Книжная миниатюра
Кни́жная миниатю́ра, вид живописи; иллюстрации в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Возникновение книжной миниатюры как самостоятельного вида искусства связано с переходом от свитка (нередко иллюстрированного) к кодексу – длительным процессом, который завершился в конце 4 – начале 5 вв. н. э.; её художественная традиция восходит к античной и раннехристианской миниатюре. Исчезновение книжной миниатюры стало следствием изобретения книгопечатания в середине 15 в. Основным материалом для страниц кодекса служил пергамен (позднее – бумага). Для создания книжной миниатюры использовались растительные и минеральные краски и золото. Как правило, иллюстрации создавались после написания текста на специально отведённых участках страниц; иногда исполнялись на отдельных листах, которые затем вшивались в рукопись.
Византийская книжная миниатюра
6 – 1-я половина 9 вв.
В византийском искусстве большая часть лицевых рукописей – Евангелия и Псалтири, а также литургические тексты: лекционарии (сборники отрывков из четырёх Евангелий, распределённых в соответствии с кругом церковных чтений), «Слово Григория Назианзина» (Григория Богослова), минологии; реже встречаются светские сочинения («Хроника» Иоанна Скилицы) и научные трактаты: работа Педания Диоскорида о растениях и лечебных средствах, сочинения «Алексифармака» («О противоядиях») и «Териака» («О животных») Никандра Колофонского. Для рукописей до начала 8 в. характерны разнообразие методов подбора и размещения иллюстраций, широкая вариативность художественных средств. Рукописи 6 в., такие как «Венский Диоскорид» (около 512), «Венский Генезис» (1-я половина 6 в.; миниатюры в нижней части страниц; обе – Австрийская национальная библиотека, Вена), «Россанский кодекс» c полностраничными миниатюрами (Епархиальный музей церковного искусства, Россано), исполнены, вероятно, по императорскому заказу и написаны на пурпурном пергамене. «Евангелие Раввулы» (586, Библиотека Лауренциана, Флоренция; миниатюры в начале рукописи иллюстрируют евангельские сцены) создано в монастыре Святого Иоанна в Бет-Загба (Сирия); стиль миниатюр свидетельствует о влиянии сирийской традиции: пропорции фигур не соответствуют классическим нормам, жесты персонажей экспрессивны.
От эпохи иконоборчества сохранилось мало лицевых рукописей: астрономические таблицы Птолемея (813–820, Библиотека Ватикана; миниатюры с Гелиосом на колеснице в окружении месяцев и знаков зодиака), Евангелие из Национальной библиотеки Франции в Париже (9 в.) и др. В условиях запрета на изображения святых главное внимание уделяется орнаментам, изображениям животных и растений. Антииконоборческая полемика играет заметную роль в иллюстрациях Хлудовской псалтири (Исторический музей, Москва; датировка рукописи остаётся спорной – от 837 до 860-х гг.). По палеографии и стилю миниатюр к ней тесно примыкают псалтири из монастыря Пантократора на Афоне и парижской Национальной библиотеки (обе – середина 9 в.; с мелкими миниатюрами на полях).
2-я половина 9 – 1-я половина 11 вв.
Победа иконопочитания и начало т. н. Македонского возрождения (9 – середина 10 вв.) дали новый импульс развитию книжной миниатюры. Во 2-й половине 9 в. складывалась относительно устойчивая традиция иллюстрирования текстов (каждое Евангелие предваряется полностраничной миниатюрой с сидящим евангелистом, а другие сочинения – портретами их авторов), унифицировались стиль и принципы декорирования кодексов. В конце 9 в. созданы рукописи «Слово Григория Назианзина» из парижской Национальной библиотеки (879–883; 46 полностраничных миниатюр, разделённых на регистры), «Христианская топография» Космы Индикоплова (880-е гг., Библиотека Ватикана; карты, схемы, изображения персонажей Ветхого и Нового Завета) и др. В основе образов сохранена классическая модель (мощная светотеневая моделировка ликов и фигур, сложные ракурсы, в архитектуре передана перспектива), которая обогащается новыми чертами (крупные глаза, высокие лбы, слегка укороченные пропорции фигур и т. д.).
Искусство Македонского возрождения (во время правления императора Константина VII Багрянородного, 913–959) знаменуется обращением к классической традиции, что нашло отражение в антикизации образов – в Парижской псалтири (середина 10 в., Национальная библиотека Франции, Париж), «Свитке Иисуса Навина» (середина 10 в., Библиотека Ватикана; композиции занимают основное пространство свитка, текст в нижней части тянется узкой полосой; живопись отличается лёгкостью и уверенностью рисунка, в батальных сценах передана активная динамика).
В книжной миниатюре 2-й половины 10 – 1-й четверти 11 вв. произошёл поворот в сторону спиритуализации образов. Пространство миниатюр стало более абстрактным, рисунок – графичным, в выражении ликов нейтральность сменилась аскетической строгостью. Искусство 2-й половины 10 в. представлено миниатюрами Евангелий – Трапезундского (Российская национальная библиотека), из монастыря Святой Екатерины на Синае, из монастыря Преподобного Дионисия на Афоне (обе конца 10 в.). Важное место в ряду византийских рукописей занимает Ватиканский минологий (Библиотека Ватикана), созданный в период правления императора Василия II Болгаробойцы (976–1025) по его заказу: текст украшен 430 миниатюрами, изображающими (на золотом фоне) сцены мученичества, фигуры молящихся святых, перенесение мощей, евангельские праздники и т. д. (известны имена 8 художников, работавших над украшением кодекса). Под влиянием Ватиканского минология создан Императорский минологий (том на январь – в Музее искусства Уолтерс, Балтимор; том на февраль – март – в ГИМ; выполнен по заказу императора Михаила IV Пафлагона в 1034–1041). В его миниатюрах пейзаж подвергается схематизации, сводится к плоским кулисам; фигуры становятся двухмерными, скрытыми под обильными, тонко расчерченными драпировками.
