
Искусство после 313 г.
Архитектура
После издания Миланского эдикта самым распространённым типом церковной постройки стала базилика (в основных чертах восходит к древнеримской базилике – удлинённому строению для общественных собраний или судопроизводства). В 4–5 вв. возводились т. н. тонкостенные базилики на колоннах, перекрытые стропильной кровлей: Т-образные (с трансептом) и U-образные (с обходом за апсидой) в плане. В них до середины 5 в. использовались античные колонны-сполии. Отделённый от основного пространства алтарной преградой (низкой или более сложной, как т. н. Латеранский фастигиум в форме триумфальной арки в Латеранской базилике, Рим, 4 в.), алтарь помещался в полукруглой апсиде; за престолом находились епископский трон и скамья для священников – синтрон. В базиликах эпохи Константина I Великого апсиды, как правило, ориентированы на запад по образцу Святая святых Иерусалимского храма царя Соломона; в более поздних – на восток. Место сочленения центрального нефа и трансепта оформлялось в виде триумфальной арки. Всего нефов могло быть три или пять; центральный, как правило, выше боковых и в верхнем ярусе прорезан окнами клеристория, что давало т. н. базиликальный разрез в поперечном сечении. Нефы предварялись вестибюлем для оглашенных – нартексом, а он, в свою очередь, – атриумом (окружённый колоннадой двор с небольшим фонтаном или бассейном в центре).
Первая церковная постройка Римской империи – Латеранская базилика в Риме, возведённая в 312/313 – 318 гг. для христианской общины города по инициативе императора Константина. Рядом с ней сооружён Латеранский баптистерий (315), из которого неофиты могли перейти в базилику к пасхальному богослужению через специальный коридор, соединённый с трансептом (баптистерий и базилика позже были перестроены). В течение 4–5 вв. в Риме возведены две крупнейшие базилики на местах, связанных с памятью апостолов Петра и Павла, – собор Святого Петра и базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, – а также церкви за пределами городской стены в составе комплексов больших христианских некрополей у захоронений чтимых святых: Сант-Аньезе (337–361, перестроена в 7 в.), Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (4 в., перестроена в 6 в. и позднее), Сан-Cебастьяно-фуори-ле-Мура на Аппиевой дороге (около 340, первоначально базилика Апостолов, перестроена в 9 в. и позднее). В черте Рима строились как «станционные» базилики для праздничных богослужений с участием всей городской общины (например, Санта-Мария-Маджоре, с середины 4 в., перестроена в 432–440 и позднее), так и приходские (например, Санта-Сабина, 422–432).
Базилики возводились и в других городах империи: в Аквилее – комплекс патриаршей базилики (начата в 313), в Милане – Апостольская базилика (382–386, ныне церковь Сан-Надзаро, перестроена в 12 в.) и базилика Мучеников (379–386, на её месте ныне церковь Сант-Амброджо). В 326 г. во время путешествия императора Константина и императрицы Елены в Святую землю были основаны базилики-мартирии на памятных местах евангельских событий: храм Гроба Господня в Иерусалиме (с трёхъярусной ротондой на месте пещеры Иосифа Аримафейского), храм Рождества Христова в Вифлееме (с октагоном на месте Вифлеемской пещеры, завершён в 339), базилика Вознесения на Елеонской горе (около 330–378; все многократно перестраивались).
Восточный тип базилики представлен главным образом сирийскими памятниками: это построенные из тёсаного камня трёх- или пятинефные базилики без атриума, c коротким западным рукавом креста, поперечными арками в интерьере, часто с квадратными пилонами вместо колонн, редко с трансептом. Западный фасад часто украшался двумя башнями (базилики в Кальб-Лузе, около 500; в Дейр-Турманин, до 480). Комплекс-мартирий Калъат-Симъан представляет собой в плане почти равноконечный крест, образованный четырьмя трёхнефными базиликами. Для архитектуры Восточной Римской империи характерна тенденция к соединению базиликального плана с купольным или башенным завершением (т. н. Восточная церковь с куполом или шатром на тромпах в монастыре Алахан, Исаврия, около 480-х гг.; церковь, известная как «Зал аль-Мундира», и юго-восточная церковь при базилике А в Ресафе, все – 6 в.).
