Исторические стили
Истори́ческие сти́ли, ряд стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 19 – начала 20 вв., возникших как часть системы историзма. Их отличительная черта – воспроизведение отдельных мотивов или всего комплекса приёмов архитектурных стилей прошлых эпох. В отличие от мастеров Ренессанса, маньеризма, барокко и классицизма, ориентировавшихся на возрождение античной эстетики, архитекторы 19 в. рассматривали античность лишь как один из возможных образцов наряду с наследием иных, неклассических эпох и стран.
Характерное для большинства исторических стилей стремление к исторически корректному воспроизведению стилевых форм прошлого приводит к тому, что в научной литературе понятия «историзм» и «исторические стили» часто используются как синонимы. Но существуют также исторические стили, эстетика которых строится на сочетании различных, иногда чужеродных по отношению друг к другу декоративных элементов, определяемом как эклектика.
Использование неклассических стилевых форм отмечается ещё в 18 в. Так, в эпоху рококо широко распространилось направление шинуазри, воспроизводящее формы восточного, преимущественно китайского, искусства, а из-за растущего интереса к Средневековью с середины 18 в. популярность начали приобретать декоративные элементы готики. В начале 19 в., после египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 гг. и публикации в 1809–1829 гг. трудов участвовавших в ней учёных под общим названием «Описание Египта», Европа заново открыла для себя древнеегипетское искусство, что привело к возникновению египетского стиля в архитектуре (до того подражание Древнему Египту ограничивалось в основном декоративно-прикладным искусством).
Распад стилевого единства классицизма и характерный для романтизма интерес к средневековому искусству и национальной культуре привёл во 2-й трети 19 в. к формированию стилевого плюрализма, предполагающего равноценность всех исторических эпох и их наследия. Переоценка художественных систем прошлого в искусстве романтизма стала причиной отказа от классической ордерной архитектуры как единственного возможного идеала.
Важную роль в формировании исторических стилей сыграло развитие искусствознания, изучение различных стилевых систем и закономерностей их бытования.
Предпринимались попытки воспроизведения не только внешнего вида построек предыдущих веков, но и их конструктивных особенностей, повлёкшие за собой лучшее понимание декоративных систем прошлого. Также значимым было появление и широкое распространение новых технических приёмов и материалов, в частности металлических несущих конструкций и железобетона, что привело к изменению масштабов построек, строительству многоэтажных зданий. Возникли такие новые типы сооружений, как вокзалы, торговые пассажи, водонапорные башни и т. д. Это потребовало разработки декоративных приёмов, соответствующих не только размерам, но и функциям каждой из построек.
В противовес антикизирующей архитектуре во 2-й трети 19 в. началось активное использование художественных мотивов Средневековья и Возрождения, что привело к повсеместному распространению неороманского и неоготического стилей, а также зарождению интереса к отличной от них национальной средневековой архитектуре (русско-византийский стиль в России, стиль неомануэлино в Португалии и её колониях). Тем не менее классическое наследие также вызывало интерес исследователей и архитекторов и стало источником для таких стилей, как неоренессанс, необарокко, неогреческий стиль (неогрек) и неоклассицизм, а также эклектических стилей, сочетающих в себе элементы классицизма и барокко, – стиль Второй империи, стиль бозар.
В архитектуре 19 в. важной тенденцией был целенаправленный поиск национального архитектурного стиля, основанный на тщательном изучении и последующей интерпретации культурного наследия, включающего не только зодчество, но и декоративно-прикладное искусство, народное творчество. Так возникли стиль умбертино в Италии, русский стиль в России, неовизантийский стиль в России и балканских странах, неомикенский стиль в Греции, неомудехар в Испании, неоколониальный стиль в США и др.
Часто происходило закрепление того или иного исторического стиля за определённым типом построек как наиболее соответствующего их духу и назначению. Так, в стиле неоготики строились преимущественно католические церкви и университетские комплексы, стиль умбертино использовался в Италии для оформления правительственных сооружений, обращение к неовизантийскому стилю характерно для православной культовой архитектуры Восточной Европы и т. д. Круг используемых стилей различался также в зависимости от стран и их архитектурных школ, так, в России и Италии достаточно редки постройки в неоготическом стиле, а индо-сарацинский стиль был распространён преимущественно в британских колониях в Азии.
Исторические стили сыграли важную роль в формировании как научного интереса к истории архитектуры, так и современных принципов архитектурной реставрации. Влияние исторических стилей прослеживается и в более поздней архитектуре: романтическое направление в модерне, стиль ар деко, неоисторизм конца 20 – начала 21 вв.