Майсенский фарфор
Ма́йсенский фарфо́р, художественные изделия первой в Европе фарфоровой мануфактуры в г. Майсен. Предприятие основано саксонским курфюрстом Фридрихом Августом I (королём Польши Августом II Сильным) в январе 1710 г. в Дрездене; в июне 1710 г. переведено в майсенский замок Альбрехтсбург.
Способ производства европейского фарфора открыт (в ходе поисков разгадки секрета китайского фарфора) между 1702 и 1708 гг. при участии алхимика И. Ф. Бётгера (обычно упоминается как единственный изобретатель), фрайбургского специалиста по горному делу Г. П. фон Охайна, естествоиспытателя и философа Э. В. фон Чирнхауза и нескольких экспертов-горняков и плавильщиков из Фрайбурга; ими найдена базовая формула фарфора (впоследствии названного бётгеровским). Первоначально была создана красно-коричневая водонепроницаемая керамика – «бётгеровская красная каменная масса», или «яшмовый фарфор», приобретавшая в результате шлифовки и полировки вид полудрагоценного камня. В начале 1708 г. Бётгер и его коллеги подвергли высокотемпературному обжигу смесь каолина, глины и алебастра: получился т. н. известковый фарфор. С 1725 г. алебастр и глина стали постепенно заменяться полевым шпатом; с 1735 г. начал производиться снежно-белый «шпатовый» фарфор.
В первые годы мануфактура производила из красной каменной массы строгие по формам сосуды (чайники, кофейники с ручками в виде завитка, вазы с декором, имитирующим лаковую или мраморовидную роспись, и т. д.); исполнялись также фигурки персонажей итальянской комедии дель арте, детские головки в «стиле ренессансной скульптуры». В 1713 г. началось широкое производство настоящего белого фарфора. Майсенский фарфор обладал теми же свойствами, что и китайский: белизной, тонкостью, прозрачностью и превосходными пластическими качествами, но был более твёрдым и отличался бóльшим содержанием каолина. Уже после смерти Э. В. фон Чирнхауза (1708) И. Ф. Бётгер составил рецепт фарфоровой глазури, внедрил в производство блестящую чёрную глазурь, в 1717 г. разработал состав бордово-сиреневой надглазурной краски («бётгеровского люстра»). С 1717 г. мастера стали осваивать и подглазурную роспись кобальтовыми красками. Клеймо майсенского фарфора (марка в виде скрещённых мечей – мотив, заимствованный из саксонского герба) разработал И. М. Штайнбрюк; с 1725 г. такую марку стали наносить на фарфор подглазурной краской, с 1774 г. к ней добавилось изображение звёздочки («мечи со звездой»).
Первыми художниками мануфактуры стали придворный золотых дел мастер И. Я. Ирмингер, скульпторы И. Б. Томе и П. Херман. Вначале использовались формы из ассортимента мастеров серебряного и кузнечного дела, но постепенно стали разрабатываться чисто фарфоровые формы (преимущественно посуды). Фарфор расписывался золотом (оригинальный вариант немецкого стиля шинуазри) и полихромной надглазурной росписью. Художниками-исполнителями были живописцы, работавшие на дому, вне мануфактуры: эмальеры из Аугсбурга [мастерская И. Ауффенверта и его дочерей С. Ауффенверт (в замужестве Хозеннестель) и А. Э. Ауффенверт (в замужестве Вальд), мастерская Б. Зойтера], Бреслау (мастерская И. Прейслера) и Дрездена (мастерская И. Г. Функе).
«Живописный период» (1720–1735) связан с именем технолога и художника И. Г. Хёрольдта, приглашённого из Вены в 1720 г. В это время были усовершенствованы керамические краски (их палитра расширена до 16 цветов), введены позолота и цветные фоны. Использовались рисунки из сборника образцов, составленного Хёрольдтом в 1724–1725 гг. В оригинальном «китайско-европейском» стиле майсенского фарфора подражание китайским формам (пиалы, чайники с ручкой в верхней части тулова), живописным декоративным решениям (сценки из жизни китайских императоров, «птицы в садах» и др.), мотивам декора (стилизованные хризантемы, пионы, гранаты, лотос и т. д.) и дальневосточной технике живописи (подражание китайской живописи в гаммах «зелёного семейства» и «розового семейства», а также декору японского фарфора – нарядному стилю имари и стилизованной асимметричной росписи какиэмон) сочеталось с введением барочно-рокайльных мотивов (скульптурные маскароны, графический золотой орнамент, обрамляющий картуши) и европейских сюжетов (пейзажные панорамы, сюжетные композиции по гравюрам с полотен А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-Б. Патера и др.; мастера И. Э. Штадлер, К. Ф. Херольд, Ф. Э. Шиндлер Старший, И. Г. Хайнце, А. Ф. фон Лёвенфинк, И. К. Рипп и др.). Появился особый тип продукции – парадные сервизы («С красными драконами», 1731–1734; «С жёлтым львом», около 1730; и др.), в том числе для российского двора (два «Елизаветинских», «Андреевский», все 1740-х гг.).
