Германия. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Герма́нии. Согласно археологическим данным, в 1-м тыс. до н. э. у германцев практиковалась игра на лурах. К 6–7 вв. относятся обнаруженные на территории современной Германии образцы «германской лиры» – ротты. Началом профессиональной музыкальной деятельности можно считать Каролингское возрождение, когда письменные свидетельства о музыкальном оформлении богослужения в империи франков приобрели систематический характер.
Наиболее ранние центры григорианского хорала в Германии – Верденское и Мецское аббатства, Ахенская капелла (8–9 вв.). Секвенции, созданные монахами Санкт-Галленского монастыря (в том числе Ноткером Заикой), способствовали распространению немецкой традиции невменной нотации. Древнейшие в Европе памятники полифонии (органум в трактатах 2-й половины 9 в.) с большой вероятностью также имеют германское происхождение. Среди церковных музыкантов 10–12 вв. – Герман Расслабленный, Берно из Райхенау, Хильдегарда Бингенская (её весьма необычные монодические распевы на собственные тексты, в том числе литургическая драма «Ordo virtutum», зафиксированы готической нотацией).
Наряду с церковной развивалась светская музыка, в 12–14 вв. представленная миннезингерами, однако лишь немногие стихи Вальтера фон дер Фогельвейде, Нейдхарта фон Ройенталя, Вольфрама фон Эшенбаха, Фрауэнлоба, Вислава III Рюгенского сохранились с мелодиями. Важнейший письменный памятник немецких миннезингеров, содержащий более 90 мелодий (записаны квадратной нотацией), – Йенская песенная рукопись (Jenaer Liederhandschrift, около 1330). В то же время из среды клириков выделились ваганты (памятники их музыкального творчества не поддаются уверенной расшифровке). С ростом средневековых городов возникали цеховые объединения городских музыкантов («штадтпфайферов»), мастерство которых (главным образом игра на духовых инструментах) высоко ценилось в Европе.
В 14–16 вв. появились цехи мейстерзингеров – певцов-любителей из среды ремесленников (особенно знаменит Ганс Сакс из Нюрнберга). Развивавшееся органное искусство выдвинуло немецкую музыку на одно из ведущих мест в Европе (композиторы К. Пауман, А. Шлик, X. Бухнер, анонимные авторы). Важнейший нотный памятник немецкой органной культуры 15 в. – Буксхаймская органная книга. «Высокая» музыка при дворе и в церкви в Германии 2-й половины 15 в. и особенно в 16 в. – сочинения Г. Финка, М. Агриколы (автора одного из первых в Европе трактатов о музыкальных инструментах, 1529), Л. Зенфля – испытала мощное влияние франко-фламандской полифонии. Около 40 лет в Баварии прожил О. ди Лассо, благодаря которому герцогская капелла стала высокопрофессиональным коллективом, а Мюнхен приобрёл репутацию одного из музыкальных центров Европы. Ведущие жанры работавших в Германии полифонистов 15–16 вв. – месса, мотет и полифоническая немецкая песня (Lied). Из сохранившихся рукописных собраний вокальной музыки наиболее значительны т. н. песенники – Лохамский (Lochamer Liederbuch, середина 15 в.), Шеделевский (Schedelsches Liederbuch, 1460-е гг.), Кольмарский (Kolmarer Liederhandschrift, около 1480), из Глогау (Glogauer Liederbuch, около 1480), В. Фойгта (1558).
Под итальянским влиянием кристаллизовался гомофонный склад: в творчестве Г. Нейзидлера – автора многочисленных сочинений для лютни (в их числе «Еврейский танец», 1544; В. Апель считал его «первым образцом музыкальной сатиры»: Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. Leipzig, 1981. S. 84), Л. Лехнера – автора немецких песен в стиле вилланеллы (например, «Gott b'hüte dich» – «Храни тебя Бог!») и Х. Л. Хаслера. Лирическая песня Хаслера «Mein G’müt ist mir verwirret» («Душа моя в смятении»), написанная по стилевому шаблону баллетто, приобрела широкую известность в повышающей контрафактуре: «O Haupt voll Blut und Wunden» («Окровавленная и израненная голова [Христа]»).
В период Реформации возник протестантский хорал. Историческое значение имел сборник «Книжечка духовных песен» («Geystliche gesangk Buchleyn», 1524, позднее под названием «Виттенбергский песенник»), составленный И. Вальтером – первым известным лютеранским кантором. Около 30 хоралов, включая хрестоматийные «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь наш – оплот») и «Von Himmel hoch, da komm ich her» («Схожу с высот небесных я»), приписываются лично М. Лютеру; авторы большинства лютеранских церковных песен неизвестны.