2-я половина 11 – начало 13 вв.
Стиль книжной миниатюры эпохи Дук, Комнинов и Ангелов (1059–1204) является логическим продолжением спиритуалистических поисков 1-й половины 11 в. Орнаменты заставок, инициалов и таблиц канонов приобретают ювелирную тонкость. Получает распространение т. н. эмальерный орнамент (его главный мотив – сасанидская пальметта или трилистник, заключённые в кольцо, от которого расходятся побеги). От этого времени сохранилось большое число Евангелий, украшенных фигурами евангелистов в начале каждой из книг и циклами иллюстраций (Четвероевангелие, 3-я четверть 11 в., Национальная библиотека Франции, Париж, и др.). Приобретают популярность лекционарии, украшенные сценами из Евангелий в виде иллюстраций в рамках и на полях (Лекционарий, конец 11 в., монастырь Преподобного Дионисия на Афоне). Особую роль в это время играет скрипторий Студийского монастыря: исполненные там рукописи украшены иллюстрациями на полях; фигуры имеют удлинённые пропорции, лишены объёма, одежды покрыты тонким золотым ассистом, лики отмечены напряжённой мимикой (Феодоровская псалтирь, 1066, Британская библиотека, Лондон; Псалтирь Барберини, 1090-е гг., Библиотека Ватикана). В 1050–1070-х гг. в Константинополе действовал скрипторий т. н. Копииста Метафраста, в котором изготовили группу иллюминированных минологиев Симеона Метафраста (например, том на май – август, ГИМ, и том на 1-ю половину ноября, монастырь Святой Екатерины на Синае, оба – 1063) и другие литургические рукописи («Слова Иоанна Златоуста», собрание Кромвеля, Лондон; Лекционарий, монастырь Хиландар на Афоне). Наиболее значимым памятником книжной миниатюры 1070–1080-х гг. является сочинение «Слово Иоанна Златоуста» (Национальная библиотека Франции, Париж), выполненное для императора Никифора III Вотаниата (1078–1081). Текст рукописи предваряют 4 полностраничные миниатюры, на одной из которых представлены Иоанн Златоуст, император и архангел Михаил. Помещённые на золотом фоне фигуры кажутся плоскими, их движения – условными; миниатюры отличает разнообразие орнаментов, тонкий рисунок, деликатная моделировка ликов с использованием тональных градаций.
Тенденции к спиритуализации образа усилились в конце 11 в. («Лествица» Иоанна Лествичника, Библиотека Ватикана) и продолжали развиваться на протяжении всего 12 в. В трактовке фигур нарастает линейность, которой соответствует отвлечённость пейзажей; палитра становится ярче, орнаментальные растительные мотивы – более обильными; распространяется звериный орнамент. Эти черты проявляются в группе рукописей (всего около 10), украшенных «коккиновафским мастером»: Евангелие из Библиотеки Ватикана (1122, исполнено по заказу императора Иоанна II Комнина), «Гомилии Иакова Коккиновафского» (2-я четверть 12 в., там же). Для этих миниатюр характерны яркие, контрастные цвета, обилие персонажей и деталей архитектуры, напряжённая мимика и жесты, создающие повышенную экспрессию образов. Во 2-й половине 12 в. качество книжной миниатюры снижается. Чикаго-Карахиссарская группа рукописей (середина 12 – середина 13 вв., Никомедийское Евангелие, Центральная научная библиотека Академии наук Украины, Киев; Карахиссарское Евангелие, РНБ, Санкт-Петербург, и многие другие) отличается обширными осыпями красочного слоя, позволяющими увидеть подготовительный рисунок. Рукописи, созданные, вероятно, в Константинополе или на Кипре, украшены таблицами канонов (произвольных, часто асимметричных форм), заставками с мотивами переплетений виноградной лозы; в плоских и подвижных фигурах ощущается влияние «динамического» стиля 2-й половины 12 в.; часто в одной рукописи можно проследить совмещение нескольких иконографических традиций.
2-я половина 13 – середина 15 вв.
После изгнания крестоносцев из Константинополя (1261) были созданы условия для возрождения книжной миниатюры. К последней четверти 13 в. относится несколько лицевых рукописей, свидетельствующих о сложении палеологовского стиля миниатюры. В Евангелии из Британского музея (1285), Кодексе Пророков (Библиотека Ватикана, 1280-е гг.) использованы архитектурные и пейзажные элементы, воссозданы детали интерьера. Фигуры становятся плотными, трёхмерными, а выражение ликов – спокойным и сосредоточенным. В 1280-х гг. создана группа лицевых рукописей (около 15), свидетельствующих об увлечении классическим искусством и обращении к наследию т. н. Македонского возрождения (Восьмикнижие из Библиотеки Ватикана, Псалтирь из РНБ, Псалтирь из монастыря Святой Екатерины на Синае и др.), иллюстрации которых отличаются сложными пространственными формами, многоплановостью композиций, фигурами, представленными в свободных позах и движениях.
