Динглингер Иоганн Мельхиор
Ди́нглингер Иога́нн Мельхио́р (Johann Melchior Dinglinger) [26.12.1664 (по другим данным 24.12.1664), Биберах-ан-дер-Рис – 6.3.1731, Дрезден], немецкий ювелир, скульптор.
Сын ножовщика. В 1680–1683 гг. обучался у своего дяди, ювелира Иоганна Георга Шоппера в Ульме; посетил Аугсбург, Нюрнберг и Вену – одни из крупнейших центров производства предметов роскоши. Работал главным образом в Дрездене (с 1692) в сотрудничестве со своими братьями – эмальером Георгом Фридрихом (1666–1720) и ювелиром-огранщиком Георгом Кристофом (1668 – 1728 или 1746), сыном Иоганном Фридрихом (1702–1767), со скульпторами Б. Пермозером, П. Херманом и др. С 1698 г. придворный ювелир курфюрста Саксонии и польского короля Августа II Сильного. Исполнял заказы европейских монархов, в том числе Петра I (именно в его доме Пётр I останавливался, когда посетил Дрезден 17(28)–25 ноября (6 декабря) 1712; эмалевый портрет царя кисти Г. Ф. Динглингера хранится в собрании «Зелёный свод», Дрезден). Дочь София Фредерика (ум. 1791) – живописец-миниатюрист в Дрездене.
Выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства немецкого барокко, И. М. Динглингер изготовлял многочисленные сервизы, настольные украшения, табакерки, мелкую пластику и т. д., мастерски сочетал разнообразные технические приёмы и материалы (драгоценные металлы и камни, слоновая кость, эмаль). Его произведения отличают барочная динамика и атектоничность, изысканность и утончённость форм, детальная проработка многочисленных отдельных элементов, составляющих целостную законченную композицию.
Первым значимым заказом, поступившим от Августа II, стал ювелирный гарнитур для его коронации в Речи Посполитой 15 сентября 1697 г. К этому же периоду творчества И. М. Динглингера относится золотой кофейный сервиз на две персоны (1697–1701, «Зелёный свод», Дрезден). Он состоит из 45 металлических сосудов, пирамидальной позолоченной основы и скульптур малого формата из слоновой кости (скульптор П. Херман), изображающих 4 стихии; чашки покрыты расписанной эмалью, имитирующей фактуру фарфора.
Ювелирные произведения Динглингера часто имеют аллегорический и морализаторский подтекст. В чаше «Купальня Дианы» (1704, совместно с Б. Пермозером; халцедон, драгоценные металлы и камни, сталь, эмаль, слоновая кость, жемчуг; «Зелёный свод»), изображённой также на портрете мастера кисти А. Пэна (около 1721, Эрмитаж, Санкт-Петербург), противопоставляется идиллическая сцена купания богини и намёк на трагическую историю Актеона. Предостережением служит надпись на основании кубка: «Discretion sert effronterie perd» (с франц.: «Благоразумие полезно, дерзость губительна»).
C 1708 г. всё чаще работы И. М. Динглингера напрямую связаны с личностью его покровителя, Августа II. В чаше со сценой борьбы Геракла с немейским львом (1708–1731; яшма, золото, серебро, камеи, эмаль, жемчуг, драгоценные камни; высота – 60 см; «Зелёный свод») воплощена аллегорическая программа прославления курфюрста: он уподобляется Гераклу (фигура Геракла отражается в зеркале с эмалевым портретом Августа II на обороте) и Аполлону; угадываются также атрибуты ряда орденов, которыми был награждён Август II, в частности орденов Белого Орла, Золотого руна, Слона. Образ Геракла вновь использован в чаше 1713 г., где античный герой изображён отдыхающим в окружении военных атрибутов. Сопоставление правителя Саксонии и древнеримских императоров (в особенности Октавиана Августа) прослеживается в кабинетной композиции «Obeliscus Augusteus» (1722; имитация камеи в эмальерном портрете Августа II Сильного, около 1722).
Во многих произведениях И. М. Динглингера заметен также интерес к экзотике (искусству Востока, древних цивилизаций), предвосхищающий ориентализм. Группа «Двор Аурангзеба» из множества (более 100) золотых фигурок с эмалевым покрытием (1707, совместно со скульптором И. Б. Томе; основа – 142 × 114 см), навеянная современными Динглингеру описаниями Индии и Восточной Азии и костюмированными дворцовыми празднествами в Дрездене, снабжена подробным описанием произведения, составленным самим мастером.
Пример интереса Динглингера к искусству Древнего Египта – «Алтарь Аписа» (высота около 2 м, 1729–1731, совместно со скульптором К. Кирхнером и резчиком по камню К. Хюбнером), образцом для которого послужили увражи французского археолога Б. де Монфокона (Montfaucon de B. L'Antiquité expliquée et représentée en figures. – Paris : F. Delaulne u. a., 1719–1724. – 10 vol.).
После смерти мастера бóльшая часть его работ оказалась в сокровищнице Августа II Сильного (ныне музей «Зелёный свод» в Дрездене). Творчество И. М. Динглингера повлияло на многих мастеров ювелирного искусства, в том числе фирмы Фаберже.