Ганзейский квартал и Международная строительная выставка Interbau в Берлине
Ганзейский квартал и Международная строительная выставка Interbau в Берлине. В 1951 г. власти Западного Берлина, оценив успех промышленной выставки Constructa в Ганновере, запланировали серию выставок (индустриальных, сельскохозяйственных и т. д.), призванных подчеркнуть значение своего города в контексте ФРГ и мира. Одной из них стала намеченная на 1957 г. строительная выставка Interbau. Кроме экспозиции в выставочном комплексе в районе Вицлебен, в её рамках было решено выстроить экспериментально-показательный квартал новейшей архитектуры и градостроительства Запада в пику развернувшимся в ГДР широким фронтом работам в ходе реализации «Национального плана восстановления». Этот квартал должен был познакомить западноберлинских застройщиков с достижениями зарубежной архитектуры, стать катализатором реконструкции города после разрушений военного времени и способствовать повышению качества нового строительства.
Под застройку был выбран Ганзейский квартал. Первоначально его территорию на западной оконечности парка Тиргартен, ограниченную усадьбой Бельвю, руслом реки Шпре, Шарлоттенбургским шоссе (ныне проспект 17 июня) и современным Английским садом, занимали заливные луга. В 1874–1890 гг. их застроила высококачественным жильём компания Berlin-Hamburger Immobilien-Gesellschaft: её связи с ганзейским городом Гамбург определили название квартала (по сути, района: Hansaviertel), центральной площади Ганзаплац и ряда улиц. Здесь жили и работали художники Л. Коринт и К. Кольвиц, скульптор Г. Ледерер, писатели Э. Ласкер-Шюлер, Н. Закс и К. Тухольский, актёр Г. Георге, режиссёр Макс Рейнхардт, общественная деятельница и революционерка Р. Люксембург. В июле – августе 1895 г. на улице Фленсбургерштрасе, 12, а в феврале 1912 г. на улице Клопштокштрасе, 22 жил В. И. Ульянов (Ленин) (дома не сохранились).
От этой застройки сохранились лишь отдельные дома в северной части района, c 1882 г. отделённой железнодорожной эстакадой (штадтбан). Бомбардировки города британо-американской авиацией в 1943 г. уничтожили почти все остальные постройки, освободив поле для создания здесь натурного участка выставки Interbau. В 1953 г. в конкурсе на его планировку победила концепция «планомерно прореженного города» (архитекторы Г. Йобст, В. Кройер и В. Шлиссер): две 10-этажные параболы из домов-пластин, обращённые вершинами к эстакаде, а «ветвями» в парк. Созданное в 1954 г. акционерное общество выкупило и объединило все участки на этой территории, позволив отказаться от довоенной планировки с центральной площадью и симметричными лучами улиц.
Утверждённый в 1955 г. генплан (доработан архитектором О. Бартнингом; строительство велось в 1955–1962) роднит с победившим в конкурсе проектом лишь идея группировки масс вдоль эстакады в виде высотных домов-«точек» (архитекторы Л. Бальдессари, Я. Б. Бакема и Й. ван ден Брук, Г. Хассенпфлуг, Э. Бодуа и Р. Лопес, Г. Швипперт, К. Мюллер-Рем и Г. Зигман), которые продолжают 8–9-этажные пластины (архитекторы Э. Айерман, О. Нимейер, Ф. Енеке и С. Самуэльсон, А. Аалто, П. Ваго, В. Эберт и В. Гропиус) и 4-этажные «строчки» (архитекторы Г. К. Мюллер, Г. Готтвальд, Г. Хофман и В. Лукхардт, П. Шнайдер-Айслебен, О. Г. Зенн, К. Фискер, М. Таут, Ф. Шустер, П. Баумгартен; неосуществлённый проект А. И. Клейна). Далее одно- и двухэтажная ковровая застройка перетекает в возобновлённый парк Тиргартен (1949–1959, ландшафтный архитектор В. Альверде; зимой 1945–1946 парк был пущен на дрова, его территория поделена на 2550 огородов); её авторы – архитекторы Э. Людвиг, А. Якобсен, Г. Вебер, А. Гифер и Г. Мэклер, И. Кран, В. фон Мёллендорф и С. М. Рюгенберг, З. Руф, Г. Хёнов, К. Кирстен и Г. Натер, И. Кайзер и Г. Бодаммер (не осуществлён проект Г. Шаруна).
