Шарун Ганс
Шару́н Ганс, Бернхард Ханс Генри Шарун (Bernhard Hans Henry Scharoun) (20.9.1893, Бремен – 25.11.1972, Западный Берлин), немецкий архитектор.
Учился в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге (1912–1914). Объединил экспрессионизм и модернизм в концепции «органичной архитектуры». Участвовал в восстановлении Восточной Пруссии после Первой мировой войны 1914–1918 гг.; первым воплотил призыв Б. Таута к цветной архитектуре (1919): жилой массив «Пёстрый ряд» в Инстербурге (1921–1924; ныне Черняховск; единственная сохранившаяся на территории России работа Шаруна). Член объединений «Стеклянная цепь» (1919–1920) и «Кольцо» (1926–1933). В 1925 г. сформулировал тезис о зданиях как «исполнительных органах» происходящих в них процессов жизни, работы и др. («органический функционализм»), с отказом от абстрактных геометрических форм, существующих вне конкретного планировочного задания. Занимал должность уполномоченного по колориту городской среды в Бреславле (Бреслау, ныне Вроцлав, Польша; 1925). Построил на выставках Немецкого Веркбунда (член в 1916–1933, 1949–1972) в Вайсенхофе (Штутгарт) двухэтажную виллу (1927), в Бреславле – «дом для холостяков» с полутораэтажными сквозными квартирами (1928–1929). С 1930 г. жил в Берлине, где разработал градостроительный проект и спроектировал три здания для микрорайона «Сименсштадт» почти на 1400 квартир (1929–1931; включён в список Всемирного наследия). Дома Шминке в Лёбау (1930–1933), Бенша и Флаума (1935), Мормана (1938–1939), Энделлей (1939–1940) и др. в Берлине отличают «перетекающие» интерьеры, панорамные окна, зимние сады; после 1933 г. эти новаторские компоненты проекта Шарун вынужденно скрывал за предписанными архитектурной цензурой традиционными фасадами.
После завершения Второй мировой войны 1939–1945 гг. – соавтор «Коллективного плана» превращения Берлина из радиального «господского» в «демократический» линейный город по долине реки Шпре (1945), главный архитектор Берлина (руководитель Строительно-жилого отдела магистрата, 1945–1946) и директор Строительного института Академии наук (1947–1950).
Квартиры в высотном жилом комплексе «Ромео и Джульетта» (Штутгарт, 1954–1959; 1-й кондоминиум ФРГ) и в микрорайоне «Шарлоттенбург-Северный» (Западный Берлин, 1954–1961, 3700 квартир) отличают многообразие и рациональность планов, предусмотрены одновременно уединение и «социализация» жильца.
Совместно с театроведом М. Ашенбреннер Шарун работал над проблемой театральной архитектуры, противопоставив классической глубинной механизированной сцене идею широтного, многоплощадочного горизонта, восходящего к средневековым «симультанным» сценам. Несмотря на выигранные конкурсы, воплотить её Шаруну не удалось даже в единственном построенном по его проекту театре в Вольфсбурге, ныне носящем его имя (1965–1973). Школы – имени брата и сестры Шолль в Люнене (1956–1962) и в районе Древер-Зюд (Древер-Южный) г. Марль (1960–1971) отвечают формой классов (последовательно, «игровых», «убежищ» и «аудиторий») мироощущению взрослеющего ребёнка.
Вершина творчества Шаруна – здание Берлинской филармонии (Большой зал, 1956–1963; Камерный зал, 1984–1987; Институт музыковедения с Музеем музыкальных инструментов, 1964–1971) и Государственная библиотека в Берлине (с Библиотечным институтом, Институтом Латинской Америки и «Домом гостей», 1964–1978). Большой зал филармонии – первый в мире концертный зал, где зрительские места окружают подиум для оркестра со всех сторон: по словам Шаруна, он «задуман как долина, на дне которой находится оркестр, окружённый поднимающимися вверх [террасами]-виноградниками. Перекрытие отвечает этому ландшафту как "небесный ландшафт"; своей формой он воздействует как шатёр» (цитируется по: Wisniewski E. Die Berliner Philharmonie und ihr Kammermusiksaal. Der Konzertsaal als Zentralraum. Berlin: Gebrüder Mann, 1993. S. 97), без царской ложи и мест, где можно чваниться своим богатством и положением. Эта демократичная планировочная схема в последней трети 20 – 21 вв. широко используется для крупных концертных залов, в том числе залов «Гевандхауз» в Лейпциге (1981), Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), Парижской филармонии (2015), Эльбской филармонии в Гамбурге (2017), «Зарядье» в Москве (2018). Берлинская библиотека – «книжная гора» с каскадами читальных галерей, променадов, кабинетов и залов, дробящих градостроительный масштаб до удобных для работы размеров.
Шарун – основатель западноберлинской Академии искусств, её президент (1955–1968) и почётный президент (1968–1972).
Профессор Академии искусств и ремёсел в Бреславле (1925–1932), Технического университета в Берлине (1946–1958).
Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1959). Имя архитектора носит камерный «Ансамбль Шаруна» (Scharoun Ensemble Berlin; основан в 1983 членами Берлинского филармонического оркестра).