В конце 16 – начале 17 вв. в Германии расцвела музыкальная наука. Примечательны трактаты З. Кальвизия [«ΜΕΛΟΠΟΙIΑ sive melodiae condendae ratio» («Мелопея, или Наука сложения мелодии»), 1592], И. Бурмейстера («Musica poetica», 1606), И. Липпия [«Synopsis musicae novae» («Синопсис новой музыки»), 1612], М. Преториуса [«Syntagma musicum» («Устройство музыки»), 1614–1620].
Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. задержала развитие немецкой культуры. Тем не менее в 17 в. сложился национальный стиль музыкального барокко. В области хоровой духовной музыки он сильнее всего проявился в творчестве Г. Шютца (3 сборника «Священных симфоний», 1629, 1647, 1650; «История Воскресения Христова», 1623; оратория «Семь слов Иисуса Христа на Кресте», немецкие магнификаты). В то же время в Германии всё больше проявляло себя итальянское влияние, например в духовных мадригалах И. Г. Шейна («Израильский источник», 1623).
Оперные постановки осуществлялись в придворных театрах Мюнхена, Дрездена, Берлина, Нюрнберга, Лейпцига и других городов. В 1678 г. в Гамбурге открылся первый в Германии постоянный оперный театр, в котором работали композиторы И. Тайле, Н. А. Штрунк, И. В. Франк (автор первой целиком сохранившейся немецкой оперы «Три дочери Кекропа», Ансбах, 1679), И. Ф. Фёрч. Расцвет театра (последнее десятилетие 17 – начало 18 вв.) связан с творчеством Р. Кайзера, И. Маттезона, позднее – Г. Ф. Телемана, однако национальная опера вытеснялась господствовавшей итальянской.
В 1627 г. в Дрездене издано сочинение работавшего в Германии итальянца К. Фарины – инструментальная сюита «Причудливое каприччио», один из первых образцов программной музыки барокко. В 17 в. органная и клавирная музыка интенсивно развивалась в рамках т. н. северонемецкой (С. Шейдт, Г. Шейдеман, Г. Бём, Н. Брунс, Д. Букстехуде, М. Векман, И. А. Рейнкен, Ф. Тундер) и южнонемецкой (И. К. Керль, Георг Муффат, И. Пахельбель, И. Я. Фробергер) органных школ; многие из названных композиторов славились как мастера виртуозной игры на клавишных инструментах и блестящие импровизаторы. Выдающийся органный мастер А. Шнитгер построил свыше 150 инструментов (главным образом в северных землях Германии), из которых сохранилось около 30 (например, в церкви Святых Петра и Павла в нижнесаксонском Каппеле, 1680). В 18 в. великую традицию немецкого органостроения продолжила династия Зильберман (особенно прославился Г. Зильберман).
Научные труды 2-й половины 17 – 1-й половины 18 вв. определили вектор дальнейшего развития всей европейской теории и истории музыки. А. Веркмейстер разработал несколько систем «хорошей» темперации. Вслед за ним И. Г. Нейдхардт в 1724 г. впервые дал математически точный расчёт равномерной темперации, которая стала основой современного музыкального строя. Первую в Германии большую «историю музыки» опубликовал В. К. Принц («Историческое описание благородного искусства вокальной и инструментальной музыки», 1690). Важное значение имела научно-просветительская деятельность И. Маттезона. В 1732 г. в Лейпциге напечатан большой «Музыкальный лексикон» И. Г. Вальтера – первая немецкая музыкальная энциклопедия в современном смысле.
Высочайшими достижениями отмечено творчество И. С. Баха, который работал во всех жанрах, кроме оперы. «Страсти по Матфею» (1727), Месса си минор (1749), более 200 церковных и светских кантат, оркестровые «Бранденбургские концерты» (1721) и увертюры (оркестровые сюиты, 1724–1739), «Хорошо темперированный клавир» (т. 1 – 1722, т. 2 – 1744), Токката и фуга d-moll (BWV 565) и многие другие сочинения для органа открыли перспективы развития музыки вплоть до 21 в.
Если Бах изучал важнейшие современные ему профессиональные тенденции не покидая Германии, то его ровесник Г. Ф. Гендель делал то же самое за границей (в 1706–1710 жил в Италии, с 1716 постоянно в Англии). Ведущие жанры в творчестве Генделя: опера, оратория, инструментальные концерты.