«Палеологовский ренессанс» первых десятилетий 14 в., связанный с именами Андроника II Палеолога и ряда придворных интеллектуалов (например, Феодора Метохита), нашёл отражение в стиле таких рукописей, как Евангелия из монастырей Пантократора (1301) и Ватопед (1304) на Афоне. Евангелисты на миниатюрах этих рукописей изображены в энергичных ракурсах, фигуры подчёркнуто объёмны, их пропорции правильны, пространство миниатюр имеет глубину и чётко артикулировано. В миниатюрах Нового Завета с Псалтирью (1330–1340-е гг., ГИМ; 25 миниатюр с изображениями евангелистов, апостолов, иллюстрации гимнов) прослеживаются черты, свидетельствующие о новых тенденциях в искусстве (массивность архитектурных элементов, избыточность драпировок, укрупнение масштабов фигур). В 1330–1340-х гг. под влиянием учения Григория Паламы о Божественных энергиях и Фаворском свете созданы такие рукописи, как минологий деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Библиотека Бодли, Оксфорд), Четвероевангелие Исаака Асана Палеолога (1346, монастырь Святой Екатерины на Синае). На входных миниатюрах появляются многочисленные портреты ктиторов (например, портрет Феодоры Палеологины и её дочери Евфросинии в рукописи Типикона из монастыря Богоматери Верной Надежды, 2-я четверть 14 в., Линкольн-колледж, Оксфорд). В позднепалеологовский период (после победы исихазма на Соборе 1351) главным художественным мотивом книжной миниатюры становится свет, одухотворяющий материю, что нашло отражение в рукописях 2-й половины 14 в.: Акафист (1350–1360, ГИМ; выполнен, вероятно, для патриарха Филофея), сборник богословских сочинений Иоанна Кантакузина (Национальная библиотека Франции, Париж, 1375, написан писцом Иоасафом из монастыря Одигон). После динамического стиля времени церковных споров возобладала утвердительная, мажорная тональность образов.
Древнерусская книжная миниатюра
11 – 1-я треть 13 вв.
Древнерусская книжная миниатюра, в отличие от византийской, обладает большей свободой художественных методов и широкой вариативностью декора. Уже в рукописях 11 в. наряду с византийской традицией начинают складываться собственные представления об образе, выразившиеся в большей простоте и вместе с тем внушительной монументальности персонажей, что проявилось в рукописях: Остромирово Евангелие (1056–1057, РНБ), Изборник Святослава (1073, ГИМ) и Кодекс Гертруды (1078–1086, Национальный археологический музей, Чивидале, Италия; «Апостол Пётр с предстоящими князем Ярополком и княгиней Гертрудой» и др.). Под впечатлением от Остромирова Евангелия были исполнены миниатюры Мстиславова Евангелия (около 1117, ГИМ). Наряду с роскошными кодексами княжеского заказа создаются более скромные лицевые рукописи (Добрилово Евангелие, 1164, Российская государственная библиотека; Галицко-Волынская Русь). В домонгольское время книжная миниатюра сохраняет живую связь с византийской традицией. Под влиянием позднекомниновского искусства создаются миниатюры Служебника Варлаама Хутынского (около 1224, ГИМ), «Апостола» (1220, ГИМ). В Спасском Евангелии (1-я треть 13 в., Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) наряду с лёгкостью форм, тонким рисунком и мягкой колористической гаммой появляются новые черты – обобщённые силуэты, узкие, вытянутые формы ликов, вносящие более суровые оттенки в содержание образов.
2-я половина 13 – 1-я половина 14 вв.
13 в. – время глубокого кризиса, вызванного феодальной раздробленностью и монголо-татарским нашествием. Захват Константинополя крестоносцами (1204) приостановил культурные контакты Древней Руси с Византией. В книжной миниатюре этого времени формируются черты специфически русского стиля: усиление роли силуэта и графического начала, цветовая насыщенность ровных и ярких плоскостей. Главными памятниками книжной миниатюры по-прежнему являются Евангелия и различные литургические сборники. Новгородская школа 2-й половины 13 в. представлена несколькими лицевыми рукописями: «Уваровская кормчая» (ГИМ, сборник церковных и светских законов), Симоновское Евангелие (1270, РГБ), Захарьевский Пролог (1282, ГИМ; сборник кратких житий святых, распределённых по месяцам). Вероятно, в Твери была создана «Хроника» Георгия Амартола (конец 13 – начало 14 вв., РГБ), украшенная многочисленными мелкими миниатюрами внутри текста. Входные миниатюры изображают Христа на престоле с князем Михаилом Ярославичем и его матерью княгиней Оксинией и монаха Георгия, пишущего «Хронику». Обе композиции отличаются монументальностью и спокойствием, их структурной доминантой являются архитектурные кулисы, написанные с явным вниманием к деталям. Миниатюры Феодоровского Евангелия (1320-е гг., Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; 2 полностраничные миниатюры с Иоанном Богословом и Прохором и Феодором Стратилатом) отличаются богатством орнаментов, необычными композиционными решениями (миниатюра с Иоанном и Прохором имеет обрамление в виде купольного храма), особой цветовой гаммой, построенной на оттенках зелёного. В это время выдвигается московская школа (Сийское Евангелие, 1339/1340, ГРМ, Библиотека РАН, Санкт-Петербург), формировавшаяся на основе палеологовской традиции и наследия искусства Ростова; искусство Новгорода представлено миниатюрами Хлудовской псалтири (2-я четверть 14 в., ГИМ, композиция «Явление Христа жёнам-мироносицам» отмечена влиянием палеологовского стиля, прочие миниатюры, иллюстрирующие псалмы, раскрашены в яркие цвета с применением золота, композиции симметричны, фигуры плоскостны и малоподвижны). В иллюстрациях новгородских рукописей середины 14 в. (Хлудовское Евангелие, ГИМ; Сильвестровский сборник с житиями святых Бориса и Глеба, Российский государственный архив древних актов, Москва) заметен интерес к динамике, сложным ракурсам, повествовательным деталям, ярким контрастным цветам.
