Новое видение и прямая фотография
Новое ви́дение и прямая фотография. В 1920-е – 1930-е гг. в фотоискусстве получило распространение модернистское движение новое видение (нем. Neues Sehen, англ. New Vision), которое сформировалось преимущественно под влиянием конструктивизма и абстракционизма. Новое видение определено стремлением рассматривать фотографию в качестве самостоятельного вида искусства в противовес пикториализму, сближавшему фотоискусство с живописью. Зачастую это движение рассматривается как выражение направления новая вещественность, однако понятие «новое видение» охватывает на материале фотографии более широкий круг проблем.
Обращение к новым художественным принципам тесно связано с использованием новых средств художественного выражения (неожиданные ракурсы, эксперименты с контрастами форм и светотени, интерес к деталям и др.) и технических приёмов (макросъёмка, фотограмма, фотомонтаж, фотоколлаж), что приводило к визуальному восприятию реальных форм как абстрактных, подмене смыслов и т. д. Игра с оптическими возможностями в фотографии выразилась во втором названии движения – новая оптика (нем. Neue Optik). Большую роль в развитии авангардных идей нового видения сыграла деятельность А. М. Родченко и его круга, а также художников Баухауса, особенно Л. Мохой-Надя, в чьей программной работе «Живопись. Фотография. Фильм» (1925) были сформулированы принципы нового движения и впервые использован термин «новое видение».
Вторым важным направлением внутри нового видения стала прямая фотография: её концепция основывалась на стремлении к объективной фиксации действительности без использования специальных технических ухищрений. Впервые её отразила работа немецкого фотографа А. Ренгер-Патча «Мир прекрасен» («Die Welt ist Schön»,1928).
Выставка Немецкого Веркбунда «Кино и фото» (1929) в Штутгарте стала первой крупной выставкой современной европейской и американской фотографии «Фильм и фотография», которая почти целиком была посвящена художественной самоценности фотографических экспериментов мастеров нового видения. Затем её продемонстрировали в Берлине, Данциге (ныне Гданьск), Вене, Цюрихе, Бреслау (ныне Вроцлав), Мюнхене, Эссене, Дессау, Загребе, Токио и Осаке (1929–1931). По результатам выставки Ф. Рохом было написано эссе «Фотографический глаз» («Foto-Auge», 1929), где зафиксированы установки нового видения.
Фотографии нового видения часто использовались в печатных изданиях и плакатах.
Среди крупных представителей: Л. Мохой-Надь, Мэн Рей, В. Петерханс, Г. Байер, К. Блоссфельдт, А. Зандер, А. Ренгер-Патч, группа «Группа F/64» («Group F/64»; 1932–1935).