В 18 в. бывшие цеховые объединения музыкантов преобразовались в капеллы и оркестры (один из первых – оркестр «Гевандхауза»). Возникли городские музыкальные общества (по образцу Collegium musicum, открытого Г. Ф. Телеманом в 1702 в Лейпциге) и хоровые общества (школа И. А. Хиллера в Лейпциге, 1771; Певческая академия в Берлине, 1791). Теолог, палеограф и музыковед М. Герберт своими публикациями 1770–1780-х гг. положил начало музыкальной медиевистике Нового времени. В 1798 г. напечатан первый выпуск газеты Allgemeine musikalische Zeitung («Всеобщая музыкальная газета», издавалась до 1882), которая стала в 19 в. важнейшим в Германии музыкальным периодическим изданием, наряду с журналом Neue Zeitschrift für Musik («Новый музыкальный журнал», издаётся с 1834 поныне).
Демократические тенденции в музыкальном театре реализовались в немецком зингшпиле (И. К. Штандфус, И. А. Хиллер, И. Хольцбауэр). В итальянской манере сочинял свои оперы И. А. Хассе. Немецкая музыка 2-й половины 18 в. развивалась в тесной связи с идеями Просвещения. Актуальная для эстетики Просвещения проблема речитатива привела к созданию мелодрамы, где активно взаимодействуют диалог и инструментальная музыка (образцы – написанные в 1775 «Ариадна на Наксосе» и «Медея» Й. А. Бенды, работавшего в Германии чешского музыканта). Складывались классические формы инструментальной музыки. Этот процесс, носивший общеевропейский характер, завершился в последней трети 18 в. формированием венской классической школы, соединившей достижения немецкой и австрийской культур. Большую роль в подготовке нового стиля, связанного с окончательной кристаллизацией сонатной формы и сонатно-симфонического цикла, помимо немецких музыкантов, сыграли чехи, вместе с ними составившие берлинскую школу (И. И. Кванц, братья И. Г. и К. Г. Граун, братья Й. А. и Ф. Бенда, Ф. В. Марпург, К. Ф. К. Фаш) и мангеймскую школу (Я. и К. Стамиц, К. Каннабих, Ф. К. Рихтер, А. Фильс). Музыкальная экспрессия, близкая поэзии сентиментализма (отчасти в духе устремлений «Бури и натиска»), отличает творчество К. Ф. Э. Баха. Широкое распространение во 2-й половине 18 в. получил песенный жанр (К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, И. Р. Цумштег).
Итог достижений венской классической школы и вершина немецкой музыки конца 18 – начала 19 вв. – инструментальное творчество Л. ван Бетховена (9 симфоний, 32 фортепианные сонаты, 16 струнных квартетов, оркестровые увертюры и др.). Линия романтической оперы, начало которой положил Э. Т. А. Гофман («Ундина», 1816), продолжена К. М. фон Вебером («Вольный стрелок», 1821), Г. Маршнером («Вампир», 1828), Ф. фон Флотовом («Марта», 1847). В жанре зингшпиля продолжали работать О. Николаи и А. Лорцинг. С 1809 г. функционировал ряд хоровых обществ – т. н. лидертафелей (Liedertafel), первым организатором которых был К. Ф. Цельтер.
Немецкий музыкальный романтизм достиг расцвета в творчестве Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, И. Брамса. Развитие получили жанры программной музыки – симфонической (увертюры Мендельсона «Сон в летнюю ночь», 1826, «Гебриды, или Фингалова пещера», 1832, и др.) и фортепианной (циклы Шумана «Карнавал», 1835, «Танцы давидсбюндлеров», 1837, и «Детские сцены», 1838). Эпоху в музыке Германии составило оперное творчество Вагнера («Лоэнгрин», 1850; «Тристан и Изольда», 1865; тетралогия «Кольцо нибелунга», 1876). Пропаганде его новаторской музыкально-драматической концепции способствовал Байройтский фестиваль (с 1876), который поныне остаётся значительным событием мировой музыкальной жизни. Венгерский композитор Ф. Лист в веймарский период творчества (1848–1861), с одной стороны, находился под сильным влиянием немецкого романтизма, что проявляется в «Фауст-симфонии» (1857), первом «Мефисто-вальсе» (1860), 12 программных симфонических поэмах, симпатизировал Шуману и Вагнеру, исполнял их сочинения как пианист и дирижёр; с другой стороны, сам воздействовал на него, в частности на представителей веймарской школы. Противоположную Вагнеру традицию «чистой» музыки развивал Брамс – автор 4 симфоний (1876–1885), скрипичного (1878) и фортепианных (1859, 1881) концертов, многих фортепианных пьес.
А. Б. Маркс в 1837–1847 гг. опубликовал четырёхтомное «Учение о музыкальной композиции» («Die Lehre von der musikalischen Komposition») – самое развитое и влиятельное в 19 в. учение о форме. И. Ф. Беллерман, Р. Вестфаль и К. фон Ян заложили основы современного музыкального антиковедения. X. Риман в последней трети 19 в. разработал теорию функций, влияние которой в музыкальной науке и образовании сохраняется до наших дней; он вошёл в историю также как выдающийся лексикограф («Музыкальный словарь Римана», 1882, в 19–20 вв. многократно переиздавался). В 19 в. сложились крупнейшие нотоиздательства (Breitkopf & Härtel, N. Simrock, Schott Music, Peters). Среди известных немецких исполнителей: дирижёры X. фон Бюлов и К. Мук, певица Г. Зонтаг, пианистка К. Шуман (Вик), скрипачи Ф. Давид и Л. Шпор.