2-я половина 14 – 15 вв.
Во 2-й половине 14 в. количество иллюминированных рукописей возрастает, по уровню мастерства они не уступают лучшим ансамблям монументальной живописи того времени. При этом единое стилистическое направление отсутствует, каждый регион выдвигает свои художественные решения. Искусство Новгорода и Москвы развивает направление, заданное творчеством Феофана Грека (Псалтирь Ивана Грозного, Рогожское Евангелие, оба – в РГБ; Евангелие Чудова монастыря, ГИМ, и др.). Миниатюры этих рукописей исполнены в экспрессивной манере, колорит строится на светлых, прозрачных тонах с преобладанием голубого цвета. Некоторые лицевые рукописи этого времени свидетельствуют об обращении к южнославянским образцам: Евангелие (последняя треть 14 в., ГИМ), на миниатюрах которого евангелисты изображены в полный рост, со свитками, подвешенными на шнурках (уникальная иконография, обычно встречающаяся в изображениях пророков). Особое значение для развития древнерусской миниатюры имеет Евангелие Хитрово (около 1400, РГБ; перед каждым Евангелием на отдельных листах размещены по 2 миниатюры, изображающие евангелиста и его символ, 5 заставок, 437 зооморфных и растительных инициалов). Большинство исследователей приписывают создание миниатюр Андрею Рублёву, возможно работавшему с одним или несколькими помощниками. Появляется особый тип ликов с мелкими чертами, плавными замкнутыми контурами; миниатюры отличаются тонким рисунком, мягкой цветовой гаммой с преобладанием голубых, лиловых, серебристо-зелёных тонов; фоны и детали интерьера написаны золотом. В период подъёма Русского государства в 15 в. этот стиль становится ведущим для всей книжной миниатюры. В центральном скриптории Москвы при митрополичьей кафедре также были созданы Евангелие Морозова (начало 15 в., Оружейная палата, Москва, свободная копия Евангелия Хитрово в более сухом стиле); Андрониково Евангелие (1-я четверть 15 в., ГИМ), Евангелие Кошки (1390-е гг., РГБ) и др. Большая часть рукописей 2-й половины 15 в. написана на бумаге, что определило более лёгкий пропорциональный строй изображений и иную, более холодную цветовую гамму с прозрачными акварельными цветами. Миниатюры «Лествицы» Иоанна Лествичника (РГБ), «Евангелия 1507 года» (РНБ) и другие постепенно отходят от классической основы искусства 1-й половины 15 в. в сторону орнаментальности и внешней изысканности.
16–17 вв.
Книжная миниатюра 1-й половины 16 в. представлена рядом рукописей богословского содержания, выполненных по заказу архиепископа Макария («Христианская топография» Космы Индикоплова, 1539, РГБ, и др.). Их иллюстрации насыщены новыми иконографическими формулами, письмо отличается тщательностью, палитра – яркостью и пестротой. Фоны миниатюр заполнены стаффажными фигурами и архитектурными деталями. В 16–17 вв. создаются кодексы, украшенные обширными циклами миниатюр. Они написаны беглым рисунком и раскрашены прозрачными акварельными красками, сквозь которые часто видна бумажная основа. Главный памятник этого времени – Лицевой летописный свод Ивана Грозного (между 1569 и 1586, в различных собраниях). Несколько тысяч миниатюр в 10 томах сборника, охватывающего период от Сотворения мира до 1567 г., изобилуют персонажами и архитектурными деталями, выполнены в упрощённой графичной манере и раскрашены в локальные цвета.
Рукописи Евангелий 17 в. продолжали украшаться заставками с фигурами сидящих евангелистов, рамы получали пышные обрамления, орнамент которых подражал старопечатной гравюре, композиции насыщены сложными архитектурными мотивами (Ананьевское Евангелие, конец 16 – начало 17 вв., РГБ).
Западноевропейская книжная миниатюра
5–8 вв.
Ранние памятники западноевропейской книжной миниатюры – листы манускрипта древнелатинской Библии «Кведлинбургская Итала» (2-я четверть 5 в., Берлинская государственная библиотека), кодексы «Евангелие святого Августина» (конец 4 в., Кристи-колледж, Кембридж), «Ватиканский Вергилий» (начало 5 в., Библиотека Ватикана) и другие, созданные в Италии. В манускриптах античных авторов и в христианских рукописях наблюдаются одни и те же приёмы изображения. Иллюстрации выполнены в манере, близкой античным настенным росписям, фризовое расположение сцен заимствовано из римских барельефов. Композиции заключены в рамки; по размеру они соответствуют ширине столбца текста, занимающего всю страницу, в то время как в свитках текст обычно располагался в несколько колонок; инициалы выделялись красным цветом. С 7 в. центрами книжной миниатюры стали скриптории североевропейских монастырей, в которых создавались книги богослужебного назначения: евангелиарии (сборники евангельских чтений), сакраментарии (богослужебные тексты), псалтири, бенедикционалы (сборники формул торжественных епископских благословений). Плоскостно-графичный, орнаментальный художественный язык, сформировавшийся на основе декоративно-прикладного искусства «варварских» народов, теперь служил воплощению христианских образов и мотивов. По числу сохранившихся памятников особенно выделяют нортумбрийско-ирландскую школу и круг рукописей меровингской Франции.
