Зандер Август
За́ндер А́вгуст (August Sander) (17.11.1876, Хердорф, Рейнская провинция, Германская империя – 20.4.1964, Кёльн), немецкий фотограф-портретист, представитель новой вещественности и прямой фотографии, один из наиболее значительных мастеров фотографии 20 в.
Начал самостоятельный путь как рабочий-горняк на добыче железной руды в конце 1890-х гг. (рудник Хердорфер). Первое представление о своей будущей профессии получил от фотографа владевшей шахтой компании. После прохождения военной службы в Трире (1897–1899), где состоял ассистентом фотографа, отправился в путешествие по Германии (Берлин, Магдебург, Галле, Лейпциг, Дрезден); в ходе поездки увлёкся рисованием и живописью. В Дрездене посещал частную школу живописи М. Шумана и Э. Зоннтага. В 1901 г. работал в фотоателье Photographische Kunstanstalt Greif в Линце (Австрия), в 1902 г. совместно со своим партнёром Ф. Штукенбергом возглавил это ателье, получившее название Studio Sander & Stukenberg. В 1904 г. основал «Студию изобразительного портрета, пейзажа и фотографии в естественных цветах» (Atelier für bildmäßige Porträts, Landschafts- und Photographie in natürlichen Farben). Член Верхнеавстрийского кунстферайна (1904–1909). Работы Зандера получили широкую известность в Австрии, экспонировались на выставках, заслуживали высокую оценку критиков.
В 1909 г. после тяжёлой болезни старшего сына Эриха бросил бизнес и переехал в Кёльн, открыв в 1910 г. в районе Линденталь новую студию (Хиллерштрасе, 61; с 1911 – Дюренерштрасе, 201).
В годы Первой мировой войны служил в войсках ландштурма (1914–1918).
В начале 1920-х гг. А. Зандер вступил в группу «Кёльнские прогрессисты» (Kölner Progressive), активно взаимодействовал с художественными кругами Германии периода Веймарской республики. К числу его друзей принадлежали художники Ф. В. Зайверт, Г. Хёрле, Г. Арнц, Г. Брокман, О. Фрейндлих, Р. Хаусман, С. Кубицкий, Х. Шмитц-Виденбрюк, А. Чинкель, П. Алма, Я. Адлер, О. Дикс, А. Редершайдт, М. Хегеман. В 1927 г. А. Зандер вместе с писателем Л. Матаром совершил путешествие на о. Сардиния, после которого подготовил альбом из 300 снимков (не опубликован, реконструирован в 2009; см.: August Sander. Sardinien. 2009).
Главное произведение А. Зандера – цикл «Люди 20 века» (Menschen des 20. Jahrhunderts), над которым он работал на протяжении всей своей жизни. В ноябре 1927 г. одноимённая циклу выставка, прошедшая в кунстферайне Кёльна, стала основой для публикации альбома «Лики нашего времени» («Antlitz der Zeit». 1929; 60 фотографий, с предисловием А. Дёблина). Цикл доработан в 1962 г., полностью опубликован младшим сыном Зандера, Гюнтером, в 1980 г. в Мюнхене.
В проекте представлены портреты более чем 180 представителей разных социальных слоёв и профессий, среди которых крестьяне, ремесленники, торговцы, коммерсанты, представители творческой интеллигенции и безработные, люди разных возрастов и полов. Тема цикла выросла из созданных в 1910-х гг. А. Зандером портретов крестьян из местности Вестервальд, в которых фотограф увидел архетип современного человека. Зандер разработал философию, представлявшую модель современного общества: крестьянский класс составлял его истоки, профессиональные рабочие и служащие (в том числе солдаты, банкиры, юристы, члены парламента и др.) – основу гражданской жизни, за ними следовали интеллектуалы (художники, музыканты, поэты) и замыкали «последние люди» (letzte Menschen) – душевнобольные, бродяги, нищие. Фотопортреты Зандера различны по типологии (полуфигурные, в полный рост), модель всегда представлена в простом окружении (нередко на нейтральном фоне). Мастер всегда давал преднамеренное указание или намёк на профессиональную или социальную принадлежность портретируемого (фон, одежда, причёска, жест). Так, в фотографии «Три молодых фермера в воскресной одежде» (1913, Музей Людвига, Кёльн), несмотря на городские костюмы, происхождение направляющихся на танцы молодых крестьян выдают сельский пейзаж, простодушные выражения лиц, неуклюжая обувь и грубые трости в руках. Методологический подход Зандера заключался в воссоздании натурного, непредвзятого, лишённого любого стилевого влияния взгляда на модель. Тонкие детали и нюансы изображений, давшие фотографиям впечатление реалистичности, были связаны и с его использованием «старомодной» широкоформатной камеры и стеклянных негативов, а также длительной выдержки.
В 1931 г. выступал на радио Westdeutscher Rundfunk с циклом из 6 лекций о фотографии, позднее опубликованных в виде докладов.
С начала 1930-х гг. испытывал давление со стороны национал-социалистов, запрещавших художнику выставляться; в 1934 г. сын А. Зандера, Эрих, изучавший философию и экономику в Кёльнском университете, арестован как член Социалистической рабочей партии Германии (СРПГ) (умер в 1944 в заключении от аппендицита). Прервав работу над своим основным проектом в 1933–1939 гг., Зандер обратился к ландшафтной и архитектурной съёмке, создав 6 альбомов, посвящённых регионам Германии (1933–1935), цикл видов Кёльна (1920–1939, опубликован в 1988), а также ботанические штудии, детализированные снимки (изображения рук, индустриальных объектов) и работы в сфере рекламы.
В результате бомбардировки Кёльна авиацией союзников в 1944 г. в мастерской А. Зандера было уничтожено около 40 тыс. негативов.
При содействии коллекционера, куратора и публициста Л. Ф. Грубера работы Зандера были представлены на 2-й выставке «Photokina» в Кёльне (1951). Покупка 50 фотографий Зандера для Музея современного искусства в Нью-Йорке Э. Стейхеном позволила включить часть из них в состоявшуюся в музее выставку «Род человеческий» (1955, куратор Стейхен).
Крупные ретроспективные выставки творчества А. Зандера были проведены в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1971), Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1994), Мультимедиа Арт Музее (2013; оба – в Москве).