В конце 19 – начале 20 вв. Р. Штраус (симфонические поэмы «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля», 1895, «Так говорил Заратустра», 1896, и др., оперы «Саломея», 1905, «Электра», 1909, и др.) и М. Регер («Инферно-фантазия», 1901, другие фантазии и хоральные обработки для органа, Псалом № 100, 1909) вплотную подошли к коренному обновлению музыкального языка. Консервативную тенденцию представлял композитор и публицист X. Пфицнер (опера «Палестрина», 1917), выступавший против нивелирования немецкого национального своеобразия как тенденции, присущей авангардной музыке, в книге «Новая эстетика музыкальной импотенции» («Die neue Ästhetik der musikalischen Impotenz», 1920). Перед началом Первой мировой войны немецкий музыковед и этнограф К. Закс (совместно с австрийцем Э. фон Хорнбостелем) предложил классификацию музыкальных инструментов, которая ныне принята за основу в европейском, американском и российском инструментоведении.
В 1922 г. был официально принят Национальный гимн Германии: музыка «Императорской песни» («Kaiserlied») Й. Гайдна, стихи А. Г. Гофмана фон Фаллерслебена (ныне используется только 3-я строфа). В 1920-х гг. начал приобретать известность П. Хиндемит – самый значительный немецкий композитор периода до Второй мировой войны, работавший практически во всех современных ему жанрах, автор оригинальной музыкально-теоретической системы, изложенной в труде «Наставление в композиции» («Unterweisung im Tonsatz», 1937). Среди других композиторов: М. Буттинг (оркестровые сочинения), Р. Вагнер-Регени (музыкальный театр), О. Герстер. В годы Веймарской республики (1919–1933) распространились самодеятельные хоры (в том числе Рабочий певческий союз, 1908), в «рабочем движении» начала 1930-х гг. приняли участие композиторы X. Эйслер, Э. Г. Майер, Л. Шпис и др., дирижёр Г. Шерхен, эстрадный певец и актёр Э. Буш.
Во 2-й половине 1920-х гг. в Германии начало набирать силу движение за восстановление подлинного звучания органной музыки прошлого (нем. Orgelbewegung), инициатором которого ещё в начале 20 в. выступил А. Швейцер. Среди крупнейших немецких музыкантов 1-й половины 20 в.: дирижёры – Ф. Буш, Б. Вальтер, О. Йохум, О. Клемперер, Х. Кнаппертсбуш, В. Фуртвенглер; пианисты – В. Гизекинг, В. Кемпф; органисты – Х. Вальха, К. Штраубе (также хормейстер); певцы – П. Андерс, Лотте Леман, Э. Шварцкопф; теоретики и историки музыки – Й. Вольф, Г. Аберт, Ф. Людвиг, А. Шеринг, Ф. Геннрих, В. Гурлитт, В. Апель, Ф. Блуме, Г. Бесселер. Крупный вклад в музыкальную жизнь довоенной Германии внёс австрийский дирижёр Э. Клайбер.
С приходом к власти нацистов многие известные музыканты и учёные эмигрировали (П. Хиндемит, К. Вайль, Г. Шерхен, Лотте Леман, К. Закс, В. Апель и др.). В то же время оставшийся на родине К. Орф создал лучшие свои сочинения (кантаты «Carmina burana», 1937, и «Catulli carmina», 1943, опера «Умница», 1943), он также прославился как разработчик оригинальной методики музыкального образования (Orff-Schulwerk). Его ученик В. Эгк писал музыку для Олимпийских игр (Берлин, 1936) и обслуживал Дни имперской музыки (Reichsmusiktage; Дюссельдорф, 1938). Лёгкую музыку в Третьем рейхе представляли певицы и актрисы М. Рёкк и С. Леандер, «немецкий соловей» Э. Зак, вокальный квартет Comedian Harmonists (в 1935–1941 под названием Meistersextett) и многие другие музыканты. В моду вошли бодрые строевые песни и марши, такие как «Wenn die Soldaten durch die Stadt marschieren» («Когда солдаты маршируют по городу»), «Die Fahne hoch» («Знамёна ввысь!»), которые нередко основывались на народной музыке (как «Тёмно-коричневый орех»).