Нортумбрийско-ирландская книжная миниатюра (её также называют англо-ирландской или островной) создавалась в монастырях Ирландии и Британии (Келс, Дарроу, Линдисфарн, Дарем). Если в ранних манускриптах (Псалтирь святого Колумбана «Катах», начало 7 в., библиотека Ирландской королевской академии, Дублин) используются лишь небольшие инициалы с типично кельтскими орнаментальными мотивами спиралей и вихреобразных завитков с раструбами, иногда дополняемыми головами птиц или дельфинов, то в рукописях конца 7 – 8 вв. («Книга из Дарроу», 2-я половина 7 в., библиотека Тринити-колледжа, Дублин; Линдисфарнское Евангелие, рубеж 7–8 вв., Британская библиотека, Лондон) наблюдается сплав ирландских и германских орнаментальных традиций, в котором иногда чувствуется опосредованное воздействие коптского и сирийского искусства (Келлское Евангелие, рубеж 8–9 вв., библиотека Тринити-колледжа, Дублин). Графично-плоскостное решение книжной миниатюры было обусловлено влиянием ювелирного искусства северогерманских племён с его мотивами ленточных плетёнок и борьбы зверей. Орнамент заполняет всё увеличивающиеся в размерах инициалы и покрывает целые листы («ковровые страницы»). Сохраняя свои магические функции, он усиливает сакральное значение евангельского слова и изображений. Изображения святых, ангелов и символов евангелистов строятся по орнаментальному принципу либо сведены к знаку (Евангелие из Эхтернаха, 8 в., Национальная библиотека, Париж).
Памятники меровингской книжной миниатюры характеризуются почти полным отсутствием сюжетных иллюстраций. Инициалы и буквы составляются из фигур птиц и рыб, с раннехристианских времён служивших символами Христа (Гелазианский сакраментарий, около 750, Библиотека Ватикана); впервые в истории западноевропейской книги появляются антропоморфные инициалы с вписанными в них изображениями Христа, священнослужителя и других (Геллонский сакраментарий, 2-я половина 8 в., Национальная библиотека, Париж). От декоративно-прикладного искусства полихромного стиля эти памятники унаследовали сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов.
Книжная миниатюра «Каролингского возрождения»
«Каролингское возрождение» в книжной миниатюре началось в конце 8 в., когда центром книжного искусства в Европе стал императорский дом Карла Великого: Евангелие Годескалька (783), Евангелие Сен-Медар (Сен-Медард) из Суасона (начало 9 в., оба – Национальная библиотека, Париж). В это время возрос интерес к искусству Античности, что выразилось в прямом подражании античным памятникам или даже копировании целых кодексов («Феномены» Арата, середина 9 в., библиотека Лейденского университета, копия с оригинала 4 в.), а также в соединении в одной миниатюре элементов из разных источников, что отчасти объясняет отсутствие стилистического единства между каролингскими рукописями. Новой чертой книжной миниатюры этой эпохи стало введение сюжетных иллюстраций и отделение фигур от орнамента, заимствованного из англо-ирландского и античного искусства и заполняющего теперь только рамы миниатюр и очертания инициалов. Самые роскошные кодексы, изготовленные по заказу Карла Великого и его ближайшего окружения, написаны золотом и серебром на пурпурном пергамене – приём, заимствованный из Византии (Венское коронационное Евангелие Карла I, около 800, Музей истории искусств, Вена). Миниатюры антикизирующего стиля выполнены в живописной, пространственно-пластической манере.
При наследниках Карла Великого переживает расцвет реймсская школа (820–830-е гг.), в памятниках которой трансформация позднеантичной традиции идёт по пути нарастания общего беспокойного движения, что достигается за счёт рисунка порывистыми быстрыми штрихами, подчёркнутой экспрессивности жестов (Евангелие Эббона, около 816–835, Городская библиотека, Эперне), построения очерковых многофигурных композиций на фоне пейзажа (Утрехтская псалтирь, около 816–834, Библиотека университета, Утрехт). Эти же черты свойственны миниатюрам турской школы, созданным в скриптории аббатства Сен-Мартен (830–853), но в сравнении с очерковыми иллюстрациями Утрехтской псалтири их композиции отличаются чётким построением. В Библиях скриптория Тура становятся обязательными композиция «Majestas Domini» («Христос во славе», или «Маэстá») и посвятительные изображения королей-заказчиков. Появление историзованных инициалов с евангельскими сценами связывают с соборным скрипторием Меца (Сакраментарий Дрогона, около 850, Национальная библиотека, Париж), достигшим расцвета в середине 9 в.
Европейские центры книжной миниатюры в 10–11 вв.
В 10–11 вв. в Испании, изолированной от остальной Европы мусульманскими завоеваниями, складывалось т. н. мосарабское искусство со своими самобытными чертами. Плоскостное изображение с орнаментально трактованными декоративными фигурами, как и в меровингских памятниках, разбивалось на сегменты, которые заполнялись яркими локальными цветами; колористическое решение также напоминает памятники арабской миниатюры (Библия, 920, Кафедральный собор, Леон). Чаще всего иллюстрируется «Толкование на Апокалипсис» Беата Лиебанского (975, Кафедральный собор, Жерона, и др.).
