Международная строительная выставка IBA в Берлине
Междунаро́дная строи́тельная вы́ставка IBA в Берли́не (Internationale Bauausstellung), архитектурно-градостроительная выставка в Западном Берлине в 1987 г.
Программы городского обновления и развитие Берлина в 1960-х – начале 1980-х гг.
IBA продолжила линию одноимённой лейпцигской выставки 1913 г., берлинских Строительной выставки (1931), Летней выставки (1932) и Международной строительной выставки Interbau (1957), но стала образцом бережного подхода к исторической застройке, выступив «оппонентом» трёх последних. Предшествующие выставки, продемонстрировав архитектуру и градостроительство модернизма, проложили дорогу первой программе городского обновления 1963 г. в Западном Берлине, крупнопанельной точечно-строчечной застройке как окраинных полей и огородов, так и расчищаемых по зачастую чрезмерным санитарно-экономическим требованиям и притянутым обоснованиям некогда околоцентральных районов. Т. к. Центральный район (Митте) по послевоенному разделу оказался в Восточном Берлине, прилегающие к нему западноберлинские Моабит и Тиргартен стали пограничными с одной стороны, а Веддинг и Кройцберг – сразу с трёх. Проходившая с 1961 г. по границе между ФРГ и ГДР Берлинская стена с её зоной отчуждения сделала значительную часть улиц тупиками, а кварталов – малопригодными для жизни, усугубив ещё не ликвидированные в то время разрушения Второй мировой войны.
Жилой фонд перечисленных районов с печным отоплением, наружными туалетами и т. д. действительно не отвечал современным требованиям, а зачисление построек в план реконструкционных работ лишь подстёгивало упадок: прекращался и поддерживающий ремонт. Но даже такие дома жители не спешили покидать добровольно: квартплата в окраинных новостройках была значительно выше, а привычных соседских сообществ не было, как и магазинов шаговой доступности, удобной транспортной связи с центром города или с центрами торговли и обслуживания. Вскоре новые районы приобрели известность как скопление гораздо худших социальных проблем, чем те, что они должны были разрешить (см. автобиографическую книгу К. Фельшеринов «Мы дети вокзала Цоо», «Wir Kinder vom Bahnhof Zoo», 1978, экранизирована в 1981, режиссёр У. Эдель). Инвестиции в выкуп и расчистку земель и последующее строительство грозили не окупиться. Напротив, критиковавшиеся за недостаток зелени, света и воздуха доходные дома конца 19 – начала 20 вв. («жилые казармы», Mietskaserne), сдававшиеся в ожидании сноса в краткосрочную аренду гастарбайтерам, студентам и «современным цыганам» (представителям богемы и другим лицам, не имевшим постоянной работы), раскрылись с неожиданной стороны – как гибкие («третьи») пространства, приют самоорганизованных сообществ, неполных семей, кооперативов самопомощи. Уже выселенные и опечатанные дома начали вскрывать и обживать (т. н. Instandbesetzen – от instandsetzen, «приводить в порядок», и besetzen, «захватывать») – и там баррикадироваться; бои с сопровождаемыми полицией строителями 1979–1981 гг. рушили не только стены, но и мифологию программ городского обновления и сам образ «витрины западного образа жизни» («Schaufenster des Westens»), как называли Западный Берлин.
Проводившийся тогда же эксперимент по щадящей реконструкции старых кварталов на площадях Клаузенерплац (район Шарлоттенбург, с 1974) и Шамиссоплац (район Кройцберг, с 1976, обе – архитектор Х.-В. Хемер и др.), отремонтированных и озеленённых с сохранением прежних жильцов и экономией бюджета, показал иной путь. Сделал это и первый в послевоенном Берлине квартал периметральной застройки на площади Винетаплац в Веддинге (углы, неудобные для современной планировки квартир, стали диагональными порталами с улиц в полуобщественный двор; 1975–1978, архитектор Й. П. Кляйхус). Заговорили о центре города как месте для жизни, а не только коммерции или контор («Innenstadt als Wohnort»), о ценности наследия вообще и рисунка городского плана в частности, его кварталов, сочетающих разные функции, об экологичности, – о критической реконструкции. Воплощение этих идей принимало по большей части стилевые черты постмодернизма.