По окончании 2-й мировой войны музыкальная жизнь в ГДР развивалась в значительной мере независимо от ФРГ. В столице ГДР возобновилась деятельность Немецкой государственной оперы (ныне Государственная опера на Унтер-ден-Линден), заработали оперные театры в Лейпциге, Веймаре, Дрездене и других городах. Возникли новые оркестры, хоры, оперные труппы, в числе которых – «Комише опер» (1947). Среди композиторов ГДР: П. Дессау (часто обращался к текстам Б. Брехта), П. Курцбах (опера «Томас Мюнцер», 1955), Г. Вольгемут (Концерт для скрипки с оркестром, 1963), У. Циммерман (опера «Белая роза», 1967), З. Маттус [в Концерте для виолончели с оркестром (1975) использовал микрохроматику]; К. Дитрих (5-я симфония «Веймарская», 1986) считался в ГДР «декадентом» из-за активного применения различных техник современной композиции. В числе известных исполнителей: дирижёры – Г. Абендрот, К. Зандерлинг (в Германии с 1960), Г. Кегель, Р. Клайнерт, Ф. Конвичный, К. Мазур; хоровые дирижёры – Р. Мауэрсбергер, Г. Рамин (также органист); органисты – В. Шетелих, А. Веберзинке; певцы – Т. Адам, П. Шрайер, Г. Май («первая леди политического шансона»). Известные оперные режиссёры – Г. Купфер, В. Фельзенштейн. Камерный хор Capella Lipsiensis (работал с 1955 до начала 1970-х гг.) специализировался на музыке позднего Средневековья, Ренессанса и барокко. Камерные ансамбли «Группа новой музыки имени Х. Эйслера» (Gruppe Neue Musik Hanns Eisler; Лейпциг, 1970–1993) и «Лейпцигский консорт» (Leipziger Consort; 1982–1991) сосредоточились на современном репертуаре. Среди музыковедов ГДР – П. Гюльке, Д. Гойови.
ФРГ в 1950–1960-х гг. приобрела значение центра современной музыки. Композиторы-авангардисты всего западного мира с 1946 г. съезжались на Дармштадтские летние курсы, принимали участие в Донауэшингенском фестивале (возродился в 1950), творили в Студии электронной музыки при Западногерманском радио (WDR) в Кёльне (1951). В послевоенные десятилетия выдвинулись композиторы Б. А. Циммерман, Х. В. Хенце, К. Штокхаузен и Х. Лахенман (двое последних отличались наибольшим радикализмом), А. Райман, В. Циммерман. В 1970-х и 1980-х гг. как реакция на крайности авангардизма выявилась противоположная тенденция – т. н. новая простота (Neue Einfachheit), её представляли в разной степени В. Рим, М. Троян, В. фон Швайниц, Х.-Ю. фон Бозе. Другую тенденцию, обусловленную тем же «антирадикальным» движением, представляли последователи американского минимализма Э. Штиблер, П. М. Хамель, Н. В. Петерс.
Известность приобрели западногерманские музыканты-исполнители: дирижёры – Й. Кайльберт, Р. Кемпе, К. Рихтер, К. Эшенбах (также пианист); хоровые дирижёры – Х. Риллинг, П. Нойман; певцы – К. Людвиг, Г. Прей, Д. Фишер-Дискау; скрипачка А.-С. Муттер, виолончелист З. Пальм, кларнетистка С. Мейер, гитарист Р. Эверс; джазовые музыканты с мировым именем – контрабасист Э. Вебер и тромбонист А. Мангельсдорф, певец и поэт (шансонье) Р. Май. Работали видные оперные режиссёры: Виланд и Вольфганг Вагнер, Г. Реннерт. Среди крупнейших педагогов – В. Фортнер, известные музыковеды – К. Вольф, К. Дальхауз, Х. Данузер, Х. Лёйхтман, Д. де ла Мотт, К. Г. Феллерер, Л. Финшер, Х. Г. Эггебрехт. Старинную традицию немецкой григорианики развивали хоральные школы (Choralschulen) в аббатствах Мюнстершварцах (Г. Йоппих) и Санкт-Оттилин (И. Б. Гёшль). Значительный вклад в культуру ФРГ внесли иностранные музыканты: композиторы – С. А. Губайдулина, М. Кагель, Д. Лигети, А. Пярт; дирижёры – Г. фон Караян, К. Клайбер, Р. Кубелик, К. Нагано, С. Челибидаке; вокалисты – Э. Матис, Л. Попп и др.
В 1990-х и 2000-х гг. заявили о себе композиторы К. Шедль (род. 1966), А. Херрман (род. 1968), М. Пинчер, Г. Кампе (род. 1976), Ф. Майнц (род. 1977), дирижёры Т. Хенгельброк, Б. Вайль, К. Юнгхенель (также лютнист), Ф. Берниус (также хоровой дирижёр), скрипачка И. Фауст, гобоист А. Майер, трубач М. Штокхаузен, клавирист А. Штайер, певцы Т. Квастхоф, Й. Кауфман, А. Шолль, М. Фолле, К. Герхаэр.