«Скульптурный период» (1735–1763) – эпоха расцвета майсенского фарфора; связан с именами скульпторов-модельеров И. И. Кендлера, И. Г. Кирхнера, И. Ф. Эберлейна, П. Рейнике, Ф. Э. Мейера и др. Выпускались многопредметные сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки, а также скульптурные группы (жанровые и галантные сцены, фигурки животных), отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, её мягкостью, изяществом моделировки и изысканностью нарядной росписи. В 1731–1732 гг. Кендлер и Кирхнер приняли участие в оформлении Японского дворца в Дрездене (серия скульптур на религиозные темы, также большие фигуры зверей, футляры для часов, настольные фонтаны и др.). В 1740-х гг. тематика майсенского фарфора значительно расширилась – появились изображения крестьян и горожан, пасторальные сцены, сказочные серии, посвящённые различным народам, мифологические и аллегорические сюжеты (в том числе присланные в Россию в 1745 две серии фигур из настольных украшений – «Аполлон и девять муз» Кендлера и «Овидиевы боги» Эберлейна). Вершиной творчества Кендлера стал «Лебединый сервиз» (1737–1741) – самый большой сервиз в Европе, сделанный для графа Г. фон Брюля (совместно с Эберлейном, И. Г. Эдером, при участии художника Ж.-О. Мейссонье) и включавший до 2 тыс. предметов. В эпоху рококо создавались танцующие лёгкие фигурки (Мейер); изменился характер постамента (более высокие подножия фигурной формы), яркие контрастные цвета уступили место более светлым и мягким.
Белоснежная глазурованная посуда середины 18 в. отмечена изяществом оригинальных форм: чашки с рокайльными ручками в виде завитков, чайники с характерным решением носика в виде головы дракона и др. Тщательно проработанный декор дополнялся тонко прописанными живописными миниатюрами с геральдикой, выполненными в полихромной или монохромной (преимущественно в пурпурном гризайле) технике, с изображением бабочек и насекомых, садовых цветов, взятых из гравированных ботанических атласов. Пик «ботанической» живописи в майсенском фарфоре, созвучной эстетике рококо, пришёлся на 1740-е гг.
С 1763 г. произошла реорганизация мануфактуры; основана детская художественная школа (1764). В период руководства предприятием графом К. Марколини (1764–1780) французский скульптор М. В. Асье создал целый ряд сложных многофигурных композиций на мифологические и аллегорические темы, также столовый сервиз в духе позднего барокко для императрицы Екатерины II, включавший в себя 40 групп и отдельных фигур, прославляющих её царствование и могущество России (между 1772 и 1775, совместно с И. И. Кендлером; Большой дворец в Ораниенбауме). С 1770-х гг. майсенский фарфор приобрёл классицистический характер. Многие фигурки, вазы и канделябры в «старинном» стиле по эскизам И. Э. Шенау переводились в фарфор М. В. Асье, И. Г. Маттеем, К. Г. Юхцером, И. К. Шёнхайтом и И. Д. Шёне. Особенно популярным материалом в то время был бисквит, который использовали с 1780 г.; в посуде отдавалось предпочтение цилиндрическим, гладкостенным, амфорообразным формам; декор, как правило, основывался на мифологических мотивах.
В начале 19 в. обострилась конкуренция майсенского фарфора с другими европейскими предприятиями. Во время руководства мануфактурой Г. Г. Кюном (1833–1870) реформировались технологические процессы (установка двухъярусных печей, внедрение паровых машин), производство переехало из Альбрехтсбурга в новое здание в долине реки Трибиш под Майсеном. Новый расцвет мануфактуры связан с бидермайером и историзмом. Художники И. С. Арнхольд, Г. Ф. Керстинг и А. Л. Рихтер привнесли новый стиль цветочной росписи. В эпоху историзма был особенно популярен стиль неорококо; в рамках изощрённой эклектики осваивались также неоготика и неоренессанс. Во 2-й половине 19 в. в основном повторялись модели 18 в.
Между 1903 и 1905 гг. Х. К. ван де Велде и Р. Римершмид создали в духе югендстиля проекты столовых сервизов, украшенных синей подглазурной росписью. В это время на мануфактуре работали братья К. и Р. Хентшель, Т. Груст, Ф. Ланге, Х. Майд, А. Ахтенхаген, О. Фойгт, О. А. В. Баринг, Ю. А. Барт, П. Шойрих (автор свыше 100 работ, в том числе серии «Русский балет», 1912–1913, опиравшейся на стилистику неорококо и отчасти предвосхитившей художественные решения ар деко). В 1919 г. с использованием новой формулы воссоздан «яшмовый фарфор», в котором делались реплики бронзовых отливок скульптора-анималиста А. Гауля; в анималистическом жанре работали скульпторы П. Вальтер, М. Эссер (создавал также столовые сервизы). В майсенском фарфоре воспроизводились также некоторые произведения Э. Барлаха. Из мастеров, работавших с 1920-х гг., выделяется Э. П. Бёрнер, исполнявший столовые наборы, скульптуру, вазы, подсвечники и медали, также первый в мире фарфоровый карильон из 37 колоколов для церкви Фрауэнкирхе в Майсене (1929). Майсенский фарфор представлен на Всемирной выставке 1937 г. в Париже (изделия Эссера и Шойриха, получившие Гран-при).
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. предприятие не пострадало; после образования Германской Демократической Республики национализировано (1949), с 1950 г. получило название «Государственная фарфоровая мануфактура Майсена». В начале 1960-х гг. началось критическое изучение традиций майсенского фарфора; дизайнер Л. Цепнер, скульптор П. Штранг и мастера по росписи Х. Вернер, Р. Штолле и Ф. Бретшнайдер задались целью возродить уникальную майсенскую столовую посуду с традиционной ручной росписью. В конце 20 – начале 21 вв. производится практически только штучная продукция. Среди мастеров – С. Вакс, З. Клёде, Г. Гаубе и Й. Данильчик, применяющие инновационные подходы к традиционному производству.
При предприятии – Музей майсенского фарфора, выставочный зал и демонстрационная мастерская.