Архитекторы, градостроители

Шинкель Карл Фридрих

Ши́нкель Карл Фри́дрих (Karl Friedrich Schinkel) (13.3.1781, Нойруппин, ныне земля Бранденбург – 9.10.1841, Берлин), немецкий архитектор, живописец, сценограф, почётный член (1838).

Учился у в 1798 г., в 1799–1800 гг. в берлинской Академии архитектуры, сблизился с . В 1803–1804 гг. в Италии, где познакомился с повлиявшим на него пейзажистом , усовершенствовал навыки живописца, изучал средневековые памятники. Обратился от традиционного классицизма к концепции рациональной, «правдивой» архитектуры, где строительство (в том числе не скрытое декором использование материала и конструкции) и соображения пользы сочетаются с «поэтичностью» и «историчностью», придающими сооружениям чувственное содержание и красоту. В 1805 г. Шинкель вернулся в Берлин. До конца наполеоновских войн создавал преимущественно пейзажи в духе («Средневековый город на реке», 1815, , Берлин), а также принёсшие ему известность диорамы и панорамы, демонстрация которых включала эффектное освещение, порой музыкальное сопровождение. Начиная с (в египетском стиле; премьера в 1816) оформил около 40 постановок для Королевского театра в Берлине (до 1832). Спроектировал орденский знак Железного креста (1813; на основе идеи короля ), чугунный «Национальный памятник Освободительной войны» в Берлине (1818–1821) в стиле . Шинкель создал свои ключевые архитектурные произведения в формах (т. н. прусский ): Новая караульня (1816–1818), здания Королевского театра (1818–1821; пострадало в 1945, восстановлено как концертный зал, 1984) и музея (по образцу использовавшейся для экспозиции живописи античной Пойкиле на в Афинах; 1823–1830; пострадало в 1943–1945, восстановлено, 1966; ныне ; все – в Берлине). Ради изучения организации музеев посетил Италию (1824), Францию и Великобританию (1826); был впечатлён мостами, тоннелями и другими сооружениями английских инженеров. Наиболее ярко рационализм Шинкеля выразился в новом здании берлинской Академии архитектуры (завершено в 1835, открыто в 1836, не сохранилось): сдержанные по трактовке кирпичные фасады отражали регулярный план здания и его каркасную структуру (с использованием чугунных балок). Эта и другие «утилитарные» постройки Шинкеля повлияли на , , . Шинкель также проектировал церкви в русле , и неоготики (Готическая капелла святого в , 1831–1834, и др.), загородные резиденции (см. в ст. , ), масштабные дворцы: королевский на (1834) и Орианда (Ореанда) под (с 1838; оба не реализованы). Разрабатывал типовые проекты предметов быта для массового производства в целях содействия развитию ремёсел (с 1821). С 1810 г. служил в Строительном управлении (с 1838 директор).

  • Архитекторы историзма
  • Архитекторы Германии 19 в.