Шольц Георг
Шольц Гео́рг (Georg Scholz) (10.10.1890, Вольфенбюттель, ныне земля Нижняя Саксония – 27.11.1945, Вальдкирх, ныне земля Баден-Вюртемберг), немецкий живописец и график; один из ведущих художников новой вещественности.
Родился в семье учителя частной иудейской школы, но после суицида отца попал в приют (1896), а затем был взят на воспитание в семью известного ученого-психолога Ю. Эльстера (1898). После школы несколько лет обучался в Школе художественных ремесел в Брауншвейге, затем в Академии художеств в Карлсруэ (1908–1914) у Л. Диля, Х. Тома и В. Трюбнера. В годы учёбы сдружился с Р. Шлихтером, позже тоже ставшим крупным представителем новой вещественности. Шольц завершил образование, проведя один семестр в Берлине под руководством Л. Коринта. Ориентируясь в основном на работы своего учителя Трюбнера, в эти годы работал в импрессионистической манере, был близок идеям символизма.
В Первую мировую войну 1914–1918 гг. служил на Восточном и Западном фронтах (1915–1918). После возвращения поселился в местечке Грётцингер близ Карлсруэ, вступил в ряды Коммунистической партии Германии (1919) и стал членом «Ноябрьской группы». Тогда же вместе со своими бывшими соучениками по академии В. Л. фон Заботиным, К. Хуббухом и Р. Шлихтером основал прогрессивную группу художников Карлсруэ «Рих» (Rih) (1919–1920), пропагандировавшую в искусстве идеи, близкие кубизму и дадаизму. В это же время сотрудничал с критически настроенным журналом Der Gegner (выходил в 1919–1924).
В послевоенные годы сблизился с европейским авангардом, поменяв манеру на более экспрессионистическую в живописи; в то же время стал использовать формальные приёмы футуризма в графике. В 1920 г. принял участие в знаменитой «Первой интернациональной ярмарке дада» в галерее О. Бурхарда в Берлине со своей картиной «Семья ростовщика» (1920, музей Фон дер Хайдт, Вупперталь), демонстрирующей сочетание элементов дадаистического абсурдизма и критически направленного взгляда «веризма» новой вещественности. Многие работы начала 1920-х гг. имеют яркий карикатурный характер («Разносчики газет, или Работа позорит», 1921, акварель, бумага, Кунстхалле, Карлсруэ; «Хозяева мира», 1921, уничтожена; «Хозяева мира», 1922, веллум – разновидность пергамента, акварель, Кунстхалле, Карлсруэ). В эти годы Шольц работал в рекламе, делал эскизы дизайна для сигаретных пачек, иллюстрировал детские книги. После 1923 г. преподавал в Академии художеств в Карлсруэ в классе литографии, с 1924 г. – в классе живописи. В 1925 г. получил звание профессора.
В 1925 г. был приглашён на устроенную Г. Ф. Хартлаубом выставку «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (Кунстхалле, Мангейм), где заметную роль сыграли представленные художником 7 произведений. В 1928 г. работа Шольца «Плоть и железо» (не сохранилась) была удалена с выставки в Эссене за «непристойность».
Работы середины 1920-х гг. тяготеют к более спокойному варианту магического реализма правого крыла новой вещественности. Утратив едко сатирический характер, они всё же не лишены своеобразного юмора. Реконструкция плохо сохранившегося творчества художника позволяет говорить о типичном для новой вещественности наборе жанров: пейзаж («Городок днём» и «Городок ночью», 1922–1923, частное собрание), портрет («Автопортрет на фоне афишной тумбы», 1926, Кунстхалле, Карлсруэ), натюрморт («Кактусы и семафоры», 1923, Музей искусства и истории культуры, Мюнстер).
В 1927 г. вместе с А. Канольдтом и К. Хофером основал «Баденский сецессион». Стал членом Института по проблемам экономики художественных ремёсел в Карлсруэ (конец 1920-х – 1933), где занимался вопросами взаимосвязи искусства, ремесла и промышленности. После посещения Парижа в 1928 г., вдохновившись работами П. Боннара и испытав влияние классицизирующих работ П. Пикассо и А. Дерена, сконцентрировался на работе с натурой, уделяя особое внимание проблеме взаимоотношения фигуры и пространства («Сидящая обнажённая с гипсовым бюстом», 1927, Кунстхалле, Карлсруэ).
В июле 1933 г. в связи с приходом к власти Национал-социалистической немецкой рабочей партии был отстранён от преподавательской деятельности. В 1937 г. искусство Шольца признано «дегенеративным», многие работы изъяты из государственных собраний Германии.
В 1935 г. переехал в Вальдкирх. Несмотря на запрет брать заказы и выставлять свои произведения, в 1936 г. принимал участие в росписи (частично закрашена во время реставрации 1961) церкви Святого Урбана в г. Брайзах-ам-Райн (округ Фрайбург) в рамках её реконструкции, а также сотрудничал с другими церковными организациями («Несение креста», 1940, для церкви Марии Снежной, Вальбах).
В годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. жил преимущественно доходами от частных заказов на портреты («Портрет Зигрун Этцель», 1942, частное собрание). В 1945 г. французские оккупационные власти предложили Шольцу должность мэра Вальдкирха, но он скончался через несколько недель после назначения на этот пост.
Организованная в 2001 г. Галерея современного искусства в Вальдкирхе носит имя Г. Шольца.