Хуббух Карл
Ху́ббух Карл (Karl Hubbuch) (21.11.1891, Карлсруэ – 26.12.1979, там же), немецкий рисовальщик и гравёр, живописец, педагог, представитель новой вещественности.
Учился в Академии изящных искусств в Карлсруэ (1908–1912) у живописца и иллюстратора В. Георги, где сдружился с Р. Шлихтером и Г. Шольцем, также впоследствии виднейшими мастерами новой вещественности. После академии проходил обучение в Берлине в Школе Музея прикладного искусства в графическом классе у Э. Орлика (1912–1914) одновременно с Г. Гроссом.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. отправился на фронт добровольцем, служил в частях артиллерии; в 1918 г. заразился малярией, тяжело болел.
В 1920–1922 гг. продолжил обучение в Академии Карлсруэ у В. Конца и Э. Вюртенбергера, в 1922 г. – в Прусской академии искусства в Берлине у Орлика.
В 1924 г. ассистировал Вюртенбергеру в литографской мастерской Академии Карлсруэ. В 1925 г. назначен руководителем рисовального класса Академии. Получил должность профессора (1928–1933).
Совершил непродолжительную поездку во Францию (1926); созданные во время путешествия эскизы и рисунки были изданы под названием La France (1931). В 1925–1935 гг. занимался фотографией. В 1928 г. женился на Хильде Изай (1905–1971), ученице фотолаборатории Баухауса (развелись в 1933).
В 1920-х гг. активно выставлялся, в том числе на знаменитой выставке Г. Хартлауба «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма», а также на совместной выставке с О. Диксом и Гроссом в галерее Нирендорф в Берлине (обе – 1925). Вместе с коллегами, художниками Э. Шпулером и А. Вебером, издавал сатирический журнал Zakрo (опубликованы 2 номера в мае и июне 1930).
В 1933 г., с приходом к власти в Германии национал-социалистической партии, был уволен, получил запрет на профессиональную деятельность, в 1937 г. его искусство объявлено «дегенеративным». В 1939–1945 гг. работал на майоликовой мануфактуре в Карлсруэ и занимался росписью часовых циферблатов. После окончания Второй мировой войны восстановлен в должности профессора (работал в 1947–1957).
Новый период активной выставочной деятельности начался после завершения педагогической работы: в 1960-х – 1970-х гг. Хуббух активно экспонировался в Европе. В 1959 г. получил серебряную медаль на международном конкурсе «За свободу» в Лейпциге. В 1961 г. выиграл премию Х. Тома, присуждаемую правительством земли Баден-Вюртемберг. В 1965 г. был почётным гостем на Вилле Массимо в Риме. Свои первые впечатления от современного искусства получил на выставке Нового объединения художников Мюнхена 1910 г. в Карлсруэ, где среди прочих были представлены выполненные в стилистике кубизма работы П. Пикассо и Ж. Брака, которые произвели на мастера большое впечатление; прошёл также через увлечение экспрессионизмом, дадаизмом и футуризмом. Тем не менее, произведения Хуббуха всегда оставались независимыми от моды и индивидуальными по стилистике; изображаемая в них «квазиреальность» сочетает в себе элементы реализма, академизма, экспрессионизма.
Преимущественно художника относят к так называемому «левому», веристскому направлению внутри новой вещественности («Святой хитон в Трире», 1933, Государственная галерея, Штутгарт; «Сладкоежки», около 1933–1935, Ленбаххаус, Мюнхен), но его работам в меньшей степени свойственна политическая и социальная острота, чем творчеству его коллег – Диксу и Гроссу. Основная тема искусства Хуббуха – человек, его социальная роль и жизнь в большом городе. Писал и рисовал главным образом портреты («Двойной портрет Хильды», 1929, собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид) и бытовые сцены, в которых изображал своих современников в типичном для них быту и за привычными занятиями. Исполненные с большим вниманием к деталям, они свидетельствуют о его интересе к фиксации типического образа своего времени («Кёльнская пловчиха», 1924–1925, бумага, акварель, Кунстхалле, Мангейм; «В классе», 1925, частное собрание).
Произведения Хуббуха послевоенного периода, особенно ксилографии («Мириам», 1951), в большей степени близки экспрессионистической манере, но в 1960-е гг. мастер вновь обратился к фигуративности в духе новой вещественности. В 1970 г. потерял зрение и более не занимался творчеством.