#Экспрессионизм в Германии
Экспрессионизм в Германии
Тег

Экспрессионизм в Германии

Экспрессионизм в Германии
Найденo 16 статей
Фейт Филипп. Аллегория Германии. Фреска для Штеделевского художественного института. Перенесена на холст. 1834–1836
Страны мира. Искусство и архитектураСтраны мира. Искусство и архитектура
Германия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Герма́нии, художественная культура Германии с древнейших времён до современного периода. На территории Германии создавались памятники первобытного искусства, строились древнеримские города (современные Ахен, Кёльн). Истоки национального искусства восходят к «Каролингскому возрождению» и «Оттоновскому возрождению», на основе которых сформировался немецкий вариант романского искусства. Готика развивалась под французским влиянием с середины 13 в. В рамках Северного Возрождения сложилось ренессансное искусство (А. Дюрер и др.). Специфическое развитие в Германии получил романтизм (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих). Изобразительное искусство и архитектура 2-й половины 19 – 21 вв. (югендстиль, направления модернизма и постмодернизма и др.) развивались в русле ключевых международных тенденций. В Германии возникли и развивались ведущие школы искусствознания: формальная (К. Фидлер, Г. Вёльфлин), иконологическая (А. Варбург, Э. Панофский) и др.
Скульпторы
Лембрук Вильгельм
Ле́мбрук Вильге́льм (1881–1919), немецкий скульптор, график. Член Прусской академии искусств (1919). Ранние работы под влиянием символизма («Мать и дитя», 1907). В 1910–1914 гг. в Париже; создавал масштабные статуи сильно вытянутых пропорций, стилистически близкие экспрессионизму («Коленопреклонённая», 1911). С 1914 г. в Германии, во время Первой мировой войны служил санитаром в Берлине, военным художником в Страсбурге; с 1916 г. в Цюрихе. В конце жизни достигает большой эмоциональной выразительности в формах бюстов и лепке голов («Мыслитель», 1918; все – Музей В. Лембрука, Дуйсбург). В 1937 г. его работы были показаны в Германии на выставке «Дегенеративное искусство» и частично изъяты из музеев.
Вильгельм Лембрук. Коленопреклонённая. 1911
Живописцы
Мензе Карло
Ме́нзе Ка́рло (1886–1965), немецкий живописец и график, представитель экспрессионизма и новой вещественности. Произведения 1-й половины 1910-х гг. выполнены в русле экспрессионизма, кубизма, футуризма, абстракционизма («Купание лошадей»; «Река Вуппер», обе – 1913, частное собрание), с конца 1910-х гг. – магического реализма и новой вещественности («Портрет Г. М. Даврингхаузена», 1922, Музей Людвига, Кёльн; «Адам и Ева в раю», 1919, Художественный музей, Бонн). В 1937 г. искусство Мензе было признано национал-социалистами дегенеративным.
Карло Мензе
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Розовый салон» Марианны Верёвкиной
«Ро́зовый сало́н» Мариа́нны Верёвкиной, художественный и литературный клуб, устроенный М. В. Верёвкиной в их с А. Г. Явленским мюнхенской квартире (по улице Гизелештрасе, дом 23). Существовал приблизительно с 1896 по 1900-е гг. Верёвкина выступала как организатор и теоретик сообщества. В салоне обсуждались актуальные тенденции в культуре и искусстве, проходили лекции о современной живописи, новаторских приёмах в ней и других проблемах художественного творчества. Участниками клуба были сокурсники Явленского из школы А. Ажбе (В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, Ф. Марк, А. Макке), его посещали В. А. Серов, В. Э. Борисов-Мусатов, С. П. Дягилев, А. П. Павлова и др. В «Розовом салоне» родилась идея Нового объединения художников Мюнхена, ставшего предвестником объединения «Синий всадник».