Для музыкальной культуры современной Германии характерно отсутствие единого центра. Прославленные исполнительские коллективы, консерватории, фестивали и конкурсы рассредоточены по всей территории страны. Они базируются, как правило, в региональных центрах, но встречаются и в небольших городах.
Ныне функционируют: музыкальные театры – Государственная опера на Унтер-ден-Линден, Немецкая опера в Берлине, «Комише опер» (все – в Берлине), Баварская государственная опера (Мюнхен), Гамбургская государственная опера, Дрезденская опера, Немецкая опера на Рейне (Deutsche Oper am Rhein; с 1956 объединяет два театра – в Дюссельдорфе и Дуйсбурге), Франкфуртская опера (Oper Frankfurt, Франкфурт-на-Майне; местное название «Старая опера» – Alte Oper, 1880), Лейпцигская опера, Ганноверская опера (Opernhaus Hannover, 1852), Кёльнская опера (Oper Köln, ведёт историю с 1822; в современном здании с 1957), Штутгартская опера (Opernhaus Stuttgart, современный статус с 2001) и др.
Оркестры: Берлинский филармонический (1882), Саксонская государственная капелла (Sächsische Staatskapelle Dresden; старейший в Германии оркестр, название с 1992), оркестр лейпцигского «Гевандхауза» (название с 1781), «Гюрцених-оркестр» (Gürzenich-Orchester, Кёльн, 1827; название по одноимённому концертному залу, с 1857), Гамбургский филармонический (Philharmonisches Staatsorchester Hamburg, 1828; название с 1934), Дрезденский филармонический (Dresdner Philharmonie, 1871), Дуйсбургский филармонический (Duisburger Philharmoniker, 1877), Мюнхенский филармонический (Münchner Philharmoniker, 1893), Бетховенский (Beethoven Orchester; Бонн, 1907; название с 2003), оркестры Средненемецкого радио [MDR (Mitteldeutscher Rundfunk) Sinfonieorchester; Лейпциг, 1924], Берлинского радио (Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin, 1923, после 2-й мировой войны в Восточном Берлине), Франкфуртского радио (Симфонический оркестр Гессенского радио (hr-Sinfonieorchester, Sinfonie-Orchester des Hessischen Rundfunks; основан в 1929 как Симфонический оркестр Франкфуртского радио; Франкфурт-на-Майне), Северогерманского радио (NDR Elbphilharmonie Orchester; Гамбург, 1945), Штутгартский камерный (Stuttgarter Kammerorchester, 1945), Немецкий симфонический оркестр Берлина (Deutsches Symphonie-Orchester Berlin; основан в Западном Берлине в 1946 как RIAS-оркестр, название с 1993), Бамбергский симфонический (Bamberger Symphoniker, 1946), Нюрнбергский симфонический (Nürnberger Symphoniker, 1946, название с 1963), Филармонический оркестр немецкого радио Саарбрюккена и Кайзерслаутерна (Deutsche Radio Philharmonie Saarbrücken Kaiserslautern, 2007), Западногерманского радио (WDR Sinfonieorchester; Кёльн, 1947), Баварского радио (Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks; Мюнхен, 1949), Берлинского Концертхауса [Konzerthausorchester Berlin; основан в 1952 в ГДР как Берлинский симфонический оркестр (Berliner Sinfonie-Orchester); название с 2006], Гамбургский симфонический (Hamburger Symphoniker, 1957), Юго-Западного радио Германии [SWR (Südwestrundfunk Symphonieorchester); образован в 2016 в результате слияния Фрайбургского (1946) и Штутгартского (1946) оркестров радио] и др.
Ансамбли и оркестры – представители аутентичного исполнительства: Cappella Coloniensis (Кёльн, 1954, старейший в мире барочный оркестр), Студия старинной музыки (Studio der frühen Musik, существовала в 1960–1979), Musica Antiqua Köln (1973–2006), Musicalische Compagney (Берлин, 1974–2014), Ансамбль старинной музыки Аугсбурга (Ensemble für frühe Musik Augsburg, 1977), Берлинская академия старинной музыки (1982), Lautten Compagney (Берлин, 1984), Фрайбургский барочный оркестр (1985), Штутгартский барочный оркестр (Barockorchester Stuttgart, 1985), Concerto Köln (Кёльн, 1985), Cantus Cölln (Кёльн, 1987), Хор и оркестр имени Бальтазара Ноймана (Balthasar-Neumann-Chor und -Ensemble; Фрайбург, 1991), Дрезденский барочный оркестр (Dresdner Barockorchester, 1991), «Везер-Ренессанс» (Weser-Renaissance; Бремен, 1993), вокальный квартет Stimmwerck (Мюнхен, 2001), барочный оркестр La Folia (Мангейм, 2007).
