Шинкель Карл Фридрих
Ши́нкель Карл Фри́дрих (Karl Friedrich Schinkel) (13.3.1781, Нойруппин, ныне земля Бранденбург – 9.10.1841, Берлин), немецкий архитектор, живописец, сценограф, почётный член Петербургской академии художеств (1838).
Учился у Д. Жилли в 1798 г., в 1799–1800 гг. в берлинской Академии архитектуры, сблизился с Ф. Жилли. В 1803–1804 гг. в Италии, где познакомился с повлиявшим на него пейзажистом Й. А. Кохом, усовершенствовал навыки живописца, изучал средневековые памятники. Обратился от традиционного классицизма к концепции рациональной, «правдивой» архитектуры, где строительство (в том числе не скрытое декором использование материала и конструкции) и соображения пользы сочетаются с «поэтичностью» и «историчностью», придающими сооружениям чувственное содержание и красоту. В 1805 г. Шинкель вернулся в Берлин. До конца наполеоновских войн создавал преимущественно пейзажи в духе романтизма («Средневековый город на реке», 1815, Государственные музеи, Берлин), а также принёсшие ему известность диорамы и панорамы, демонстрация которых включала эффектное освещение, порой музыкальное сопровождение. Начиная с «Волшебной флейты» В. А. Моцарта (в египетском стиле; премьера в 1816) оформил около 40 постановок для Королевского театра в Берлине (до 1832). Спроектировал орденский знак Железного креста (1813; на основе идеи короля Фридриха Вильгельма III), чугунный «Национальный памятник Освободительной войны» в Берлине (1818–1821) в стиле неоготики. Шинкель создал свои ключевые архитектурные произведения в формах неогреческого стиля (т. н. прусский эллинизм): Новая караульня (1816–1818), здания Королевского театра (1818–1821; пострадало в 1945, восстановлено как концертный зал, 1984) и музея (по образцу использовавшейся для экспозиции живописи античной стои Пойкиле на агоре в Афинах; 1823–1830; пострадало в 1943–1945, восстановлено, 1966; ныне Старый музей; все – в Берлине). Ради изучения организации музеев посетил Италию (1824), Францию и Великобританию (1826); был впечатлён мостами, тоннелями и другими сооружениями английских инженеров. Наиболее ярко рационализм Шинкеля выразился в новом здании берлинской Академии архитектуры (завершено в 1835, открыто в 1836, не сохранилось): сдержанные по трактовке кирпичные фасады отражали регулярный план здания и его каркасную структуру (с использованием чугунных балок). Эта и другие «утилитарные» постройки Шинкеля повлияли на П. Беренса, В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ. Шинкель также проектировал церкви в русле классицизма, неоренессанса и неоготики (Готическая капелла святого Александра Невского в Петергофе, 1831–1834, и др.), загородные резиденции (см. в ст. Потсдам, Сан-Суси), масштабные дворцы: королевский на афинском Акрополе (1834) и Орианда (Ореанда) под Ялтой (с 1838; оба не реализованы). Разрабатывал типовые проекты предметов быта для массового производства в целях содействия развитию ремёсел (с 1821). С 1810 г. служил в Строительном управлении (с 1838 директор).