Лейбль Вильгельм
Лейбль Ви́льгельм, Вильгельм Мария Хубертус Лейбль (Wilhelm Maria Hubertus Leibl) (23.10.1844, Кёльн – 4.12.1900, Вюрцбург), немецкий живописец, центральный художник мюнхенского реализма.
Учился у Г. Беккера в Кёльне, затем в академии художеств в Мюнхене (1864–1869) у Ф. фон Фольца, Г. Аншюца, А. фон Рамберга и К. Т. фон Пилоти; изучал работы европейских художников 16–17 вв. в мюнхенской Старой пинакотеке. В 1869–1870 гг. посетил Париж. Возглавил группу мюнхенских реалистов, с 1873 г. работал в деревнях Верхней Баварии. В 1898 г. путешествовал по Бельгии и Голландии.
Влияние старых мастеров, а также Г. Курбе и Э. Мане ощутимо во всём творчестве Лейбля. Писал сцены быта патриархального баварского крестьянства, стремясь к рельефному воссозданию цельных и ярких характеров («Деревенские политики», 1875–1877, собрание О. Райнхарта «Ам Рёмерхольц», Винтертур; «Три женщины в церкви», 1878–1882, Кунстхалле, Гамбург, и др.). Исполнил много портретов (в том числе портретов-типов): «Фрау Гедон» (1868–1869, Новая пинакотека, Мюнхен), скульптор И. Д. Шрейтмюллер (1870-е гг., Международная галерея современного искусства, Венеция); «Кокотка» (1870), «Старый господин Палленберг» (1871, оба – в Музее Вальрафа-Рихарца, Кёльн); «Женщина из Дахау» (1873–1874, Государственные музеи, Берлин), «Автопортрет» (1896, Музей Вальрафа-Рихарца) и др. В поздних работах Лейбля свободная, мягкая, насыщенная воздухом и светом живопись близка к импрессионизму («Девушка у окна», 1899, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, и др.).