Организационная структура IBA и её политико-градостроительный контекст
Решение берлинских сената и палаты представителей (1978) о проведении в 1984 г. Международной строительной выставки IBA положило конец прежним программам городского обновления; в 1983 г. были приняты «12 постулатов бережного городского обновления». Запрещались подгонка под шаблон и доминирование технических требований проекта перед социальными (был необходим учёт потребностей всё более многочисленных неполных немецких семей и многопоколенческих семей турецких иммигрантов, а также молодёжных коммун, жилья с обслуживанием для пожилых людей и т. д.). Обязательными становились обсуждение замыслов и достижение консенсуса с арендаторами, сохранение самобытности дома и района. Запрещались генеральный подряд сразу на проектирование и строительство, а также единовременная постановка сколько-нибудь значительного участка застройки на реконструкцию.
Одновременно с подобной «альтернативной культурой» велось и традиционное «благоустройство сверху», работали независимые архитектурно-проектные мастерские. Выставка IBA стала «рамкой» для всех них (включив в себя более ранние проекты) и оттого сдвинулась на дату, более значимую для всего города: в 1987 г. Берлин отмечал 750-летие основания и готовился принять в 1988 г. переходящее звание «Европейский город культуры» (ныне «Европейская столица культуры»).
Специально созданная компания IBA GmbH воплощала и уточняла концепцию, назначив «директоров по планированию». По концепции IBA-Neu(bau) [«ИБА-Ново(стройка)»] ими стали в районе Тегель и у парка Тиргартен архитектор Й. П. Кляйхус, во Фридрихштадте – архитекторы О. М. Унгерс (до 1980) и также Кляйхус. По схеме IBA-Alt(bau) [«ИБА-Стар(ый фонд)»], предполагавшей бережную реконструкцию в Луизенштадте до перекрёстка Шлезишес-тор и до Гёрлицкого вокзала, директором стал архитектор Х.-В. Хемер. Такие же должности, но без привязки к районам и схеме работы, заняли У. Пфайффер и Т. М. Зиверц.
IBA GmbH, аналогично такому же учреждению на Interbau в 1957 г., должна была скупать участки, согласовывать проекты, вести работы или делегировать их, но пала жертвой коррупционных скандалов и череды отставок. Оставшиеся де-юре директорами Кляйхус и Хемер удовольствовались правами художественных руководителей, но сумели создать механизм открытых проектных мастерских, где архитекторы и жители совместно определяли возможности и пожелания для каждого конкретного места, подготавливая конкурс архитектурных проектов. Его результаты, согласованные с муниципалитетом и муниципальным банком WBK как агентом казначейства ФРГ, выносились на торги по выбору застройщика: требовавший менее всего субсидий получал гарантию занятости квартир и участок в наследуемую аренду. Предпочтение отдавалось малым частным застройщикам и кооперативам жильцов, кредитование достигало 85 % стоимости строительства и суммы недополученной прибыли от сниженной арендной платы. Унаследованным от прежних программ городского обновления недостатком подобной кредитной схемы был запрет поэтажной многофункциональности зданий (например, устройства магазинов или мастерских на первых этажах), «нефункциональных» пространств гибкого использования (например, просторных лестничных холлов как игровых комнат для детей или общественных гостиных для взрослых), а также «избыточного» метража квартир. Осуществлённые в рамках IBA постройки, где этот запрет преодолён, финансировались иначе.
Территории нового строительства IBA-Neu
Вильмерсдорф и Тегель
IBA-Neu завершила послевоенное воссоздание площади Прагер-плац в Вильмерсдорфе, возвращая красные линии улицы с жильём и магазинами (проект 1978–1979, строительство до 2002; архитекторы Г. Бём, Р. Крие, К. Аймонино). Встроенный в квартал районный плавательный бассейн воплощён как фитнес-студия при гостинице Hyperion.
Завершена была и реконструкция района озера Тегельзе, бывшей угольной гавани. Южный берег заняли жилые комплексы (архитекторы Ч. Мур, Г. Бениш, Х. Хильмер и К. Заттлер, Л. Крие, Исодзаки Арата, Р. Эрскин, Д. Гогель и Г. Фелинг), на восточном возведена районная библиотека имени братьев Гумбольдт (1986–1989, архитектор Мур). Согласно генплану (1980, архитектор Мур) эта застройка должна была обрамлять овальный искусственный остров, целиком отводившийся под развлекательный комплекс (ныне занят коттеджами). Выше по течению ручья ещё до выставки IBA была возведена станция удаления фосфора в виде корабельной рубки над тремя бассейнами очистки (1982–1985, архитектор Г. Пайхль): она очищала загрязнённую удобрениями воду, попадавшую в Тегельзе с полей на территории ГДР.
