Крипта
Кри́пта (лат. crypta, от греч. κρυπτή – крытый подземный ход, тайник), сводчатое помещение в христианском храме, расположенное ниже уровня пола.
В раннехристианской сакральной архитектуре с 4 в. криптами назывались склепы мучеников под алтарями храмов. В 7–12 вв. крипта – пространство для мощей святых в церквах Западной Европы. Чаще всего расположенные под хором (крипта собора в Байё, 11 в.; реже под нефами, трансептами, нартексом), крипты имели кольцевой или полукольцевой план, рассчитанный на большой поток паломников (верующие могли войти в крипту с одной стороны, поклониться реликвии и выйти в другом конце помещения). К концу 11 в. церемонии почитания мощей были перенесены в основное помещение храма, а крипты нового, зального типа, отличавшиеся большей цельностью пространства и высотой [например, крипта собора в г. Шпейер в Германии (освящена в 1041), почти 7-метровая высота которой привела к поднятию уровня хора] служили для размещения дополнительных алтарей и почётных погребений. В итальянских церквах в крипту под поднятым выше уровня нефа хором нередко вели открытые в пространство храма монументальная лестница и/или аркада (в базилике Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, 10–13 вв., и др.).
В архитектуре готики крипты практически не встречаются; с конца 12 в. их строительство почти полностью прекратилось. В ряде храмов Нового времени крипта – древнейшая их часть, восходящая к более ранним церковным постройкам на этом месте (крипта собора Святого Петра в Риме и др.). К поздним примерам таких помещений в традиционном понимании относятся сооружения эпохи Контрреформации: крипты Сикстинской капеллы базилики Санта-Мария-Маджоре (1581, архитектор Д. Фонтана) и церкви Санта-Сусанна (1597–1603, архитектор К. Мадерна; обе – в Риме).
В крупных храмах 17–20 вв. (например, собор Святого Павла в Лондоне, 1675–1711, архитектор К. Рен; храм Христа Спасителя в Москве, 1837–1883, архитектор К. А. Тон; собор Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке, 1892, освящён в 1941, по состоянию на 1 марта 2022 строительные работы не окончены, архитектор Р. А. Крэм; храм-памятник Александра Невского в Софии, 1904–1912, архитекторы И. С. Богомолов, А. Н. Померанцев и др.) устраивались подземные помещения для захоронений, называемые криптами, но игравшие по сути роль склепов.
В нижних храмах православной архитектуры, в отличие от раннехристианских крипт и подобных помещений в средневековой Западной Европе, всегда устроен престол; мощи для поклонения, как правило, там не размещаются.