Модернизм (в архитектуре)
Модерни́зм, в архитектуре – совокупность явлений, возникших под влиянием идей художественного модернизма в 1910–1920-х гг., когда эксперименты беспредметного искусства (в первую очередь кубизма) распространились на скульптуру и пространственные конструкции.
Отличительные черты модернизма: разрыв с исторической традицией, отказ от декорирования архитектурных форм и переход к сугубо экспериментальному, новаторскому формообразованию, выявляющему функциональную и конструктивную основу сооружения. Применительно к архитектуре термин «модернизм» стал широко использоваться только с 1960-х гг.; сами его представители использовали термины-синонимы «новая архитектура», «современная архитектура», современное движение. На модернизм как продукт рационалистического мышления повлияли успехи промышленной революции, философские теории, обосновывающие универсальность научно-технического прогресса (прежде всего марксизм); также и появление новых строительных технологий (многоэтажного каркаса, большепролётных металлических конструкций и сплошного остекления, пассажирского лифта, железобетона), существенно расширивших возможности архитекторов.
При всём радикализме, выразившемся в принципиальном отрицании архитектуры прошлого, можно выявить архитектурные направления и идеи, ставшие базой для возникновения модернизма: экспрессионизм; вынесшая «честные конструкции» на фасады чикагская школа; стиль модерн с принципом проектирования «изнутри наружу»; концепции «города-сада» Э. Хоуарда и «Индустриального города» Т. Гарнье, работы П. Беренса, А. Лооса, а также Ф. Л. Райта (1900-х гг.).
Многие архитекторы модернизма отвергали стиль как метод проектирования; тем не менее он имеет ряд устойчивых формальных признаков (прямоугольные объёмы, ленточное застекление, плоская кровля, светлый цвет стен, свободный план и т. д.; ср. с «пятью принципами современной архитектуры» Ле Корбюзье), проявившихся в большей части построек модернизма и фактически позволяющих с 1930-х гг. рассматривать его также как стиль.
Модернисты считали возможным с помощью архитектуры улучшить и даже кардинально изменить структуру общества в соответствии с социалистическими идеалами; они провозгласили утопическую концепцию «строительства жизни», согласно которой заложенная в архитектурном проекте программа должна обусловливать общественные процессы, протекающие в здании, посёлке или городе. Соответственно, инструментом архитектора в значительно большей, чем прежде, степени стала не собственно форма или её элементы, а пространство, особая организация которого должна была и управлять деятельностью людей, и создавать форму. Отсюда – основной метод формообразования модернизма: форму определяет функция (ср. с органической архитектурой).
Одна из важнейших тем модернизма – проектирование массового жилья; в частности, дома для рабочих возводились по принципам индустриализации строительства, минимизации затрат на него, организации быта в соответствии с социалистической доктриной; в СССР появился тип дома-коммуны. Для градостроительства модернизма ключевыми стали идеи Ле Корбюзье: принципы зонирования, сочетание высотной жилищной застройки с просторными озеленёнными пространствами и дифференциацией транспортной инфраструктуры; первоначальная мысль о тотальном сносе старой застройки сменилась позднее пониманием её ценности.
В 1910-е гг. были созданы программные проекты модернизма: «Дом-ино» Ле Корбюзье (1914–1915), «Башня III Интернационала» В. Е. Татлина (1919–1920), «проуны» Л. М. Лисицкого (1919–1920). За короткий период модернистские идеи получили широкое распространение в архитектуре Европы (в том числе в СССР), США, Ближнего Востока. Первые постройки в его русле датируются преимущественно серединой 1920-х гг.: павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (1923, архитектор К. С. Мельников; не сохранился), дом Шрёдер в Утрехте (1923–1924, архитектор Г. Ритвелд), дома Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже (оба 1923–1925, архитектор Ле Корбюзье) и др. В разных странах возникали различные архитектурные течения в рамках модернизма: конструктивизм, функционализм, рационализм, супрематизм, техницизм, утилитаризм, интернациональный стиль и др. Появились архитектурные школы, в которых разрабатывалась его пропедевтика: Баухаус в Германии, Уновис, Инхук, Вхутемас в России. Главными его идеологами выступили: Ле Корбюзье; В. Гропиус, Б. Таут в Германии, З. Гидион в Швейцарии; М. Я. Гинзбург в СССР. Была создана объединившая архитекторов-модернистов организация – Международные конгрессы современной архитектуры (CIAM, 1928–1959).
После Второй мировой войны модернизм, теряя свой «антибуржуазный» пафос, стал господствующей архитектурной идеологией на Западе, вытеснив ар деко и неоклассицизм; при этом он перешёл на свою позднюю стадию. Его влияние распространилось на страны Латинской Америки, Индию, Японию (с 1954 – на СССР, где в рамках советского модернизма обратились не к наследию отечественного архитектурного авангарда 1920-х гг., а к зарубежному опыту индустриализации и стандартизации строительного процесса) и т. д. Развивались стилистически многообразные версии модернизма (О. Нимейер; Э. Д. Стоун и И. М. Пэй в США и др.), модифицировавшие или даже отрицавшие доктрину функционализма. Полное воплощение архитектурный и градостроительный модернизм середины 20 в. нашёл в новой бразильской столице Бразилиа, построенной по генплану Лусиу Косты.
Реализовавшие концепцию Л. Мис ван дер Роэ призматические небоскрёбы со стеклянными фасадами появились в большинстве крупных городов мира. Но широкое воплощение идей модернизма ярче выявило его недостатки: жёсткость концепций, потерявшие актуальность принципиальная установка на «строительство жизни» и пафос техницизма, оторванность от реальной жизни, проявившаяся в невнимании к естественным процессам развития городов.
В качестве альтернативы и реакции на «ортодоксальный» модернизм возникли архитектурные объединения 1960-х гг. «Аркигрэм» (Великобритания; под влиянием футуризма), Archizoom (Италия; идеи поп-арта) и др.; направления брутализм, метаболизм и, главное, постмодернизм, к рубежу 1960–1970-х гг. потеснившие модернизм в мировой архитектурной практике. Но как в период господства постмодернистской архитектуры (1970–1980-е гг.), так и позднее модернистская парадигма (разрыв с традицией, отказ от декора и формальные эксперименты) сохранялась и в творчестве отдельных архитекторов (Р. Мейер, Р. Монео и др.), и в идеях неомодернизма (использующего формальный лексикон раннего модернизма), деконструктивизма, хай-тека, нелинейной архитектуры – новых течений, которые в то же время восприняли постмодернистcкую критику модернизма. Сегодня в среде исследователей архитектуры нет единого мнения, можно ли отнести эти направления к модернизму или постмодернизму, или же их появление свидетельствует о рождении новой архитектурной парадигмы.