Канольдт Александр
Кано́льдт Алекса́ндр (Alexander Kanoldt) (29.9.1881, Карлсруэ – 24.1.1939, Берлин), немецкий живописец и график, представитель правого крыла новой вещественности.
Родился в семье художника, мастера неоклассических пейзажей Эдмунда Канольдта (1845–1904). Учился в Школе художественных ремёсел (1899–1901) и Академии художеств в Карлсруэ (1901–1906) у Э. Шурта (1901–1904) и Ф. Фера (1904–1906), где сдружился с А. Эрбслё, увлекавшимся в те годы неоимпрессионизмом и познакомившим Канольдта с техникой цветной литографической печати. В годы учёбы много путешествовал за границей. В 1908 г. переехал в Мюнхен, увлекся экспрессионизмом и вместе с Эрбcлё, В. В. Кандинским, М. В. Верёвкиной, А. Г. Явленским стал одним из основателей Нового объединения художников Мюнхена (1909; НОХМ) и членом основанного в 1913 г. «Нового мюнхенского Сецессиона». В составе НОХМ участвовал в трёх выставках в мюнхенской галерее Г. Таннхаузера (1909, 1910, 1911).
В годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. числился офицером запаса. После войны сблизился с Г. Шримпфом – также важнейшим представителем магического реализма, или «неоклассицизма» новой вещественности. 1924 г. вместе с Эрбслё провёл в Италии. Писал преимущественно пейзажи. В работах очевидно влияние П. Сезанна, воздействие Джотто и других мастеров треченто, а также близость метафизической живописи. Его пустынным пейзажам присуща объёмная, «сферическая» перспектива («мультиперспектива»), возникающая благодаря множественности точек зрения (виды итальянских городов Олевано и Субиако).
В 1925 г. принял участие в устроенной Г. Ф. Хартлаубом выставке мангеймского Кунстхалле «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма», где наряду с М. Бекманном был представлен наибольшим количеством произведений. Работы Канольдта этого времени – преимущественно пейзажи и натюрморты («Натюрморт IV», 1925, Кунстхалле, Мангейм; «Олевано», 1927, Кунстхалле, Карлсруэ). В них внимание художника в большей степени привлекают вопросы конструктивного построения формы, а колорит и светотень являются для него скорее средством, позволяющим форсировать стереометрическую сущность объектов видимого мира.
В 1925 г., вероятно, из-за финансовых трудностей, переехал в Бреслау (ныне Вроцлав), где до конца 1920-х гг. художника продолжали преследовать материальные проблемы. В 1927 г. Канольдт стал сооснователем «Баденского сецессиона». В 1925–1931 гг. – профессор в Государственной академии искусств и ремесел Бреслау, в 1931 г. открыл частную художественную школу; в том же году он переехал в Гармиш-Партенкирхен и до 1932 г. фактически единственным источником к существованию для художника оставались литографии с пейзажами города. С 1932 г. член группы «Семь мюнхенских художников», в чьи основные задачи входило противопоставление творчества молодых художников местным вариантам традиционного академизма. В конце 1920-х – начале 1930-х гг., наряду с натюрмортами, часто обращался к изображению людей. Однако натурные штудии и портреты Канольдта лишены психологизма, а большая точность в передаче физиогномических черт лишь подчеркивает «натюрмортное» отношение к натуре («Полуобнажённая II», 1926, Пинакотека современного искусства, Мюнхен; «Портрет Ирмгард Троммсдорфф», 1927, Художественный музей, Аугсбург; «Красный пояс», 1929, частное собрание; «Автопортрет», 1930, Кунстхалле, Карлсруэ).
С 1932 г. член Национал-социалистической немецкой рабочей партии. С 1933 г. директор художественной школы в берлинском районе Шёнеберг, член Прусской академии художеств, а также председатель её экзаменационной комиссии; в этом же году принимал участие в выставке «Новая немецкая романтика» в Обществе Кестнера в Ганновере. Вместе с Эрбслё планировал на 1934 г. проведение юбилейной выставки к 25-летию Нового объединения художников Мюнхена, не состоявшейся из-за прихода к власти НСДАП. В 1934 г. председательствовал в жюри немецкого художественного института во Флоренции (т. н. Вилла Романа). В 1936 г. сложил с себя все должностные обязанности.
В 1937 г. его работы были признаны «дегенеративными»; 22 живописных и графических работы были изъяты из общедоступных художественных собраний Гамбурга, Эссена и других городов Германии в собственность Имперского министерства народного просвещения и пропаганды, дальнейшая их судьба неизвестна.