Инструментальные ансамбли и камерные оркестры, специализирующиеся на современной музыке: Ensemble Modern (Франкфурт-на-Майне, 1980), Ensemble recherche (Фрайбург, 1985), MusikFabrik (Кёльн, 1990), Zeitsprung (Мюнхен, 2006); прочие: «Гевандхауз-квартет» (Лейпциг, 1808), «Мелос-квартет» (Штутгарт, 1965–2005), «Артемида-квартет» (Artemis Quartett, 1989, приостановил деятельность в 2021), ансамбль «Контрасты» (ensemble KONTRASTE; Нюрнберг, 1990).
Старейшие ныне действующие хоры Германии: Регенсбургский хор мальчиков (Regensburger Domspatzen, 10 в.), «Томанерхор» (Thomanerchor, Лейпциг) и «Кройцхор» (Dresdner Kreuzchor, Дрезден; оба основаны в 13 в.). Известны также хоры Берлинского радио (1925), Северогерманского радио (NDR Chor; Гамбург, 1946), камерный RIAS-хор (Берлин, 1948), баховские в Мюнхене (Münchener Bach-Chor, основан в 1945 как хор Heinrich-Schütz-Kreis, современное название с 1954) и Штутгарте (Bachchor Stuttgart, 2000), Gächinger Kantorei (Штутгарт, 1954), «Монтеверди-хор» (Гамбург, 1955), Kartäuserkantorei (Кёльн, 1970).
Высшие музыкальные школы (все государственные): в Лейпциге (1843; с 1992 – Высшая школа музыки и театра имени Ф. Мендельсона-Бартольди), Мюнхене (1830; с 1998 Высшая школа музыки и театра), Кёльне (1845; с 2009 Высшая школа музыки и танца), Дрездене (имени К. М. фон Вебера, 1856), Штутгарте [1857; с 1921 – Вюртембергская высшая школа музыки (Württembergische Hochschule für Musik), с 1963 – Высшая школа музыки и сценического искусства (Hochschule für Musik und Darstellende Kunst)], Берлине [1869, с 2001 – музыкальный факультет в составе Берлинского университета искусств (Universität der Künste Berlin); имени Х. Эйслера, 1950], Веймаре (имени Ф. Листа, 1872), Бремене [1893; с 1988 в составе Высшей школы искусств (Hochschule für Künste Bremen)], Ганновере [1897; с 2010 – Высшая школа музыки, театра и массовых коммуникаций (Hochschule für Musik, Theater und Medien)], Вюрцбурге (1804, современное название с 1973), во Франкфурте-на-Майне [1938, на основе Консерватории Хоха (Dr. Hoch’s Konservatorium), 1878], в Детмольде, Троссингене и во Фрайбурге (все – 1946), Майнце (1948), Гамбурге (1950; с 1991 Высшая школа музыки и театра), Карлсруэ (1812, современное название с 1971), Дюссельдорфе (имени Р. Шумана, 1935, современное название с 1987), Ростоке (1947), Нюрнберге (1998). Высшие школы церковной музыки (Hochschulen für Kirchenmusik) – в Регенсбурге (1874; современный статус с 2001), Галле (1926; современный статус с 1993), Гейдельберге (1931), Байройте (1948; современный статус с 1999), Дрездене (1949; современный статус с 1992), Тюбингене (1998) и др.