В Англии в это же время формировался стиль англосаксонской книжной миниатюры (главные центры – Уинчестер и позднее Кентербери), в которой сказываются влияния каролингского искусства (школы Меца, а после 1000 – Реймса). Её отличительные особенности: использование «шпалерных» рамок с листьями аканта, удлинённые фигуры с маленькими головами и заострёнными чертами лиц, в очерковые миниатюры вводится цветной контурный рисунок (Бенедикционал святого Этельвольда, между 963 и 984; Псалтирь Харли, около 1000, оба – Британская библиотека).
Новый расцвет книжного искусства в Центральной Европе связан с «Оттоновским возрождением». Конец 10 – начало 11 вв. называют золотым веком немецкой книжной миниатюры. Её центрами, работавшими по императорскому заказу, были мастерские при монастырях и епископских резиденциях в Трире, Райхенау, Фульде, Хильдесхайме, Эхтернахе, Регенсбурге, Зальцбурге, Кёльне. Идеи единого христианского государства и божественного происхождения императорской власти отражены в новых сценах поклонения правителю подвластных земель, персонифицированных женскими фигурами (Кодекс святого Григория, около 983 – 985, Музей Конде, Шантийи), коронования императора (Лекционарий Генриха II, Баварская национальная библиотека, Мюнхен). Иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтири оттоновского времени практически неизвестны; большое значение приобретают евангельские сюжеты, которым в каролингских рукописях отводилось место лишь в небольших инициалах. Отличительные черты книжной миниатюры этого времени – исчезновение объёмно-пространственной среды, планов, перспективы, появление абстрактных фонов неярких бледных цветов и пространственно-геометрического орнамента, укрупнённость фигур и использование золота в священных сценах (Евангелие Оттона III, около 1000; Евангелиарий аббатисы Уты, 1002–1025, оба – Баварская государственная библиотека; Кодекс аббатисы Хитды, 11 в., Библиотека земли Гессен, Дармштадт). Около 1000 г. под влиянием эсхатологических ожиданий нарастает иррациональное мистическое напряжение, воплотившееся в преувеличенной выразительности жестов и взглядов, монументальности форм (Евангелиарий Оттона III, около 1000, Баварская государственная библиотека; Бамбергский Апокалипсис, около 1000 – 1020, Государственная библиотека, Бамберг).
Романский стиль
В 11–12 вв. искусство книжной миниатюры большинства европейских стран при многообразии местных школ отмечено единством художественной системы – романским стилем. В отсутствие сильной светской централизованной власти монастырские и епископские скриптории стали единственными центрами изготовления книг: Сент-Омер, Сент-Аман, Сен-Марсьяль, Сито, Клерво во Франции; Уинчестер, Кентербери, Йорк в Англии; Вайнгартен, Энгельберг, Хирсау, Зальцбург, Регенсбург в Германии; Монтекассино, Боббио, Полироне в Италии. С начала 12 в. преобладали Библии большого формата (т. н. гигантские, или атлантовские, чьё появление связано с григорианской реформой), Псалтири, снабжённые комментариями Апокалипсисы, жития святых, теологические труды (Ансельма Кентерберийского, святого Бернарда Клервоского, Петра Коместора, Петра Ломбардского и др.), книги по церковному праву (Декреты Грациана) и т. д. С середины 12 в. в круг иллюминированных рукописей постепенно входили произведения рыцарской литературы, исторические сочинения, сборники постановлений обычного права. С начала 11 в. и вплоть до 13 в. в Южной Италии получил распространение тип книг, воспроизводящий античную форму свитка – Exsulted (свиток, содержащий молитвенные песнопения пасхальных служб). Такие свитки обычно содержали орнаментальную кайму по всей длине и миниатюры, перевёрнутые по отношению к нотам и тексту и разъясняющие его (свиток, 11 в., архив Кафедрального собора в Бари). Иллюминированные бестиарии, особенно распространённые в Англии в 12–13 вв., полны изображений как реальных, так и причудливых вымышленных животных.
Для романской книжной миниатюры характерно стремление к обширным повествовательным циклам (Винчестерская Библия, около 1160 и около 1170 – 1190, Кафедральная библиотека, Уинчестер, частично – Библиотека Моргана, Нью-Йорк), обращение к местным традиционным изобразительным схемам и взаимовлияние различных школ, заимствование византийских мотивов и сцен, а также создание новых повествовательных и сложных символико-аллегорических иконографических программ. Характерными элементами художественного языка являются ограниченная локальная цветовая палитра, плоскостное условное изображение с сильно выраженным контуром, графичная проработка складок одежд; проявляется тяготение к строгим и уравновешенным композиционным схемам в сочетании с внутренней напряжённостью. Художественному оформлению романских книг свойственна автономия частей декора: страничная миниатюра и иллюстрации в тексте, заставки и инициалы занимают независимое друг от друга положение. Новым элементом оформления стал сложный историзованный инициал, часто содержащий одну или несколько сцен из Священной истории (прежде всего «Дни Творения» к книге Бытия и «Древо Иессеево» к Евангелию от Матфея). В рукописях, созданных преимущественно к северу от Альп, заглавные литеры, в иллюстративном плане независимые от текста, и собственно миниатюры нередко состояли из изображений фантастических зооморфных существ и сцен из повседневной жизни («Толкования на книгу Иова» Григория Великого, около 1111, Городская библиотека, Дижон).
