Шлютер Андреас
Шлю́тер Андре́ас (Andreas Schlüter) [около 1660, Гданьск(?) – до 23.6.1714, Санкт-Петербург], немецкий скульптор и архитектор, крупнейший представитель барокко в Германии.
Учился у скульптора Д. К. Заповиуса. Принимал участие в оформлении фасада и интерьеров Королевской часовни Святого Иоанна в Гданьске (1678–1681). Замеченный польским королём Яном Собеским, в 1689–1693 гг. работал в Варшаве (скульптурная декорация дворца в королевской резиденции Вилянув и дворца Красиньских), где, благодаря сотрудничеству с учившимся в Италии голландским архитектором Тыльманом Гамерским, получил представление о ведущих тенденциях итальянского и нидерландского барокко.
С 1694 г. работал в Берлине: Фридрих III, курфюрст Бранденбургский (будущий король Пруссии Фридрих I) назначил его придворным скульптором и профессором скульптуры Академии художеств (с 1696; в 1702–1704 директор академии). В 1695 г. совершил путешествия в Голландию и Францию, а в 1696 г. – в Италию для покупки античных скульптур для Академии художеств. Полученные в Италии впечатления, особенно знакомство с произведениями Микеланджело, Дж. Л. Бернини и Ф. Борромини, оказали решающее воздействие на его искусство. В 1696 г. Шлютер исполнил полные трагической выразительности головы умирающих воинов на замковых камнях во дворе берлинского Цейхгауза.
Острота портретной характеристики, монументальность и динамичность композиции присущи монументам курфюрстам Бранденбургским: конному памятнику «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму (бронза, 1696–1703, окончен в 1709) на Длинном мосту в Берлине (ныне во дворе дворца Шарлоттенбург) и памятнику Фридриху I в Кёнигсберге (бронза, 1697, утрачен в 1945). В 1698–1706 гг. руководил перестройкой Городского дворца в Берлине, где создал фасад и внутренний двор в стиле барокко, интерьеры с пышной отделкой и др.
Уволенный с поста главного архитектора из-за оползня на строительстве в 1707 г. и интриг коллег, пережил нервный срыв и творческий кризис, хотя оставался на посту придворного скульптора до 1713 г. (портретный бюст ландграфа Фридриха II Гессен-Гомбургского, бронза, около 1704, двор замка, Хомбург; саркофаг Фридриха I, бронза, 1713, кафедральный собор, Берлин) и выполнял частные архитектурные заказы (вилла Камеке в Берлине, 1711–1712; разрушена в 1945).
После смерти прусского короля, в 1713–1714 гг. по приглашению Петра I приехал в Санкт-Петербург, где выполнил ряд скульптур и рельефов для Летнего дворца (1713–1714), проекты дворца Монплезир и гротов в Петергофе.
Противопоставив себя таким архитекторам-практикам, как И. А. Неринг, И. Ф. Эозандер фон Гёте, Шлютер воплотил в себе тип архитектора-универсала, за что был прозван последователями «северным Микеланджело». Творчество Шлютера оказало влияние на немецкую архитектуру и скульптуру 18 в., среди его учеников – архитекторы М. Бёме, П. Деккер Старший, скульптор И. Г. Глуме Старший, сочетавшие в своём искусстве античные и современные итальянские, голландские и французские традиции.