Международные музыкальные фестивали: Бетховенский (Beethovenfest; Бонн, с 1845, регулярно с 1999); Баховские в Лейпциге (Bachfest Leipzig; с 1908), Ансбахе (Bachwoche Ansbach; с 1947) и Вюрцбурге (Würzburger Bachtage; с 1969); Генделевские в Гёттингене (Händel-Festspiele Göttingen; с 1920), Галле (Händel-Festspiele Halle; с 1922) и Карлсруэ (Händel-Festspiele Karlsruhe; с 1978); Моцартовский в Вюрцбурге (Würzburger Mozartfest; с 1921); оперные в Мюнхене (Münchner Opernfestspiele, с 1875), Байройте (с 1876), Хайденхайм-ан-дер-Бренце (Opernfestspiele Heidenheim, с 1977), Шверине (Schlossfestspiele Schwerin, летний, на открытом воздухе, с 1993), Нюрнберге (Gluck Opern Festspiele, с акцентом на операх К. В. Глюка, с 2005); органной музыки – в Нюрнберге (Orgelwoche Nürnberg, с 1951), Ботропе (Festival Orgel PLUS, 1989) и OrgelArena – бесплатный ежегодный (с 2004) органный марафон, охватывающий разные города Германии; современной музыки в Донауэшингене (с 1921, с перерывами), Дармштадте (с 1946), Бамберге [«Дни новой музыки» (Tage der Neuen Musik Bamberg), с 1987, раз в 2 года), Дрездене (TonLagen, с 1987), Мюнхенское биеннале (Münchener Biennale, с акцентом на театральной музыке, 1988); Виттеновский камерной музыки (Wittener Tage für neue Kammermusik; с 1969), Дрезденский (Dresdner Musikfestspiele, с 1978), барочной музыки в Штутгарте (Stuttgart Barock, с 1987, раз в 2 года), Райнгау (Rheingau Musik Festival, в разных городах и селениях земли Гессен, с 1988), Бременский (Musikfest Bremen, с 1989), европейской церковной музыки (Festival Europäische Kirchenmusik, Швебиш-Гмюнд, 1989; раз в 2 года проводится конкурс органистов и сочинителей духовной музыки), Шютцовский старинной музыки (Heinrich-Schütz-Musikfest; с 1998, одновременно в нескольких городах), Berliner Festspiele (с 2001), старинной вокальной музыки Stimmwercktage (Адлерсберг; с 2005, раз в 2 года), гитарной музыки в Берлине (International Guitar Competition & Festival Berlin, с 2006, раз в 2 года, в его рамках – международный конкурс гитаристов); Немецкий джазовый (Deutsches Jazzfestival) во Франкфурте-на-Майне (с 1953) и др.
Международные музыкальные конкурсы (кроме вышеупомянутых): мультидисциплинарные – Баховский в Лейпциге (Internationaler Johann-Sebastian-Bach-Wettbewerb, с 1950 нерегулярно, с 1996 раз в 2 года) и немецкой государственной теле- и радиовещательной корпорации ARD в Мюнхене (Internationaler Musikwettbewerb der ARD, с 1952), Шумановский в Цвиккау (Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb für Klavier und Gesang, пианисты и вокалисты, с 1956, нерегулярно); вокального искусства – в Штутгарте (с 1987, раз в 3 года), Гютерсло [«Новые голоса» (Internationaler Gesangswettbewerb Neue Stimmen), с 1987, раз в 2 года] и имени Моцарта в Вюрцбурге (Mozartfest-Wettbewerb für Gesang, проводился в 1975–2006); пианистов – имени Ф. Шуберта в Дортмунде (Internationaler Schubert-Wettbewerb Dortmund, с 1987, раз в 2 года), «Телеком» имени Бетховена в Бонне (International Telekom Beethoven Competition Bonn, с 2005), скрипачей – имени Й. Иоахима (Internationaler Joseph Joachim Violinwettbewerb, Ганновер, с 1991, раз в 3 года), имени Л. Моцарта (Internationaler Violinwettbewerb Leopold Mozart, Аугсбург, с 1987, нерегулярно), имени А. Марто (Internationaler Violinwettbewerb Henri Marteau, в баварских городах Лихтенберг и Хоф, с 2002, раз в 3 года); исполнителей на духовых музыкальных инструментах – Aeolus в Дюссельдорфе (Internationaler Aeolus Bläserwettbewerb, c 2006).
Лучшие в Германии коллекции музыкальных инструментов хранятся в Музее Грасси (Grassi Museum für Angewandte Kunst; Лейпциг, 1929), Германском национальном музее (Germanisches Nationalmuseum) Нюрнберга, берлинском Музее музыкальных инструментов (Musikinstrumenten-Museum, 1893), в баденском дворце Брухзаль (Schloss Bruchsal; механические инструменты, с 1984). Важнейшие исторические органы Германии находятся в Мариенкирхе в Штральзунде (1659; мастер Ф. Штельваген), в церкви Космы и Дамиана в Штаде (1675; мастера Б. Хус и А. Шнитгер), Штадткирхе Санкт-Венцель в Наумбурге (1746; мастер Ц. Хильдебрандт), «романтический» орган – в кафедральном соборе Мерзебурга (1855; мастер Ф. Ладегаст). Крупнейший в Европе орган (233 регистра) установлен в кафедральном соборе Пассау (1980; фирма Orgelbau Eisenbart).
В 1994–2008 гг. музыкальное издательство Bärenreiter-Verlag (совместно с издательством J. B. Metzler) опубликовало крупнейшую (29 томов) немецкую музыкальную энциклопедию «Die Musik in Geschichte und Gegenwart» (MGG, «Музыка в истории и современности»), созданную интернациональным коллективом авторов. С 2017 г. функционирует постоянно обновляемая электронная версия MGG.