Готика
Готический стиль сложился во Франции и отсюда распространился в другие страны. Черты готики в книжной миниатюре – мягкость складок, изящная изогнутость фигур – начинают проявляться на рубеже 12–13 вв. С середины 13 в. складывается собственно готическая структура книжного оформления с её соподчинённостью всех декоративных элементов. В эту эпоху книжная миниатюра утрачивает былое значение одного из ведущих видов искусства; запаздывая в развитии по сравнению с архитектурой, витражом, скульптурой, она испытывает их влияние. В связи с развитием городской культуры, усилением роли университетов основными заказчиками рукописей стали светские лица; большое значение приобрели придворный скрипторий в Париже и множество светских частных книгописных мастерских, создававших типовые манускрипты на продажу. Помимо роскошных экземпляров, создавались более доступные широкому кругу читателей книги (т. н. университетские Библии и Псалтири), чему способствовало появление в 13 в. бумаги. Дешевизна таких книг обусловливала небрежность их оформления. Расширяется также тематика книг. Особой популярностью пользуются как скромно оформленные Библии карманного формата, так и роскошно иллюминированные «морализованные Библии», в которых миниатюры ветхо- и новозаветного циклов сопровождаются расположенными напротив и комментирующими их изображениями; бревиарии (богослужебные книги, содержащие сокращённый вариант суточного круга богослужений и предназначенные для частного употребления), часословы (книга, содержащая молитвословия суточного круга богослужений для мирянина) и Псалтири. Наиболее значимыми и характерными памятниками эпохи являются манускрипты, созданные в придворных скрипториях: Псалтирь королевы Ингеборг (до 1210, Музей Конде, Шантийи), Псалтирь Людовика Святого (1260–1270, Национальная библиотека, Париж), Бревиарий Филиппа Красивого Мастера Оноре (около 1290, там же), в которых отчётливо прослеживается последовательность ансамблевого решения; влияние витража сказывается в цветовом строе, объединяющем локальные красные, синие и зелёные цвета на золотом фоне. В английской и северофранцузской книжной миниатюре появились маргинальные изображения развлекательного и поучительного характера (дролери) и сформировалась композиция с подстрочной миниатюрой. В Часослове Жанны д’Эврё (миниатюристы Жан Пюсель и другие, 1324–1328, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) миниатюры в подражание скульптуре написаны в технике гризайли. С конца 13 в. вместо золотых фонов начали использовать «ковровые» в виде узорчатых многоцветных экранов.
Поздняя готика и эпоха Возрождения
В 15 в. ведущая роль принадлежала франко-фламандской миниатюре, в которой формировались принципы нового нидерландского искусства (т. н. арс нова): полностраничные иллюстрации приобретали черты станковых картинных композиций, в них вырабатывались новые приёмы построения пространства, создания пейзажа, натуралистически точной передачи реальности, что происходило во многом под влиянием искусства итальянского Проторенессанса. Этими чертами отличаются «Роскошный часослов герцога Беррийского» (братья Лимбург, 1412–1416, Музей Конде, Шантийи), Часослов маршала Бусико (около 1405, Национальная библиотека, Париж), Милано-Туринский часослов (конец 14 – середина 15 вв.; сохранился частично, некоторые миниатюры приписываются Я. ван Эйку) и др. Около 1475 г. в Нидерландах в школе Гента – Брюгге под влиянием живописи (Я. ван Эйка, Г. ван дер Гуса и др.) возник новый стиль, сочетавший пространственно-иллюзионистические растительные бордюры (цветы и листья на ярком фоне) со свободными повествовательными композициями, в том числе на светские сюжеты. Основные мастера этого стиля: С. Мармион, С. Бенинг, Мастер Марии Бургундской, Мастер Дрезденского молитвенника. Нидерландское влияние быстро распространилось по всей Европе.
В Италии под влиянием гуманизма в начале 15 в. был разработан новый тип рукописного шрифта, напоминающий латинский, а в книжной миниатюре началось формирование ренессансного стиля. Обнажённые путти, появлявшиеся в итальянской книжной миниатюре со 2-й половины 14 в., положили начало проникновению в неё мотивов «аль антика», которое особенно усилилось во 2-й половине 15 – начале 16 вв. под воздействием антикварных штудий североитальянских художников, в первую очередь А. Мантеньи, оказавшего сильное влияние на книжную миниатюру. Крупнейшими итальянскими миниатюристами были Б. Санвито, Дж. П. Бирага, К. Майорана, Маттео да Милано, Аттаванте дельи Аттаванти, Герардо и Монте ди Джованни, Ф. А. дель Кьерико, Дж. Кловио и др. К книжной миниатюре обращались художники Фра Анджелико, С. Боттичелли и др.
Французская книжная миниатюра испытала на себе влияния как нидерландских, так и итальянских произведений, крупнейшими её представителями были Ж. Фуке, Ж. Перреаль, Ж. Бурдишон, Ж. Коломб, Годфруа ле Батав.
По всей Европе в эпоху Возрождения широко иллюстрировались сочинения гуманистов («Триумфы» Ф. Петрарки, миниатюры дель Кьерико, 1456, Библиотека Лауренциана, Флоренция) и античных авторов («Иудейские древности» Иосифа Флавия, миниатюры Ж. Фуке), исторические хроники («Большие французские хроники», художник Ж. Фуке, 1455–1460, Национальная библиотека, Париж; художник С. Мармион, 1457, РНБ). Для библиофилов-аристократов создавались уникальные, роскошно декорированные рукописи: Библия Борсо д’Эсте (1455–1461; Библиотека Эстенсе, Модена; 2 тома, свыше 1 тыс. миниатюр), Молитвенник императора Максимилиана I (1513, Баварская национальная библиотека; в создании рисунков и миниатюр принимали участие А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, Л. Кранах Старший, Х. Бургкмайр и др.). В 15–16 вв. миниатюрами украшались не только манускрипты, но и инкунабулы.