Район парка Тиргартен
У парка Тиргартен на улице Раухштрасе, расчищенной под здания посольств при Третьем рейхе, в рамках IBA-Neu возрождены уже как многоквартирные дома «городские виллы», характерные для этого района в 19 в. (генплан 1980, архитектор Р. Крие; архитекторы отдельных зданий К.-Т. Бреннер и Б. Тонон, А. Росси, Дж. Грасси, Х. Холляйн и др.). Входным корпусом-дугой с широкой аркой и бюстом под золотой маской проект обращён к улице Тиргартенштрасе, а замыкают его отреставрированное здание посольства (первоначально Норвегии, ныне Грузии) и жилой корпус, зеркально его повторяющий (автор реконструкции и нового сооружения Р. Крие). Рядом тему продолжают Атриумный дом (архитектор Б. Янсен) и три «экодома» на берегу Ландвер-канала, где архитектор Ф. Отто дал каждой квартире свой особенный фасад из солнечных батарей, старых рам и т. д. Выше по течению, на южном берегу канала им отвечают иначе тестировавшие применимость экологических компонентов в архитектуре «городские виллы» (внешние остеклённые «буферные комнаты» помогают сохранить тепло в интерьере; архитекторы Э. Шнайдер-Весслинг и др.; первоначально участок был поручен М. Ботте и П. Портогези, но они покинули проект). «Виллы» должны были стать береговой стороной «гребёнки» (по рисунку плана) из блокированных разнопоколенческих односемейных домов, отходившей от улицы Лютцовштрасе (конкурсы «Индивидуальный дом», 1978; «Городской дом», 1979; «Лютцовштрасе», 1980; архитекторы GMP, В. Греготти и др.): они бы раскрыли её в парк Тиргартен через мост Хиросимаштег (архитекторы Бреннер и Тонон), но между «виллами» и «гребёнкой» сохранилась ограда из-за проблем с владельцами земли, а часть территории «гребёнки» оказалась пожертвована гостинице Grand Hotel Esplanade (1986–1988, архитектор Ю. Заваде). Лишь в 1991–1992 гг. воплощён предполагавшийся генпланом IBA детский сад (архитекторы К. Циллих и др.). Мотив «приватной улицы» из серии террас-ступеней, дублирующей корпус по красной линии, как встречалось в этом районе до войны, возобновил и жилой комплекс на западной стороне площади Лютцовплац (1979–1983, архитектор Унгерс, снесён в 2013).
Выше по течению Ландвер-канала голубо-розовый полосатый комплекс Научного центра социальных исследований (конкурс 1979, воплощён в 1988, архитекторы Дж. Стерлинг, М. Уилфорд и др.) имитирует целый набор исторических мотивов: ряды его кабинетов снаружи оформлены как стоя, крест с апсидой, амфитеатр и кампанила. «Замок-кастелло» остался невоплощённым, по его контуру высажены кусты.
Район Потсдамер-плац и Фридрихштадт
Между бывшими Потсдамским и Анхальтским вокзалами, у засыпанного портового «ковша» Ландвер-канала обширный квартал к 1980-м гг. занимали крупнопанельная крестообразная в плане башня студенческих общежитий и её санитарные зоны. Архитекторами Я. и Р. Раве и другими вокруг неё воссоздан периметр квартала, а получившийся двор занят биоочистным сооружением для вторичного непитьевого использования стоков – камышовым прудом (система остановлена в 1993 и вновь запущена в 2006–2007 как памятник истории развития экотехнологий). С домом-квадратом на улице Бернбургер-штрасе (конкурс 1981, реализован в 1989, архитекторы Унгерс и др.), домом-руиной на ней же (1993, архитекторы П. Блейк, М. Мюллер) и «женским кварталом» (возведён в 1990–1993 по проектам женщин-архитекторов: З. Хадид совместно с Ш. Шротом; М. Вархафтиг; К. Яхман) они составляли, согласно замыслу, выезд из Тиргартена в новую южную часть Фридрихштадта (ныне перекрыт). Здесь также работали польские архитекторы В. Добжаньский и Р. Лёглер.
