Ганс Сакс
Ганс Сакс (Ганс Закс; Hans Sachs) (5.11.1494, Нюрнберг – 19.1.1576, там же), немецкий поэт, мейстерзингер.
Родился в семье портного. Посещал латинскую школу; обучался сапожному делу, работал подмастерьем. В конце 1510-х гг. приобщился к поэзии, изучал правила стихосложения. В 1520 г. поселился в Нюрнберге, состоял мастером сапожного цеха.
Литературное наследие Сакса включает в себя свыше 6 тыс. произведений. Раннее творчество сосредоточено на популяризации теологических принципов Реформации. В аллегорическом стихотворении «Виттенбергский соловей» («Wittenbergisch Nachtigall», 1523) выступил в поддержку М. Лютера; в 1523–1526 гг. выпускал листовки с диалогами («Dialoge»), объяснявшие идеи Реформации.
С 1530-х гг. в поэзии Сакса заметен отход от теологических вопросов и повышенное внимание к морально-этической проблематике. Большой популярностью пользовались шванки, фастнахтшпили, шпрухи, в которых колоритно изображены представители различных социальных слоёв с присущими им типичными чертами: шванк «Земля обетованная» («Das Schlaraffenland», 1530), фастнахтшпили «Школяр в раю» («Der fahrende Schüler im Paradeis», 1550), «Корзина разносчика» («Der Krämerskorb», 1554) и др. Поэзию Сакса отличает широкое использование народного языка, внимание к социальной действительности, дидактический пафос.
Сакс – предполагаемый автор 13 мелодий-моделей, или «образцовых тонов» (Meistertöne), на которые распевались стихи не только самого Сакса, но и других мейстерзингеров. Названия тонов: «серебряный», «золотой», «высокогорный», «утренний», «песенный», «новый», «розовый», «звучный», «для шпрухов», «испытанный», «короткий», «долгий» и «сверхдолгий». Их создание относится к 1513–1529 гг.
Образ Сакса воплощён в операх «Ганс Сакс» А. Лорцинга (1840) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера (1868).