Фотоискусство
Фотоиску́сство (искусство фотографии), вид изобразительного искусства. Включает произведения, полученные в результате запечатления изображения реальности и манипуляции с ним путём оптико-химического (позднее – оптико-цифрового) процесса фотографии. Главные выразительные средства фотоискусства: композиция и кадрирование, резкость и оптический рисунок, соотношение тонов и контрастность, формат, тонирование и другое, позднее – цвет. В ходе развития фотоискусство выработало присущие только ему жанры и формы представления произведений: фотомонтаж, фоторепортаж, фотоочерк, фотосерия, фотоальбом, фотокнига и прочие. С момента возникновения одновременно с техникой фотографии в 19 в. фотоискусство зависело от технических устройств (фотоаппарат и др.) и технологических процессов создания отпечатков и негативов, позднее – цифровых изображений.
Будучи плодом эпохи промышленной революции и идеологии позитивизма, фотография долгое время после своего появления воспринималась лишь как техническое новшество и лучший (т. е. наиболее точный) способ документации реальности, поэтому произведения фотоискусства выставлялись на Всемирных выставках в разделе техники, а попыткам ввести фотоискусство в круг изящных искусств противился Ш. Бодлер и др.
Как вид искусства без собственной истории, фотоискусство поначалу ориентировалось в сюжетах и манере на живопись и графику, заимствовав у них в том числе и систему жанров. Первыми фотоизображениями, выполненными пионерами фотоискусства, были пейзажи и натюрморты (в том числе в связи со слишком долгой выдержкой, затруднявшей съёмку человека). Постепенно фотографические изображения заменили по функции портретную миниатюру и коммерческие акварельные рисунки: в широкой продаже появились виды ландшафтов, изображения «типов» и жанровые сцены (братья Алинари из Италии, французский фотограф А. Браун, В. Каррик). Однако расцвет фотоискусства в 19 в. связан с жанром портрета. Росло число фотоателье, что было обусловлено спросом на правдивую фиксацию образа человека, благодаря технике фотографии ставшую доступной более широким слоям населения. Очевидна ориентация студийного фотопортрета на традицию парадного живописного портрета: сдержанность позы, жестов, эмоций, использование живописных фонов и разнообразной бутафории, создававших скорее типические, чем индивидуальные образы. Среди ведущих мастеров портретного жанра в фотоискусстве 19 в.: Хилл и Адамсон, Надар, С. Л. Левицкий, А. И. Деньер. С середины 19 в. используется приём фотомонтажа, поставивший под сомнение «правдивость» фотографии. На рубеже 19–20 вв. пионером цветной фотографии был С. М. Прокудин-Горский.
Художественные поиски британских фотографов Дж. М. Камерон, Льюиса Кэрролла, Г. П. Робинсона, О. Г. Рейландера близки прерафаэлитам, французских мастеров Г. Ле Гре и Э. Кювелье – барбизонской школе. В свою очередь многие живописцы охотно использовали фотографию в дополнение или в качестве замены этюдам с натуры (Ж. О. Д. Энгр, Э. Делакруа, Э. Дега, М. Дени, Э. Вюйар, П. Боннар и др.). Первое собственно фотографическое художественное направление – пикториализм (конец 1880-х – конец 1910-х гг.), для которого характерна последовательная ориентация на графику и живопись (в композиции, сюжетах, стиле) и тесная связь с импрессионизмом, символизмом и стилем модерн. В рамках этого направления фотохудожники (самоназвание фотографов в тот период) часто использовали мягкорисующую оптику (тогда уже устаревшую, например монокль) и сложные техники позитивной печати, позволявшие тщательно контролировать её процесс и делать каждый отпечаток индивидуальным, сближая его с эстампом.
Авторы, стремясь обособить себя от коммерческой и бытовой фотографии, объединялись в фотоклубы, организовывали галереи и выставки художественной фотографии («салоны»), выпускали периодические издания. Эта деятельность стала важным шагом на пути признания фотоискусства видом искусства. Наиболее ярко пикториализм проявился в Великобритании [впервые – в работах Робинсона в конце 1880-х гг.; объединение «Линкед ринг» (The Linked Ring): Ф. Эванс, А. Л. Коберн и др.], Франции [«Парижский фотоклуб» (Photo-Club de Paris): К. Пюйо, Р. Демаши и др.; журнал Revue photographique], Австрии [«Трилистник» (Das Kleeblatt)], Германии, России (здесь эстетика пикториализма сохраняла популярность вплоть до 1930-х гг.; А. О. Карелин, А. С. Мазурин, С. А. Лобовиков и др.). Особенно влиятельной была американская школа пикториализма, ключевая фигура – А. Стиглиц. Именно в этой школе принято видеть истоки фотоавангарда (Коберн, П. Стренд, Ч. Шилер).
