Грюневальд Маттиас
Грю́невальд Матти́ас (Matthias Grünewald) [ок. 1475/1480, Вюрцбург (?) – до 1.9.1528, Галле], немецкий живописец, рисовальщик, инженер-гидравлик, архитектор, один из наиболее ярких и самобытных представителей Северного Возрождения в Германии.
Грюневальд – имя, появившееся в 17 в. в сочинении «Немецкая академия благородных искусств зодчества, ваяния и живописи» (1675–1679) И. фон Зандрарта; в документах своего времени упоминается как Матис (Mathis) Нитхарт, Нейтхардт, Нейтхарт (Nithart, Neithardt, Neithart), Готхарт, Готхардт (Gothart, Gothardt) и др. Предположительно, учился в Вюрцбурге, но богатая цветовая гамма, физиогномическая индивидуальность и активные жесты персонажей в ранних приписываемых художнику работах (панель неизвестного алтаря с изображением Тайной вечери на лицевой стороне, святых Доротеи и Агнессы на обороте, около 1500, Художественное собрание Фесте-Кобург, Кобург; Линденхардтский алтарь, около 1503, Линденхардт, приходская церковь Святого Михаила) выдают влияние Г. Гольбейна Старшего и франконской живописи 15 в.
Большинство произведений Грюневальда были выполнены для г. Ашаффенбург, где, по-видимому, находилась его мастерская. Первое документальное свидетельство о мастере относится к 1505 г. и связано с работой «Поругание Христа» (около 1503–1505, Старая пинакотека, Мюнхен), эпитафией А. фон Кронберг, сестры рыцаря И. фон Кронберга, служившего управляющим резиденцией архиепископа Майнцского в Ашаффенбурге. Здесь впервые отчётливо проявилась стилевая индивидуальность Грюневальда: игнорирование пространственных соотношений, утрированные мимика и жесты персонажей, яркие диссонирующие цвета. С 1510–1511 гг. художник находился на службе у архиепископа Майнцского У. фон Геммингена, владельца Ашаффенбургского замка; создавал живописные алтари, вёл строительные работы, сооружал фонтаны и колодцы. В 1509–1511 гг. по заказу франкфуртского монастыря доминиканцев исполнил в технике гризайля 4 неподвижные боковые створки для «Алтаря Геллера» А. Дюрера с изображениями святых Лаврентия и Кириака (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), Елизаветы и, предположительно, Лючии (Кунстхалле, Карлсруэ).
Самое значительное произведение Грюневальда – Изенгеймский алтарь (1512–1516, Музей Унтерлинден, Кольмар) – сложное алтарное сооружение с тремя парами створок (соответствующих будничному виду, праздничному и посвящённому святому Антонию Великому раскрытиям) и пределлой. В закрытом, будничном виде центральную часть занимает «Распятие» – полная драматизма картина смерти Христа; на боковых створках – святой Себастьян (предположительно автопортрет) и святой Антоний, в пределле – «Положение во гроб». В праздничном раскрытии алтаря трагическая напряжённость уступает место радостному пантеистическому мировосприятию в композициях «Благовещение», «Рождество Христово» и «Воскресение». Здесь в полной мере проявились способности Грюневальда как величайшего колориста: контрастные сочетания цветов соседствуют с тоновыми градациями, яркие и насыщенные цветовые аккорды – с почти акварельной нюансировкой. В последнем раскрытии Грюневальду принадлежат боковые створки с композициями «Посещение святым Антонием святого Павла Пустынника» и «Искушение святого Антония», фланкирующие центральную скульптурную часть алтаря.
Монументальное «Распятие» Изенгеймского алтаря является основополагающим в ряду более камерных изображений в этой иконографии («Распятие», около 1515, Художественный музей, Базель; «Малое Распятие», около 1511–1520, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Распятие» из Таубербишофсхеймского алтаря, около 1523–1525, Кунстхалле, Карлсруэ). В результате публикации исследования Ш. Кемпердика (Kemperdick S. Die Kreuzigung im Kunstmuseum Basel // La technique picturale de Grünewald et de ses contemporains. Paris, 2007. Р. 65–72) датировки считавшихся созданными до 1512 г. «Распятий» из Базеля и Вашингтона были изменены на более поздние, ставящие произведения в зависимость от центральной композиции в Изенгеймском алтаре. Иконография «Распятий», важнейшей темы в творчестве Грюневальда, и некоторых других работ связана со средневековым мистицизмом, особенно с сочинением «Небесные откровения» («Revelationes coelestes», опубликовано в 1492) святой Биргитты, где подробно описаны её видения Страстей Христовых. Духу экстатических видений соответствуют субъективная трактовка религиозного сюжета, необычайная экспрессивность форм и фантастический колорит, имеющий истоки в средневековой миниатюре и витражах.
В 1516–1525 гг. Грюневальд на службе у нового архиепископа Майнцского, затем кардинала Альбрехта Бранденбургского, работал над алтарями для церквей Ашаффенбурга, собора в Майнце, монастыря в Галле. Вероятно, в 1520 г. в свите Альбрехта присутствовал в Ахене на коронации Карла V, где встречался с А. Дюрером, подарившим ему свои гравюры. В 1525 г. уволенный со службы у архиепископа из-за участия в Крестьянской войне 1524–1526 гг. Грюневальд уехал во Франкфурт, жил в доме торговца шёлком Х. фон Саарбрюкена; оставив живопись, занялся изготовлением целебного мыла и продажей красок. В 1527 г. работал инженером-гидротехником в Галле.
В поздних работах на тему Страстей Христовых (Таубербишофсхеймский алтарь, около 1523–1525, Кунстхалле, Карлсруэ; «Оплакивание Христа», ок. 1525, собор Святых Петра и Александра, Ашаффенбург) Грюневальд достиг предельной лаконичности и эмоциональной напряжённости. Произведения конца 1510-х – 1520-х гг. (две сохранившиеся доски из Ашаффенбургского алтаря, или «Алтаря снежного чуда Марии», около 1516–1519: «Штуппахская мадонна», приходская церковь, Штуппах, и «Снежное чудо Марии», Музей августинцев, Фрайбург-им-Брайсгау; «Встреча святых Эразма и Маврикия», около 1520–1524, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются монументальностью форм и ясностью композиционного построения, что свидетельствует о воздействии искусства итальянского Возрождения. В драматизме композиций, порывистых движениях героев, выразительном языке драпировок, сильных светотеневых и цветовых контрастах в искусстве Грюневальда можно увидеть формирующиеся черты барокко. Немногочисленные сохранившиеся рисунки Грюневальда (самостоятельные и подготовительные) характеризуются живописным подходом, мягкостью линий и светотеневой моделировки.
Несмотря на то что Грюневальд не имел последователей и его творчество остаётся относительно изолированным явлением в европейском искусстве, произведения художника копировались в 16 – начале 17 вв. Забытым на несколько веков искусством Грюневальда в начале 20 в. вдохновлялись мастера немецкого экспрессионизма. Биография Грюневальда и его творчество побудили П. Хиндемита к созданию симфонии «Художник Матис» (1934) и одноимённой оперы (1938); Грюневальд является одним из трёх главных, размышляющих о месте человечества в мире героев книги В. Г. Зебальда «После природы» (1988).
Включён в календарь святых Евангелической церкви Германии и Евангелическо-лютеранской церкви в Америке.