К древнеримским прототипам (ротондальным купольным мавзолеям, восьмиугольным дворам, павильонам, залам и др.) восходят центрические постройки 4–5 вв. Они представлены баптистериями [Сан-Джованни-ин-Фонте в Неаполе (4–5 вв.), Арианский баптистерий (конец 5 – начало 6 вв.) и Баптистерий православных (или неонианский, около 400–450) в Равенне, баптистерии в Ночера-Супериоре близ Салерно (2-я половина 4 в., ныне церковь Санта-Мария-Маджоре) и во Фрежюсе (департамент Вар, регион Прованс-Альпы-Лазурный берег, Франция; 5 в.)], разного типа мавзолеями [ротондальные: Елены на Лабиканской дороге (326–330), Констанции (до 354, впоследствии церковь Санта-Костанца, оба – в Риме), императора Галерия в г. Салоники (около 306, с начала 5 в. церковь Святого Георгия); крестообразные: мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (2-я четверть 5 в.)], церквями-мартириями (церковь Санто-Стефано-Ротондо в Риме, 468–483).
Новый, уникальный тип центрического здания – тетраконх с обходом – представлен церковью Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане (конец 4 – начало 5 вв.). Результатом своеобразного синтеза этих типов и требований развивающегося богослужения в юстиниановский период стала церковь-октагон с обходом и пресбитерием (церковь Сан-Витале в Равенне, 526–547).
Живопись
После 313 г. начала формироваться система декора церковного здания. В 4 – начале 6 вв. предпочтение отдавалось техникам античного происхождения. Лучше всего сохранились мозаики, располагавшиеся, в отличие от древнеримских, преимущественно не на полах зданий, а на стенах, в сводах, нишах, конхах апсид. Первоначально они сохраняли древнеримские черты: светлый фон, декоративно-орнаментальные мотивы (цветы и плоды, обитатели морского дна, сцены сбора винограда и др.), элементы т. н. античного импрессионизма с точно схваченным ощущением пространства и воздуха (напольные мозаики базилики в Аквилее, мозаики в сводах круговой галереи мавзолея Констанции в Риме, все – 4 в.; в ранневизантийский период по тем же принципам созданы мозаики Большого императорского дворца в Константинополе, 2-я половина 6 в., Музей мозаик, Стамбул). Однако на Западе и Востоке осуществлялся постепенный переход от античного иллюзионизма к средневековому иератизму: с середины 4 в. стиль становился условнее, фигуры в ракурсах сменялись фронтальными, намечалась тенденция к унификации физиогномического типа, оттенки становились контрастнее, исчезала пространственная глубина и многоплановость, появлялись однотонные фоны (синий в мавзолее Галлы Плацидии, 2-я четверть 5 в., и Баптистерии православных, середина 5 в.; золотой в Арианском баптистерии, рубеж 5–6 вв., все – в Равенне). Помимо мозаичного использовались стукковый орнаментальный и фигуративный декор, техника орнаментальной инкрустации полов и стен вторично использованным цветным мрамором разных сортов (лат. opus sectile; например, в Баптистерии православных в Равенне, в церкви Санта-Сабина в Риме, 1-я половина 5 в.). Вероятно, использовалась также техника фрески (предположительно в нефах старых базилик Святого Петра и Святого Павла в Риме, середина 5 в.).
Уникальный по полноте пример декора мавзолея, как и единственного полностью сохранившегося монументального цикла раннехристианского периода в Западной Европе, – мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, во многом восходящие к катакомбной и позднеримской тематике (например, в композициях «Добрый Пастырь», «Источник жизни») и дающие примеры таких беспрецедентных композиций, как «Христос-священник у жертвенника».
