«Дегенеративное искусство»
«Дегенерати́вное иску́сство» (Entartete Kunst), выставка, устроенная правительством нацистской Германии с целью диффамации искусства, не отвечающего официальным идеологическим установкам Третьего рейха. Ей предшествовали выставки в Карлсруэ, Дрездене и других городах (с начала 1930-х гг.), демонстрирующие «упадок», «космополитизм» и «культурбольшевизм» немецкого авангардизма, а также осуществлявшаяся с 1936 г. по личному указанию А. Гитлера специальной комиссией под руководством президента Имперской палаты изобразительных искусств А. Циглера «чистка» музеев Германии с целью реквизировать все произведения «вырождающегося искусства» – прежде всего крупнейших мастеров европейского постимпрессионизма, фовизма, дадаизма, экспрессионизма, кубизма, абстракционизма и сюрреализма (в том числе В. Ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна, А. Матисса, Ф. Марка, О. Кокошки, Г. Гросса, П. Пикассо, М. З. Шагала). Всего было изъято около 16 тыс. работ свыше 100 художников из 101 музея; частично они были проданы на аукционе в Люцерне (1939) либо уничтожены.
Выставка «Дегенеративное искусство» была организована по инициативе П. Й. Геббельса в здании Археологического института в Мюнхене в июле 1937 г., на ней демонстрировались 650 конфискованных произведений (Э. Барлаха, В. Баумейстера, М. Бекманна, Х. Грундига, О. Дикса, В. В. Кандинского, Э. Л. Кирхнера, П. Клее, М. Пехштейна, О. Шлеммера, К. Шмидт-Ротлуфа, М. Эрнста и др.). Многие экспонаты сопровождались уничижительными надписями (например, «немецкие крестьяне в еврейском стиле»); издан путеводитель. Выставка приобрела неожиданную для властей популярность; до апреля 1941 г. она была показана в других городах Германии и в Вене (1939), её посетили около 3 млн человек. Одновременно в Мюнхене была открыта «Выставка величайшего германского искусства»; около 900 работ, представленных на ней, были лично отобраны Гитлером и отвечали критериям Г. Геринга об «истинном» искусстве, которое способен воспринимать и понимать простой человек из народа. Выставка «Дегенеративное искусство», как и организованная в мае 1938 г. выставка «Дегенеративная музыка», дискредитирующая «музикбольшевизм» (Х. Эйслер, П. Хиндемит, А. Шёнберг), стала кульминацией культурной политики Третьего рейха.