Начало Кохштрасе архитектор А. Росси отметил масштабным краснокирпичным жилым комплексом, выходящим на улицу углом с огромной колонной, с зелёными лестничными клетками (1987). На перекрёстке Кохштрасе и Фридрихштрасе архитекторы П. Айзенман и Ж. Робертсон планировали расчертить весь квартал сеткой меридианов и параллелей в знак всемирного значения стоящего рядом контрольно-пропускного пункта (КПП) Charlie между Западным и Восточным Берлином. При этом новые корпуса (конкурсный проект 1981, в 1985–1986 осуществлён на четверть) предполагалось сдвинуть согласно этой сетке, т. к. улицы района Фридрихштадт не следуют направлению север – юг, хотя и проложены по регулярному плану.
На другой стороне улицы Фридрихштрасе архитекторы М. Зауэрбрух и Э. Зенгелис провели фасад своего жилого дома (1989; работали в составе OMA) по косой линии параллельно стоящему напротив зданию Айзенмана, а крышу повернули, напротив, к исторической красной линии. Первый этаж заняли помещения КПП, включая специальный эркер для осмотра автотранспорта сверху (ныне используются как магазины).
Район Кройцберг
К югу от КПП в центре квартала стоит «Kreuzberg Tower» (1988, архитекторы Дж. Хейдук и М. Мюллер), где каждая комната наглядно выделена снаружи в отдельный объём. Далее к востоку полукруг жилого комплекса «LiMa» (1986, архитектор Г. Херцбергер) замыкает разорванный в войну периметр квартала, уступив острый угол возведённой ранее Иерусалимской церкви (1968, архитектор З. Крессман-Чах). Схожим образом не по красной линии вновь замкнут квартал к югу по улице Фридрихштрасе, часть своей площади уступивший парку имени Т. Вольфа и сохранённому от сноса на рубеже 1970 – 1980-х гг. бывшему сквоттерскому «дому имени Т. Вейсбеккера» на улице Вильгельмштрасе.
Территория IBA-Neu завершается цепочкой чрезвычайно разнообразных дворов по восточной стороне улицы Линденштрасе (генплан 1980, архитекторы Х. Колльхофф и А. А. Оваска). За П-образным в плане Домом коллегии (1735; ныне корпус Еврейского музея) разбит сад, интерпретирующий его барочные мотивы (архитекторы Колльхофф и Оваска; ныне сад музея). Северную сторону сада образует двойная цепочка «городских вилл» (архитекторы Б. Мюллер, С. Альбрехт и др.), образующих новую улицу от Линденштрасе до параллельной Альте-Якобштрасе. Со стороны первой их завершает краснокирпичный «Дом под знаменем» со сполиями (1986, архитекторы В. Крайс, П. и У. Шаад), со стороны второй – корпус по проекту чехословацкого института Stavoprojekt (1986, архитекторы Дж. Айслер, Э. Пшикрыл и Е. Сухомел; оба корпуса жилые).
К северу от линии вилл среднеэтажный длинный жилой дом-стена (1986, архитекторы Колльхофф и Оваска) следует периметру главного здания квартала – пострадавшей во Вторую мировую войну, имевшей имперский размах необарочно-неоренессансной штаб-квартиры страховой компании Victoria (1893–1913, архитектор В. Вальтер). Её руинированный «Рябиновый двор» с фасадами из красного песчаника восполнен, с разрывами и присущим постмодернизму остранением, корпусом по проекту архитектора Исодзаки Арата (1986). По его сторонам устроены проходы в рощу с парящими над травой мостками-тропинками (ландшафтные архитекторы Х. Беккер и Ф. Триллич; ныне разобраны). Из неё внутриквартальный проход на север ведёт под арку в комплекс Риттерштрасе-Север. Исторический квартал между улиц Линденштрасе, Ораниенштрасе, Альте-Якобштрасе и Риттерштрасе этим и поперечным ему проходами-бульварами поделён на квадраты, пересечение которых образует т. н. площадь К. Ф. Шинкеля (один из бульваров выходит сюда через ворота воссозданного фасада дома Файльнера, изначально построенного по проекту этого архитектора в 1829–1830; углы, как и на площади Винетаплац, прорезаны диагональными проходами в полуобщественные зелёные дворы; архитекторы Д. Бангерт, Б. Янсен, Ш. Шольц, А. Шультес, Р. Крие и др.). Променад вдоль Линденштрасе заканчивается в следующем квартале молодёжным центром «Alte Feuerwache» (реконструкция – 1989–1991, архитектор Х.-Ю. Древс и др.): эта пожарная часть 19 в. закрылась, утратив уличный выезд при прокладке Берлинской стены.