Пространство между новыми зданиями обильно озеленено (ландшафтные архитекторы Р. Пешер и Г. Маттерн, О. Валентин и Э. Крамер, Г. Люттге и П. Порчинай, В. Хюботтер и К. Т. Зорензен); на угловато обставленном домами-пластинами перекрёстке улиц Альтонаэрштрасе и Клопштокштрасе именно посадки и радиальное мощение (ландшафтные архитекторы Г. Хаммербахер и Э. Якобсон) напоминают о круглой форме довоенной площади. Здесь же построены католическая церковь-парабола Святого Ансгария (архитектор В. Кройер) и детский сад за ней, галерейный одноэтажный торговый центр с кинотеатром и станцией метро (архитекторы Г. Пларре, Б. Гриммек и Э. Цинссер, ныне театр Grips), районная библиотека со 2-м выходом из метро (архитектор В. Дюттман); мост-ресторан остался неосуществлённым (архитектор Г. Шарун). Протестантская церковь памяти императора Фридриха III (на месте первоначального храма того же посвящения, но иной архитектуры; получила прозвище «Святой Алюминий», т. к. оплачена союзом производителей алюминия, и в здании широко использован этот материал; архитектор Л. Леммер) раскрывается к площади пешеходным променадом. Довоенные синагоги не воссоздавались.
Не имея органической связи с соседними кварталами и с северной, сохранившейся частью Ганзейского квартала конца 19 в., комплекс Международной строительной выставки Interbau открылся в 1957 г. на 25 га как стройплощадка «городского ландшафта будущего»: лишь треть домов были готовы с отделкой, что, однако, лишь создавало у посетителей (1,3 млн человек, более трети из ГДР) впечатление дополнительной реалистичности, тогда как путь от главного западноберлинского вокзала «Цоо» – автопоездом «преметро» (в тоннелях современной линии U9) и подвесной канатной дорогой – подчёркивал инаковость места. Главный вход (Berlin-Pavillon, архитекторы Д. Гогель, Г. Фелинг и П. Пфанкух, ныне кафе быстрого питания) с экспозицией задания к конкурсу «Берлин-столица» (1958) предвосхищал своими формами деконструктивизм; за ним открывались множество временных павильонов, представительства стран и компаний. Крупнейший вмещал экспозицию «Город будущего» у площади Большой звезды (архитекторы К. Отто, Ф. Отто и Г. Гюншель): парящая крыша из стальных трубок и шаров-узлов системы Mero, обтянутая материалом, как зонт; внутри рисованная панорама «грядущего града» (художник О. Майснер) перетекала к построенным в рамках выставки домам и к макетам.
Севернее железнодорожной эстакады на берегу реки Шпрее возведён школьный городок: к сохранившемуся неоренессансному зданию гимназии и реального училища (1902, архитекторы Л. Э. Э. Хофман и В. фон Дылевски; впоследствии школа имени А. фон Менцеля, ныне Тиргартенская гимназия, новый корпус 1973–1975) пристроена начальная школа (архитектор Б. Гриммек). С ними соседствовала трёхлепестковая металлоконструкция протестантской консистории (1968–1971, архитекторы Г. Генрихс и Г. К. Мюллер, снесена в 2011), за которой скрыт экспериментальный стальной дом-конструктор EKGS (1973–1978, архитекторы Й. Бранди и В. Бете).
Мини-городок образует у парка усадьбы Бельвю не предусмотренная первоначально в комплексе выставки Академия искусств, занявшая территорию, отводившуюся проектом половине ковровой застройки (1959–1960, архитектор В. Дюттман, медный зигзаг двухчастного зала с общей сценой, выставочные залы, висячий сад, мастерские пенсионеров; во время работы Interbau именно здесь оканчивалась канатная дорога). Изначально здесь же в рамках выставки планировали возвести «жилую единицу "тип Берлин"» архитектора Ле Корбюзье, но тот предпочёл участок у Олимпийского стадиона, где к 1958 г. возвели пластину-город из 17 этажей, 10 «внутренних улиц» 3-метровой ширины, с почтовым отделением, магазинами и прачечной, но без двусветных пространств в квартирах, которые есть в марсельском варианте. Также не вместился в комплекс Interbau конгресс-центр, возведённый в 1956–1957 гг. напротив здания Рейхстага, ставший местом церемониальных заседаний Бундестага 1957 и 1965 гг. (архитекторы Х. Э. Стаббинс, Ф. Северуд), обрушившийся в 1980 г. из-за конструктивных ошибок и отстроенный в 1984–1987 гг. как Дом культуры народов мира [архитекторы Х.-П. Штёрль и В.-Р. Борхардт; тогда же дополнен 2-м по времени появления в Берлине, одним из крупнейших в мире карильоном (68 колоколов, общий вес 48 т; архитектор Б. Янсен, колокола отлиты нидерландской фирмой Royal Ejsbouts)].