Армянская книжная миниатюра
В армянской книжной миниатюре местные школы с эллинистическими и сирийскими чертами известны с 6–7 вв. (4 концевые миниатюры Эчмиадзинского Евангелия, 6 в., Матенадаран, Ереван). В целом для книжной миниатюры Армении характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, чёткие композиционные построения, насыщенный цвет. Одна из наиболее древних среди датированных армянских иллюминированных рукописей – Евангелие царицы Млке (862, монастырь Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция). В 9–10 вв. наряду с динамичными графичными, связанными с народным искусством миниатюрами (Лазаревское Евангелие, 887; Евангелия 986 и 1038, все – в Матенадаране) создавались и произведения парадно-монументальные, обильно украшенные золотом (Эчмиадзинское Евангелие, 989; Евангелие Мугни, 1-я половина 11 в., оба – в Матенадаране; Карское Евангелие, до 1063, монастырь Святого Акопа, Иерусалим). Под влиянием византийской книжной миниатюры созданы Трапезундское (10 в.) и Адрианопольское Евангелия (1007, оба – в монастыре Сан-Ладзаро-дельи-Армени, Венеция).
Из школ книжной миниатюры 12–14 вв. наиболее значительна киликийская школа; работам её главы Тороса Рослина присущи психологическая выразительность, точный рисунок, богато разработанный орнамент («Чашоц» Гетума II, 1286, Матенадаран). Среди наиболее значительных центров армянской книжной миниатюры 13–16 вв.: Ахпат (Ахпатское Евангелие, 1211, художник Маркарэ, Матенадаран), Гладзор (мастера Момик и Торос Таронаци, Авак), Татев (художник Григор), Ахтамар (мастера Симеон Арчишеци, Церун и Рстакес), Джуга. В 17 в. развивается книжная миниатюра в Новой Джуге (ныне район Нор-Джуга в Исфахане; художник Акоп Джугаеци), но в целом качество армянских иллюминированных рукописей снижается.
Грузинская книжная миниатюра
Грузинская книжная миниатюра 9–10 вв., связанная с местной и сиро-палестинской художественными традициями, отличается линейностью и яркостью расцветки при отсутствии золота: Адишское Евангелие (897, Краеведческий музей, Местиа), Первое Джручское Евангелие (936/940, Институт рукописей Академии наук Грузии, Тбилиси; обе рукописи созданы в Шатбердском монастыре), Цкароставское (конец 10 в.), Мартвильское (1050), Урбнисское (11 в.) Евангелия (все – в Институте рукописей Академии наук Грузии). С конца 10 в. украшение рукописей становилось всё более богатым: декоративное выделение получали заголовки, заглавные буквы и концовки, появлялись заставки (Пархальское Евангелие; Мцхетская Псалтирь; Сборник церковных песнопений Микаэла Модрекили; все – в Институте рукописей Академии наук Грузии). С 11 в. искусство книжной миниатюры оказалось под сильным влиянием константинопольской школы. Византинизирующее направление в грузинской книжной миниатюре придерживалось техники многослойного письма с применением золота (Синаксарь, 11 в., предположительно создан в Иверском монастыре на Афоне; Второе Джручское Евангелие, 334 миниатюры 12 в.; Гелатское Евангелие, рубеж 11–12 вв.; Творения Григория Назианзина, конец 12 в.; все – в Институте рукописей Академии наук Грузии, Тбилиси). Сохраняются и старые восточные (рукописи 11 в., изготовленные в Кларджети, Пицундское Евангелие, 1-я половина 13 в., там же) и народные (Иенашское Евангелие, 13 в., Краеведческий музей, Местиа) традиции. Среди немногих памятников конца 13 – 14 вв. – Моквское Евангелие (1300, Институт рукописей Академии наук Грузии), созданное под влиянием палеологовских образцов. Наиболее яркая рукопись 15 в. – Джручская Псалтирь со 132 полностраничными миниатюрами (1443–1445, там же). Иллюстрировались также научные и светские книги (Астрономический трактат, 1188, там же), особенно в 16–18 вв. («Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, середина 17 в., там же; «Калила и Димна», 1730-е гг., Институт востоковедения РАН, Санкт-Петербург).
Исламская книжная миниатюра
В исламском искусстве в Средние века развивается книжная миниатюра Египта, стилистически связанная с коптским искусством, а также Сирии (под сильным византийским влиянием) и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в различных музеях мира).
Иранская, афганская и азербайджанская книжная миниатюра органически связана со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (гератская, тебризская, исфаханская, среднеазиатская, ширазская школы). В 16–17 вв. в Иране и других странах появилась книжная миниатюра на отдельных листах.
Книжная миниатюра Османской империи достигала своего расцвета в 16 в., её главной сферой стало иллюстрирование поэтических исторических и современных хроник и сборников, создание портретов исторических лиц, топографических миниатюр. Иранские традиции постепенно замещаются византийскими влияниями и дополняются документальной точностью исполнения («Книга Сулеймана», 1517; «Книга свершений», 1523, обе – Музей дворца Топкапы, Стамбул).
Индийская книжная миниатюра
В индийском искусстве плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия раннесредневековой книжной миниатюры к 16–17 вв. сменились стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец 16 в., Государственный музей Востока, Москва). Развивались портретный и анималистический жанры. Одна из важнейших школ индийской миниатюры сложилась при дворе Великих Моголов (могольская миниатюра).