Алтарный образ
Алта́рный о́браз, художественное произведение в системе алтаря в Римско-католической церкви. Располагается обычно над алтарным престолом либо за ним (реже – перед ним); может включать в себя, помимо живописи, круглую скульптуру, рельеф, элементы декора. Произведение архитектуры малых форм (зависит от архитектуры храма). Иногда алтарный образ называют просто алтарём.
Алтарный образ может быть одночастным или многочастным (диптих, триптих, полиптих), включать верхний балдахин (киворий) и нижнюю, горизонтальную часть – пределлу (в итальянском искусстве с начала 14 в.). Ранние алтарные образы имели вид прямоугольного панно; к этой форме восходит знаменитая «Пала д’Оро» (работы константинопольских мастеров 10 в.) в соборе Святого Марка в Венеции, украшенная драгоценными камнями и сохранившая даже после переделок 12–14 вв. некоторые черты византийского иконостаса.
В итальянском искусстве в центральной части алтарного образа помещалась, как правило, Мадонна (или святой покровитель), на створках – различные святые и сакральные сцены («Маэстá» Дуччо ди Буонинсеньи для собора в Сиене, 1308–1311; произведения Пьеро делла Франчески, А. Мантеньи, Джованни Беллини, Фра Анджелико и др.). В искусстве Северного Возрождения (Нидерланды, германские государства), начиная с 14 в., алтарный образ состоял из многих подвижных частей: его боковые створки, закрытые в будни, раскрывались в праздничные дни; сочетание живописи со скульптурой или имитирующей её гризайлью усиливало эффект «явленного чуда» (Гентский алтарь Я. ван Эйка, произведения Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга, Х. ван дер Гуса, А. Дюрера, Изенгеймский алтарь М. Грюневальда, 1512–1516). В Испании в тот же период оформился тип ретабло (высокого, многоярусного алтарного образа).
С 16 в. форма алтарного образа упрощалась: он был представлен алтарной картиной (у Рафаэля, Тициана, П. П. Рубенса, Караваджо, Ф. де Сурбарана и многих др.) или скульптурным произведением («Экстаз святой Терезы» Дж. Л. Бернини для капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме, 1644–1652). Иногда алтарный образ заменяет алтарная фреска («Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1536–1541).
Впоследствии различие между собственно алтарным образом и религиозной картиной (или скульптурой) постепенно исчезало.
См. также статьи заалтарный образ (в византийских и православных храмах), икона, складень.