Ювелирное искусство
Ювели́рное иску́сство, изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, оружия и др.) преимущественно из драгоценных металлов (золото, серебро, платина), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, стеклом, перламутром, костью и т. д.
В ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка, тиснение (басма), резьба или гравирование, скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление и др.; механические приёмы обработки – штамповка, вальцовка, огранка и др.
Ювелирное искусство – один из древнейших и наиболее широко распространённых видов декоративно-прикладного, в том числе народного, творчества. Изделия ювелирного искусства играли магическую роль как амулеты, обозначали социальный статус их владельца, служили наградными знаками и т. д. Как часть костюма, повседневной и праздничной одежды они связаны со стилем эпохи и модой.
Древний мир и Средние века
Ювелирные украшения (из золота, лазурита, бирюзы, яшмы, обсидиана, т. н. холодной эмали – кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками, и др.) Древнего Египта отличает полихромия, также свойственная произведениям из Двуречья. Изделия из Микен и Трои украшены сканью и зернью, золотые сосуды покрыты рельефами. Особое мастерство обработки и сложность замысла отличают произведения ювелирного искусства эпохи эллинизма. В странах ислама средневековый опыт работы с драгоценными металлами и камнями (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) продолжился в народном творчестве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна начиная со Средних веков для декоративно-прикладного искусства Индии. Мастера средневекового Китая стремились подчеркнуть в драгоценных металлах, коралле, нефрите, янтаре и других материалах природные свойства.
Высокого уровня развития достигло ювелирное искусство доколумбовой Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.), скифов и сарматов (сосуды и другие предметы из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья), средневековых Грузии и Армении.
Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирного искусства – применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастирующих с золотом, мотивы звериного стиля в орнаменте. Для византийского ювелирного искусства характерны распятия, чеканные литургические сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью. В произведениях романского и готического ювелирного искусства (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) пышные цветовые созвучия сочетались со строгой архитектоникой композиций.
Возрождение. Новое и Новейшее время
Мастера Возрождения и маньеризма (итальянские скульпторы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью, резные камни и др.), в которых главную роль играла тонкость обработки. Среди шедевров европейского ювелирного искусства 15–18 вв. – немецкое (мастера семейства Ямницер и др.) и английское художественное серебро, немецкие эмали (И. М. Динглингер). Во Франции в начале 19 в. в стиле ампир создавали чеканные изделия Ж.-Б. Одио и М.-Г. Бьенне, придворные мастера Наполеона I.
В середине 19 в. производство массовых ювелирных изделий механизировалось, стали широко использоваться менее ценные материалы: накладное серебро, горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, стразы. Ключевое положение заняли семьи ювелиров Картье (во Франции), Тиффани (в США). Ведущим ювелиром движения «Искусства и ремёсла» был Ч. Р. Эшби (Ашби), модерна – Р. Лалик, Ф. Колер и Г. Йенсен, также в сфере ювелирного искусства работали Й. Хофман, К. Мозер и др. Ювелирные изделия в стиле ар деко использовали восточные и ацтекские мотивы или же тяготели к абстрактным геометрическим формам (Жорж и Жан Фуке, Р. Тамплие, дом Bulgari и др.).
С середины 20 в. ювелирное искусство включает в себя экспериментальные произведения, в том числе выполненные известными живописцами и скульпторами (С. Дали, А. Колдером, Ж. Браком, М. Эрнстом и др.); современная художественная культура определяет творчество и профессию ювелиров (Д. Томас, Дж. Доналд, Г. Флокингер, Э. Грима в Великобритании, Б. Векстрём в Финляндии, Р. Райлинг в Германии и многие другие). В начале 21 в. в ювелирном искусстве используются как традиционные формы, в том числе отсылки к стилям и техникам прошлых веков, так и новые подходы, материалы и техники (например, сочетание драгоценных камней с пластиком).
Ювелирное искусство в России
Для ювелирного искусства Древнерусского государства в 11–12 вв. характерны золотые изделия с перегородчатой эмалью, серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для владимиро-суздальской школы 12–13 вв. – изделия с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14–15 вв. – оклады икон и Евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. В 16 в. особое развитие получили чернь и эмаль, в 17 в. – эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в 17 в. также процветали сольвычегодская (мастерские Строгановых; усольская эмаль), ярославская и другие школы.
В 18 в. русское ювелирное искусство с центром в Санкт-Петербурге развивалось в русле общеевропейских тенденций; также сложилось великоустюжское чернение по серебру. В 19 в. возникли крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела: П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. П. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале 20 в. – фирма Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия производили фирма К. Г. Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Е. Перхина и др.).
В начале 21 в. российские изделия ювелирного искусства производятся на ювелирных фабриках (в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве и др.), на предприятиях художественных промыслов: Кубачинский художественный комбинат в Дагестане (см. Кубачинская обработка металла), фабрика «Ростовская финифть», Красносельская ювелирная фабрика в Костромской области и др.