Пламенеющая готика
Пламене́ющая го́тика (франц. gothique flamboyant), завершающая стадия в развитии готического стиля во Франции, Нидерландах и некоторых других странах Европы (около 1350 – около 1550). Термин впервые применён в начале 19 в. Э. Г. Ланглуа, одним из первых исследователей французского Средневековья.
Для пламенеющей готики характерны упрощение планов зданий и первостепенная роль декора, который основан на криволинейных мотивах, напоминающих языки пламени и повторяющихся в членениях фасадов и окон, а также сложная форма сводов с криволинейными множественными нервюрами и «висячими» замковыми камнями. Декоративные элементы значительно увеличиваются в размерах по сравнению с предшествующим периодом, среди них преобладает растительный мотив в виде засохшего ажурного виноградного листа.
В 1-й половине 15 в. пламенеющая готика соседствует с интернациональной готикой в скульптуре и живописи; её развитие связано с придворными заказами Бургундского и Беррийского дворов, сопровождается главенством скульптуры над архитектурой (колодец Моисея и фасад церкви в монастыре Шанмоль в Дижоне, скульптор К. Слютер, около 1396–1405). Готический декор распространяется с церквей на светские постройки: ратуши в Брюсселе (1-я половина 15 в., архитектор Я. ван Тинен и др.) и Лёвене (1439–1469), интерьеры и фасад дворца герцогов Бургундских в Дижоне (около 1450) и др.
Подлинной зрелости пламенеющая готика достигает к середине 15 в. в западном фасаде собора Нотр-Дам (1386–1387), церкви Сен-Маклу (около 1436 – 1517), нефе и башне над средокрестием церкви Сент-Уэн (15 – начало 16 вв.) в Руане; северном фасаде церкви Нотр-Дам в Лувье (строилась с 1450) и др. Поздний период пламенеющей готики связан с появлением ренессансных форм, нередко сосуществующих с готическими, как в церквях Святого Николая Толентинского в монастыре Бру в Бурк-ан-Бресе (1513–1532), Сент-Эсташ в Париже (1532–1633) и др. В 1506–1515 гг. архитекторы М. и П. Шамбиж перестроили в стиле пламенеющей готики трансепты соборов Санса, Санлиса, Бове и др.