Кирпичная готика
Кирпи́чная го́тика, направление в архитектуре готики, связанное с использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Получило распространение в местностях, бедных месторождениями строительного камня, прежде всего на северо-востоке Западной Европы.
Высотой и шириной сводов здания кирпичной готики часто не уступают другим готическим постройкам, однако использование кирпича влекло за собой упрощение конструкции и декора. В отличие от каменной, для кирпичной готики характерно сохранение плоскости стены, отсутствие глубоких рельефных членений фасада, простота и геометрическая элементарность архитектурных форм (прежде всего башен и опор интерьера), отсутствие пинаклей на контрфорсах, отказ от фигуративной скульптуры и замена её плоскими орнаментами, выложенными из кирпича разных оттенков или глазурованного. Своды часто заштукатуриваются и покрываются декоративной росписью.
Кирпичная готика зародилась на рубеже 13–14 вв. в северо-восточной Германии. Первая полностью выстроенная из кирпича церковь – Мариенкирхе в Любеке (около 1250 – около 1350; двухбашенная трёхнефная базилика с деамбулаторием и венцом капелл, напоминающим французские раннеготические постройки), ставшая образцом для городских соборов Северной Германии: церковь Святого Николая в Штральзунде (1270 – около 1350), церковь цистерцианского монастыря в Доберане, близ Ростока (1291–1336) и др. В отличие от Мариенкирхе, два последних здания – без аркбутанов, со ступенчатыми прижатыми к стене контрфорсами, с простыми восьмигранными столпами в интерьере. В монастырских и приходских церквях Германии происходило дальнейшее упрощение плана: церковь в Хорине (1270–1334) и Якобикирхе в Ростоке (около 1300 – 2-я половина 14 в.) построены однобашенными, без деамбулатория, с однонефным полигональным хором. Одновременно расширяются декоративные возможности кирпичной готики: в декоре фасада церкви в Хорине появляются пинакли и выложенная из лекального кирпича глухая роза с малыми розетками.
Поздняя кирпичная готика в Германии представлена типом трёхапсидного зального храма без башен и развитого хора (Мариенкирхе в Пренцлау, 1325–1340) и зального храма с деамбулаторием, представленным постройками архитектора Хинриха Брунсберга: церкви Мариенкирхе в Штаргарде (около 1388) и Святой Екатерины в Бранденбурге (1401–1434). В декоре фасадов этих церквей широко используется лекальный кирпич и имитируются сквозные формы каменной готики, в том числе множественные розы. В памятниках поздней кирпичной готики в Германии появляются звёздчатые и решётчатые нервюрные своды (собор Святого Петра в Бремене, перестроен в 1497–1511). Светские памятники кирпичной готики в Германии также широко используют декор из лекального кирпича, часто в сочетании с оштукатуренной стеной (ратуша в Тангермюнде, около 1420–1430, архитектор Х. Брунсберг; дворец архидиакона в Висмаре, 15 в., и др.).
Распространение кирпичной готики шло через ганзейские города. К середине 14 в. она появилась на севере Польши (костёл Девы Марии в Гданьске, 1343–1502; церковь Якуба в Торуни, 1309–1340), в Латвии (Домский собор в Риге, перестроенный около 1300, и церковь Святого Петера в Риге, 1209 – 15 в.).
В Литве, христианизированной лишь после 1386 г., постройки кирпичной готики отличает сложный пространственный декор фасадов (костёл Святой Анны в Вильнюсе, 16 в., «Дом Перкунаса» в Каунасе, 15–16 вв.).
В скандинавских странах для кирпичной готики характерна простота архитектурных форм и декора, как в зальной церкви Святой Екатерины в Висбю на о. Готланд (середина 13 в. – 1412) и многократно перестроенных соборах в Уппсале (Швеция) и в Турку (Финляндия).