В монументальной живописи 4–6 вв. сформировались два устойчивых типа композиций. Первый тип – «догматические», или теофанические, композиции, где в изображениях Христа использовалась древнеримская императорская иконография наряду с символикой, восходящей к катакомбному периоду (крест, Агнец). «Догматические» композиции размещались первоначально в нишах мавзолеев и мартириев (сцены «Передача закона» и «Передача ключей» в мавзолее Констанции в Риме, середина 4 в., «Христос с апостолами» и «Христос-Гелиос» в капелле Сант-Аквилино при церкви Сан-Лоренцо в Милане, начало 5 в.), впоследствии в наиболее сакральных зонах базилик – в конхах апсид и на триумфальных арках [«Христос на троне с апостолами в Небесном Иерусалиме» в апсиде церкви Санта-Пуденциана, 5 в., «Вознесение (или Второе пришествие) Христа со святыми» и «Поклонение Агнцу» в апсиде и на триумфальной арке базилики Санти-Косма-э-Дамиано в Риме, 526–530; «Богоявление» в апсиде церкви Осиос-Давид в г. Салоники, рубеж 5–6 вв.; «Преображение» в апсиде церкви Святой Екатерины Синайского монастыря, 548–565, и др.], в куполах («Богоявление и шествие апостолов к небесным престолам» в Православном и Арианском баптистериях в Равенне, середина 5 в. и рубеж 5–6 вв. соответственно; «Второе пришествие Христа» в церкви Святого Георгия в г. Салоники, 3-я четверть 5 в.). Об особом интересе к апокалиптической тематике свидетельствует и несохранившаяся композиция «Поклонение Агнцу» на фасаде старой базилики Святого Петра (5 в.), послужившая образцом для многих римских мозаичных ансамблей.Второй тип – нарративные ветхозаветные и новозаветные циклы, располагавшиеся в нефах и на триумфальных арках: в несохранившихся фресках базилик Святого Петра и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме (середина 5 в.) были параллельно представлены циклы обоих заветов; в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (около 432–440) «биографические» сцены ветхозаветных персонажей от Авраама до Иисуса Навина в нефе сопоставлялись с циклом детства Христа на триумфальной арке; в верхнем ярусе нефа церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (1-я треть 6 в.) – новозаветный цикл, посвящённый, вероятно, темам богослужебных чтений предпасхальной части литургического года.
Предполагается, что в 6 в. появились первые изображения донаторов, например придворного шествия короля Теодориха в нефе церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (1-я треть 6 в.; в 540-е гг. мозаики переделаны в процессию мучениц и мучеников, следующих ко Христу и Богоматери) или епископов и императорского двора в апсиде церкви Сан-Витале в Равенне (середина 6 в.).
Книжная миниатюра
В области книжной миниатюры выделяется несколько типов рукописей: те или иные книги Священного Писания с подробным иллюстративным циклом внутри текста или на отдельных страницах («Кведлинбургская Итала» римского происхождения, 5 в., Берлинская государственная библиотека; Коттоновский Генезис из Константинополя, 6 в., Британская библиотека, Лондон, оба манускрипта сохранились фрагментарно; предположительно созданное в Риме «Пятикнижие Ашбернхема», 6–7 вв., Национальная библиотека Франции, Париж; «Венский Генезис» из Антиохии, 6 в., Австрийская национальная библиотека, Вена), рукописи Нового Завета с иллюстративным циклом в тексте или на отдельных страницах («Россанский кодекс», созданный в Антиохии, 6 в., Епархиальный музей церковного искусства, Россано; сирийское «Евангелие Раввулы», 586, Библиотека Лауренциана, Флоренция), восходящие к позднеантичным образцам рукописи светского содержания с иллюстративным циклом разной степени подробности [предположительно созданная в Александрии «Амброзианская Илиада», 5–6 вв., Амброзианская библиотека, Милан; «Ватиканский» и «Римский» кодексы с текстами Вергилия (оба созданы в Риме в 5–6 вв., ныне – Ватиканская библиотека)].