Кольвиц Кете
Ко́львиц Ке́те (Käthe Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (8.7.1867, Кёнигсберг, Пруссия, ныне Калининград, Россия – 22.4.1945, Морицбург, близ Дрездена), немецкий график и скульптор.
С юных лет восприняла социально-критические идеи от отца, строительного мастера и активиста религиозно-социалистического движения. В 1881–1888 гг. обучалась в художественных школах Кёнигсберга, Берлина и Мюнхена. В 1891 г. вышла замуж за Карла Кольвица, социал-демократа, занимавшегося врачебной практикой в рабочих кварталах Берлина.
В серии офортов «Восстание ткачей» по мотивам пьесы Г. Гауптмана «Ткачи» (1895–1898) Кольвиц в ярких образах представила отчаянное положение рабочих, взрыв протеста и его трагическое поражение. В 1904 г. занималась в скульптурном классе академии Р. Жюлиана в Париже; пластической трактовкой формы отмечены гравюры цикла «Крестьянская война» (1902–1908), посвящённого историческим событиям в Германии 16 в., где особой выразительностью наделены образы крестьян: кряжистые, пригнувшиеся к земле фигуры напоминают искривлённые стволы деревьев, тянущиеся к свету в конвульсивном напряжении. В дальнейшем Кольвиц обратилась к литографии и особенно к гравюре на дереве, позволявшей создавать работы монументального стиля, построенные на выразительно обобщённом силуэте и резких светотеневых контрастах («Памяти Карла Либкнехта», 1919–1920).
В 1919 г. Кольвиц стала первой женщиной – членом и профессором Прусской академии искусства; в 1927 г. посетила СССР. Творчество Кольвиц внутренне близко искусству Э. Барлаха, с которым её связывали дружеские отношения (смерти Барлаха Кольвиц посвятила бронзовый рельеф «Плач», 1938–1940). Антимилитаристские убеждения Кольвиц выразились в цикле ксилографий «Война» (1922–1923) и в памятнике «Родители» (гранит, 1924–1932), установленном на месте гибели сына Кольвиц, Петера, в Роггевельде близ г. Диксмёйде (Бельгия). Образ матери с ребёнком разрабатывался Кольвиц как в графике, так и в скульптуре; нередко он наделён символическим смыслом, в нём присутствуют мотивы христианской иконографии («Материнство», 1937; «Пьета», 1937–1939, обе – Государственные музеи, Берлин). С приходом к власти нацистов Кольвиц была вынуждена покинуть Академию художеств, лишилась права на участие в выставках, но продолжала работать. К числу её графических шедевров относится серия из 8 литографий «Смерть» (1934–1937).