Мульчер Ханс
Му́льчер Ханс (Hans Multscher) (около 1400, Райхенхофен, ныне в составе г. Лойткирх-им-Алльгой, земля Баден-Вюртемберг – до 13.3.1467, Ульм), немецкий скульптор и живописец.
После обучения путешествовал по Северной Франции, Бургундии и Нидерландам. С 1427 г. жил и работал в Ульме в качестве свободного художника, возглавлял большую мастерскую, производившую монументальные алтари со скульптурной центральной частью и живописными боковыми створками, а также отдельные статуи.
Ранние работы Мульчера выполнены в мягком стиле и отмечены влиянием искусства К. Слютера: ангел на консоли в соборе Ахена (до 1420), «Мадонна с Младенцем» (1420–1425, Музей Сюрмондта – Людвигов, Ахен), «Мадонна с Младенцем на троне» (около 1420, Фонд Абегг, Риггисберг), деревянная композиция «Чудесное вознесение Марии Магдалины» (не сохранилась, ранее Музей Боде, Берлин), статуи «Мадонна с Младенцем» (1420–1425, Музей Вюртемберга, Штутгарт; 1425–1427, приходская церковь в Райхенхофене), святого Августина (около 1425–1430, приходская церковь в Исни-им-Алльгой). В Ульме для восточного фасада Ратуши Мульчер создал ансамбль из 5 деревянных раскрашенных фигур (императора Карла Великого, королей Венгрии и Чехии и двух оруженосцев, около 1427–1430, Музей Ульма), для западного фасада собора – статуарную композицию «Христос-Страстотерпец» (1429). К этому периоду относятся также алебастровый рельеф «Троица» (около 1430, Либигхаус, Франкфурт-на-Майне), рельефная модель неосуществлённого надгробия герцога Людвига Баварского (1435, Баварский национальный музей, Мюнхен) и др.
Статуя «Богоматерь с Младенцем», принадлежавшая, наряду со статуей неизвестной святой (Музей Максимилиана, Аугсбург), несохранившемуся алтарю из церкви Вознесения Девы Марии (Ландсберг-ам-Лех, 1437, т. н. Ландсбергский алтарь), демонстрирует отход от мягкого стиля в пользу более реалистичной манеры, которая возобладает в последующих работах мастера. Возможно, Ландсбергскому алтарю принадлежали и живописные створки (получившие условное название Вурцахский алтарь, 1437, Государственные музеи, Берлин), снаружи расписанные сценами из жития Богоматери, внутри – сценами Страстей Христовых, в которых плоскостность и декоративизм мягкого стиля под влиянием нидерландской живописи сменяются интересом к пластике человеческой фигуры, её объёмности, передаваемой с помощью светотеневой лепки, а также к выразительности лиц и остроте мимики.
В живописных створках Алтаря из Штерцинга (1456–1459, Музей Мульчера, Випитено, Италия; их принадлежность Мульчеру не безусловна) заметно дальнейшее усиление влияний нидерландских живописцев, в частности Рогира ван дер Вейдена (с работами которого их сближают удлинённые фигуры и типы лиц), возрастают эмоциональность мимики и жестов, интерес к реалистичной передаче пространства – глубоких интерьеров и многоплановых пейзажей, стремление к ясно очерченным монументальным формам. В этот период были также созданы надгробное изображение графини Мехтильды фон дер Пфальц (1450–1455, Штифтскирхе, Тюбинген), бронзовый реликварий в форме женского бюста (около 1460, собрание Фрик, Нью-Йорк), фигура осла в натуральную величину, составлявшая часть группы «Вход в Иерусалим» (1456, Музей Ульма).
Мульчер – один из первых представителей ульмской школы пластики, новатор, способствовавший утверждению Ренессанса в Германии, предвосхитивший достижения Й. Сирлина Старшего, М. Эрхарта, Г. Эрхарта, Ф. Штоса, А. Крафта, Т. Рименшнейдера.