Рунге Филипп Отто
Ру́нге Фи́липп О́тто (Philipp Otto Runge) (23.7.1777, Вольгаст, Померания, ныне земля Мекленбург – Передняя Померания – 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи.
Учился в Академии Художеств в Копенгагене (1799–1801) у Н. Абильгора и Дрездене (1801–1803). С 1804 г. работал в Гамбурге. Под влиянием Абильгора, графики Дж. Флаксмена и работ А. В. фон Шлегеля у Рунге сформировался интерес к мифологии. Он исполнил иллюстрации к «Сочинениям Оссиана» Дж. Макферсона (1805), в которых значительную роль играют эффекты светотени. В портретах (часто на фоне пейзажа) пристальное внимание к натуре сочетается с глубокой эмоциональностью, скрытой под внешней созерцательностью образов: «Мы втроём» (1805, не сохранилась), ряд автопортретов, «Родители художника с внуками» (1806, все – Кунстхалле, Гамбург) и др. В религиозных композициях («Отдых на пути в Египет», 1805; «Св. Пётр на Генисаретском озере», 1806, оба – там же) заметно влияние искусства мастеров итальянского и Северного Возрождения. Под влиянием исследований И. В. Гёте в области теории цвета Рунге увлёкся изучением проблем взаимосвязи цвета и музыки; издал трактат «Цветовой круг» («Farben-Kugel…», 1810; переиздан 1977). В символико-аллегорическом цикле картин «Времена дня» (задуман в 1802–1803; сохранились варианты картины «Утро», 1808 и 1809–1810, Кунстхалле, Гамбург) отразилось воздействие идей Я. Бёме: стремление воплотить мысль о мистической одухотворённости природы, о слиянии художника-творца с мирозданием. Картины предполагалось демонстрировать под музыку и чтение стихов, что предвосхищало позднейшую идею «гезамткунстверка». Писал также акварели. Автор сказок в духе братьев Гримм.
Творчество Рунге и его теоретические работы оказали значительное влияние на немецкое искусство 19 и 20 вв. Его сын – скульптор Отто Сигизмунд Рунге (1806–1839).