Резцовая гравюра
Резцо́вая гравю́ра (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно на меди, потому техника также носит название «гравюра на меди»; нем. Kupferstich). Один из видов глубокой печати.
Рисунок наносится на тщательно отшлифованную поверхность металлической доски острыми резцами-штихелями, затем по поверхности доски прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, освобождают доску от излишков краски и с помощью пресса делают оттиск на увлажнённой бумаге. Для резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Штрих имеет ровные края и острое завершение. В процессе печати края клише неизбежно оставляют на влажной бумаге углубление-ковчежец.
Резцовая гравюра в мировом искусстве
Возникновение резцовой гравюры относят ко 2-й четверти 15 в. и связывают с появлением печатного станка и распространением бумаги – необходимого для этой техники материала. Предшественники резцовой гравюры – техники ювелирного искусства (резьба, гравировка, чернь). В качестве образцов для мастерской ювелиры использовали отпечатки на бумаге – ниелло (итал. niello), которые, возможно, показали путь для формирования нового вида печатной графики. Однако некоторые исследователи отвергают это предположение, ссылаясь на то, что подобные сохранившиеся ниелло датируются более поздним временем, чем отпечатки резцовой гравюры (Koschatzky W. Die Kunst der Graphik. Technik, Geschichte, Meisterwerke. München, 1999. S. 102–103).
Первые центры развития техники резцовой гравюры располагались в немецких землях вдоль реки Рейн (Мастер E. S., Мастер игральных карт, Мастер 1446, М. Шонгауэр, И. ван Мекенем) и в Италии (М. Финигуэрра, А. дель Поллайоло, А. Мантенья и др.). Со времени своего появления резцовая гравюра использовалась и как средство репродуцирования изображений (так создавались игральные карты, религиозные образы и т. п.), и как самостоятельная художественная техника: в этом качестве её значительно развили А. Дюрер, Х. Гольциус, М. Раймонди, Лука Лейденский. В 16 в. резцовая гравюра стала важной отраслью европейского художественного производства (в этой технике создавались иллюстрации, репродукции, географические карты, ведуты и др.). Крупные центры образовались в Риме, Антверпене (мастерские И. Кока, династия Вирикс), представители династии де Пассе работали в Утрехте, Кёльне, Лондоне, Париже. В 17 в. получил широкое распространение гравированный портрет (О. Леони, Ф. Вилламена в Риме, Т. де Лё, Л. Готье, Ж. Эделинк во Фландрии, К. Меллан, Ж. Морен, Р. Нантёй во Франции, У. Фейторн в Англии). К середине 18 в. резцовая гравюра в значительной мере была вытеснена офортом и другими разновидностями гравюры, или использовалась в сочетании с ними (Ш. Дюпюи, Н.-Г. Дюпюи во Франции, Г. Ф. Шмидт в Германии).
В 19 в. резцовую гравюру (в качестве репродукционной техники) сменили литография и фотография. Попытки возрождения резцовой гравюры предпринимались в конце 18 – начале 19 вв. У. Блейком и Дж. Барри; в 20 в. к ней обращались мастера авангардизма (например П. Пикассо).
Резцовая гравюра в России
В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника резцовой гравюры распространилась в конце 17 в. (И. Щирский) и использовалась в оформлении печатных изданий (А. Трухменский, Л. Бунин). В 18 в. резцовые гравюры видовых, батальных и иных жанров выполняли братья А. Ф. Зубов и И. Ф. Зубов; к этой технике в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В 19 в. в петербургской Академии художеств традиции резцовой гравюры сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале 19 в. особым видом была «очерковая», контурно-линейная резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма; в России совершенства в этом виде техники достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме «Душенька» И. Ф. Богдановича, 1820–1833 рисунки пером; до начала 1840-х гг. гравюры).