В 1920–1930-е гг. шёл новый виток экспериментов и поиска визуального языка фотоискусства: сосуществовали многочисленные тенденции, часто в рамках более широких художественных направлений. Популярность приобрели появившиеся ещё в середине 19 в. техники и приёмы: длинная выдержка, превращавшая движущиеся формы в размытые и деформированные образы («фотодинамизм» А. Дж. Брагальи в русле итальянского футуризма), фотомонтаж (в рамках дадаизма), фотограмма (фотография без использования камеры; Ман Рей, Л. М. Лисицкий и др.), многократная экспозиция, сверхкрупный план, резкие ракурсы сверху вниз и снизу вверх и диагональная композиция (советская группа «Октябрь»: А. М. Родченко, Б. В. Игнатович, Е. М. Лангман и др.; Л. Мохой-Надь). Центрами модернистского фотоискусства стали Баухаус и Вхутемас. К середине 1930-х гг. на первый план выходят сдержанные реалистические и классицизирующие направления фотоискусства (отчасти под воздействием тоталитарных режимов). Важная тенденция 1920–1930-х гг. также – работа с документальными качествами фотографии приверженцев прямой фотографии (группа «f/64» в США: А. Адамс и др.) и немецкой новой вещественности (А. Ренгер-Патч, К. Блоссфельдт).
Появление профессиональной портативной дальномерной камеры «Лейка» в 1924 г. определило расцвет художественной документальной фотографии. Основная проблема фотодокументалистики – соотношение «постановочности» и «правдивости» сюжета. В 1-й половине 20 в. фоторепортаж становится одним из главных жанров идеологической пропаганды. Снимки немецких (Л. Рифеншталь), советских (А. С. Шайхет, И. М. Шагин, Е. А. Халдей , Д. Н. Бальтерманц, В. С. Тарасевич), американских (Д. Ланг, М. Бурк-Уайт, А. Айзенштадт) авторов отличаются ясностью, доходчивостью, идеализацией образов и плакатной выразительностью. Они публиковались в иллюстрированных журналах Life, «Огонёк», «СССР на стройке» (позднее «Советский Союз») и в фотокнигах. Благодаря описанным качествам и широкому распространению многие из этих фотографических образов прочно вошли в массовую культуру.
Главная фигура непостановочного документального фотоискусства – А. Картье-Брессон, представитель т. н. французской гуманистической фотографии (наряду с Р. Дуано, В. Рони и др.). Для работ этого направления характерен интерес не к событию или известной персоне (в отличие от репортажной фотографии), а к течению жизни как таковой. Сходные явления можно наблюдать в итальянском (неореализм М. Джакомелли и др.) и российском (творчество В. С. Тарасевича и других в эпоху «оттепели») фотоискусстве. Подобная трактовка фотодокументалистики особенно ярко проявилась во 2-й половине 20 в. в США (Р. Франк и др.) и стала основой для направления американской уличной фотографии (стрит-фотографии) в 1976 – 1980-е гг. (Г. Виногранд, Л. Фридлендер, Дж. Мейеровиц и др.). Именно в эти годы цветная фотография впервые начинает широко использоваться в документальном фотоискусстве (С. Лейтер, С. Шор, У. Эгглстон), а главными её темами становятся поэтизация повседневности и изменённый человеком пейзаж.
Во 2-й половине 20 в. фотоискусство окончательно вошло в круг изобразительных искусств; фотография стала важным выразительным средством современного искусства (а иногда и составной частью мультимедийных произведений). Фотоискусство сблизилось с концептуальным искусством, поп-артом и другими направлениями и само начало оказывать влияние на другие виды искусства (фотореализм). Оно обрело своё место в художественных музеях (например, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Орсе в Париже). Появляются новые течения фотоискусства, самое значительное – дюссельдорфская школа, основанное в Германии Б. и Х. Бехер концептуальное направление, которое ставит во главу угла принцип беспристрастной типологизации реальности посредством фотографии (Т. Руф, Т. Штрут, К. Хёфер, А. Гурски и др.).
В начале 21 в. в фотоискусстве актуальны псевдодокументальность и сконструированная реальность [игра с верой в достоверность фотоизображения: Дж. Уолл, Т. Деманд, Г. Крюдсон и др.]; апроприация [использование чужих авторских или бытовых снимков: Р. Принс, Ш. Ливайн (США) и др.], имитация эстетики любительской фотографии и личного дневника [интимный характер изображений и яркая экспрессия: Н. Голдин и М. Акерман (США), А. Петерсен (Швеция) и др.]. Центральное место занимает жанр автопортрета, когда фотограф, снимающий себя в различных образах и контекстах, стремится показать широкие общечеловеческие темы и вопросы. На первый план выступает принцип фотопроекта как исследования: с помощью серии фотографий (часто сопровождаемых документальными материалами, видеообъектами) авторы пытаются раскрыть проблемы общества, отразить явления реальности, личные психические травмы, феномены культуры и психологии, традиции, табу и т. д.