Нойман Петер
Но́йман Пе́тер (Peter Neumann) (род. 8.3.1940, Карлсруэ), немецкий дирижёр, хормейстер и органист. Видный представитель аутентичного исполнительства.
Учился игре на органе у М. Шнайдера в Берлине, в 1967 г. стал его ассистентом в Кёльне, с того же года служил кантором в Картойзеркирхе (Кёльн). Благодаря стипендии Немецкого стипендиального фонда (Studienstiftung des deutschen Volkes) прошёл обучение в Парижской консерватории у О. Мессиана, а также у органиста и композитора Г. Литеза. Оркестровому дирижированию учился у С. Челибидаке. Основатель и руководитель хора Kartäuserkantorei Köln (1970–2005), Кёльнского камерного хора (1970) и инструментального ансамбля Collegium Cartusianum (1988). Преподавал игру на органе в Кёльнской высшей школе музыки и танца. Завоевав премию Gran Premio Città di Arezzo (1982), получил известность за рубежом.
В основе репертуара – духовная музыка от барокко до романтизма. Нойман считается признанным интерпретатором музыки И. С. Баха; наряду с широко известными произведениями (Месса си минор) он исполняет редко звучащие кантаты. Одним из первых записал «Страсти по Иоанну» в ранней версии 1725 г. Известен также как исполнитель музыки Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и И. Брамса. Выступал в Альберт-холле, зале «Консертгебау», Парижской опере и др.
Гастролировал в странах Европы и в Японии, в России – впервые в 2005 г. (в 2015 вместе с Кёльнским камерным хором и ансамблем Collegium Cartusianum исполнил программу «Vita Christi», составленную из духовных кантат Баха). Как приглашённый дирижёр сотрудничал с Нидерландским камерным хором, оркестром «Консертгебау», ChorWerk Ruhr (Бохум), Schola Cantorum (Токио), Симфоническим оркестром Иерусалима, хором и оркестром «Театро комунале» Болоньи, ансамблями Concerto Köln, Musica Antiqua Köln. Участвовал во многих международных фестивалях, среди которых – BBC Proms (1993), Баховский фестиваль в Лейпциге (2011; награждён медалью Баха, 2015), Музыкальный фестиваль в Райнгау (2010), Фестиваль Шумана в Дюссельдорфе (2010), Генделевский фестиваль в Галле (2014).
Среди многочисленных аудиозаписей – Реквием и все мессы В. А. Моцарта; в рамках проекта «250 лет ораториям Г. Ф. Генделя» записал 9 ораторий композитора («Саул», 1998; «Сусанна», 1999; «Теодора», 2000; «Валтасар», 2001, и др.), в дальнейшем – его «Страсти по Брокесу» (2010).