Территории реконструкции IBA-Alt
По проектам IBA-Alt бережно и оттого по большей части малозаметно реконструировались старый жилой фонд и уличное пространство Луизенштадта (улицы, в предшествовавшую эпоху расширявшиеся для максимального проезда машин, теперь стали «игровыми» для детей, с ограниченным движением автотранспорта). Восточнее, за превращаемой в парк товарной станцией бывшего Гёрлицского вокзала (конкурс 1984, консультативное участие IBA), преобразование ограничивалось участками вокруг реконструируемых школ или создаваемых в бывших конюшнях и сараях квартальных клубов и детских садов в ставших доступными всем соседям по кварталу дворах (детский сад «Komşu» на набережной Пауль-Линке-уфер, 1983–1986, архитекторы Р. Магуайр и К. Мюррей и многие другие). Сквоттеры легализировались, в их квартирах устраивались ванные комнаты и туалеты, прокладывалось газовое отопление вместо печного, пробивались окна и устраивались балконы на брандмауэрах.
На берлинские крыши, часто имевшие трапециевидный профиль, распространялось озеленение дворов, вплоть до создания там «висячих болот» для отдыха у воды, т. к. даже собственный берег реки Шпре жителям Кройцберга был недоступен: здесь шла граница Западного и Восточного Берлина. Так был реконструирован к 1987 г. квартал улиц Оппельнер-штрасе – Врангельштрасе – Фалькенштайнштрасе – Гёрлицер-штрасе, захваченный сквоттерами в 1980 г. буквально из-под бульдозеров и выкупленный ими же в 1983 г.: с сохранением исторической смеси различных квартир, мастерских и магазинов, возведением квартальной котельной и раскладкой по брандмауэрам и кровлям солнечных батарей.
Из новых сооружений, заполнивших лакуны восточного Кройцберга, выделяются пластичный по форме угловой дом «Bonjour Tristesse» у перекрёстка Шлезишес-тор (1982–1983, архитектор А. Сиза), «Жилой шкаф» за площадью Коттбуссер-тор («Wohnregal»; семь уровней двухэтажных ячеек, где планировку определяет сам жилец; 1984–1986, архитекторы П. Штюрцебехер, Ч. Нюлунд и К. Путфаркен) и застройка набережной Френкельуфер, где архитекторы Х. и И. Баллер пристроили к обнажившемуся внутриквартальному брандмауэру протяжённый многоквартирный корпус в духе экспрессионизма и органической архитектуры. Другие их два дома-вставки по красной линии стали въездами в образовавшийся зелёный двор.
Особое место занимает превращение пустовавшей и опасной многоуровневой парковки завершённого лишь в 1974 г. и обанкротившегося уже в 1976 г. высотного жилого комплекса «Neues Kreuzberger Zentrum» у площади Коттбуссер-тор, проекта прежней эпохи «городского обновления» – в детский сад «Дом ребёнка» (1982–1987, архитекторы Д. Фровайн, Г. Шпангенберг и Г. Тепассе): в рамках IBA, всего лишь сняв средний ряд плит перекрытий, добавив наружные стены и сохранив въездные пандусы, парковку превратили в знаковый объект нового времени.
Несмотря на то что к концу выставочного 1987 г. лишь треть построек IBA была завершена, другая треть строилась, а к третьей ещё не приступали, выставка сумела сыграть предписанную ей роль – создать и продемонстрировать, пусть и в экстраординарных финансово-политических условиях Западного Берлина, далёкого от самоокупаемости «города-витрины», применимость сразу нескольких подходов к бережному сохранению и оживлению нарушенной или подчас целиком утраченной исторической среды. За 20 недель 1987 г. выставку посетили 80 тыс. гостей, её передвижную экспозицию по городам ФРГ и за рубежом – ещё 70 тыс. Название IBA, понятия «бережное обновление» и «критическая реконструкция» стали успешными «марками» и «маркерами», которые многие немецкие организации пытались повторить или поставить на свою службу (IBA Emscher Park, IBA Fürst-Pückler Land, Planwerk Innenstadt Berlin и др.). Незавершённые работы IBA-Alt продолжила та же экспертная команда под названием S.T.E.R.N. Gesellschaft der behutsamen Stadterneuerung, существующая и в начале 2020-х гг.