Эрма Босси. Портрет мадам Верёвкиной. Ок. 1910
Живописцы
Эрбслё Адольф
Э́рбслё А́дольф (1881–1947), немецкий живописец, один из крупнейших деятелей искусства модернизма в Германии. В 1909 г. вместе с М. В. Верёвкиной и А. Канольдтом создал Новое объединение художников Мюнхена, став не только членом правления и участником выставок группы, но и их организатором и популяризатором. Этапы творческой эволюции Эрбслё в 1900-е – 1910-е гг. определены его увлечением искусством неоимпрессионизма, В. Ван Гога, П. Сезанна, экспрессионизма («Девушка в красной юбке», 1910, Музей фон дер Хейдт, Вупперталь). В середине 1920-х гг. примкнул к новой вещественности, в своих произведениях дополнив осязаемую предметность её стилистики экспрессионистически насыщенным колоритом. С 1934 г. жил в уединении близ Мюнхена, писал портреты близких и пейзажи.
Адольф Эрбслё. Верхне-Баварский горный пейзаж близ Бранненбурга. 1911
Живописцы
Бекман Макс
Бе́кман Макс (1884–1950), немецкий живописец, график, скульптор, теоретик искусства; один из крупнейших мастеров европейского модернизма. Жил во Франкфурте-на-Майне, в Амстердаме (с 1936), США (с 1947). Член Берлинского сецессиона (1910–1913; в правлении 1910–1911), один из организаторов «Свободного сецессиона» (с 1914) и Дармштадтского сецессиона (с 1919). Работы Бекмана участвовали в выставке «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма» (1925). С 1932 г. для живописных произведений предпочитал форму триптиха; опираясь на мифологический и религиозный опыт, стремился осмыслять общечеловеческие ценности через образы современности («Отплытие», 1932–1935, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Аргонавты», 1949–1950, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Посетительница выставки «Искусство общества 1900–1945» («The Art of Society 1900–1945») перед работами Макса Бекмана «Портрет Эрхарда Гепеля» (слева) и «Автопортрет в баре» (справа)
Живописцы
Нагель Отто
На́гель О́тто (1894–1967), немецкий живописец и график. Автор портретов [«Старый рабочий» («Мужчина с катарактой»), 1924, Эрмитаж, Санкт-Петербург], жанровых композиций («Скамейка в парке Веддинга», 1927, Государственные музеи, Берлин), городских пейзажей. Причисляется к представителям новой вещественности. Автор романа «Белая голубка, или Мокрый треугольник» («Die weiße Taube oder Das nasse Dreieck», 1928–1932). Один из организаторов Первой Всеобщей германской выставки в СССР (1924). Работал в составе комиссии, принимавшей вернувшиеся из СССР произведения Дрезденской картинной галереи (1955). Профессор (с 1948), вице-президент (1953–1956, 1962–1967), президент (1956–1962) Академии художеств ГДР (ныне Академия искусств в Берлине). Член Коммунистической партии Германии (с 1919), Социалистической единой партии Германии (с 1946). Золотой орден «За заслуги перед Отечеством» (1964).
Отто Нагель. Лавки на Мюллерштрассе. 1933
Живописцы
Явленский Алексей Георгиевич
Явле́нский Алексе́й Гео́ргиевич (1864–1941), российский живописец и график. С 1896 г. жил и работал преимущественно в Мюнхене. В 1909 г. совместно с В. В. Кандинским организовал Новое объединение художников Мюнхена. Член объединения «Синий всадник» (с 1911). С 1914 г. жил в Сен-Пре (Швейцария), с 1922 г. – в Висбадене. Произведения до 1900 г. выполнены в духе русского импрессионизма, зрелые – в духе экспрессионизма («Девушка с зелёным лицом», 1910, Художественный институт, Чикаго; «Медитация», 1936, Художественный музей, Лодзь).
Алексей Явленский. Дом в горах. Ок. 1912
Литераторы
Герман-Нейсе Макс
Ге́рман-Не́йсе Макс (1886–1941), немецкий писатель, журналист. Испытал влияние лирики Г. Гейне, Й. фон Эйхендорфа, Р. М. Рильке. Первый поэтический сборник «Маленькая жизнь» (1906) пронизан горестными мотивами одиночества, стремлением к смерти как к утешению, тоской по любви. В сборниках «Под звездой страдания» (1924), «Прощание» (1928) преобладают элегические и меланхолические настроения, ностальгическая тематика. Публиковал театральные и литературные рецензии в Berliner Tageblatt, Die literarische Welt.
Георг Гросс. Портрет писателя Макса Германа-Нейсе. 1925
1
2