Клайбер Эрих
Клáйбер Э́рих (Erich Kleiber) (5.8.1890, Вена – 27.1.1956, Цюрих), австрийский дирижёр.
В 1908–1911 гг. обучался в Пражской консерватории по классам скрипки, композиции и дирижирования, одновременно изучал философию и историю искусства в Карловом университете. Дебютировал как хоровой дирижёр в пражском Немецком театре (1911). В 1912–1919 гг. капельмейстер в Придворном театре Дармштадта. Работал дирижёром в театрах Бармена и Эльберфельда (ныне объединённый Вупперталь; 1919–1921), Дюссельдорфа (1921–1922), Мангейма (1922–1923). В 1923–1934 гг. музыкальный руководитель Государственной оперы на Унтер-ден-Линден (Берлин), где дирижировал мировыми премьерами опер «Укреплённый замок» Э. Кшенека (1924), «Воццек» А. Берга (1925), «Христофор Колумб» Д. Мийо (1930); впервые в Германии исполнил оперы «Енуфа» Л. Яначека (1924) и «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1926), балет «История солдата» И. Ф. Стравинского (1925). К работе в театре привлекал художников-экспрессионистов и кубистов, в оформлении спектаклей применял кинопроектор. В 1927 г. дирижировал оперой «Кармен» Ж. Бизе в Большом театре (Москва) и Малом оперном театре (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).
Из-за неприятия культурной политики нацистов добровольно оставил свой пост в Государственной опере на Унтер-ден-Линден и в 1935 г. эмигрировал из Германии на Кубу, затем в Аргентину (почётное гражданство с 1938). В 1937–1949 гг. работал в театре «Колон» (Буэнос-Айрес). В 1943–1947 гг. выступал с Филармоническим оркестром Гаваны, концертировал в странах Латинской Америки и в США. С 1948 г. возобновил выступления в Европе: в театре «Ковент-Гарден» (1950–1953), Венской государственной опере (1951), на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1951; дирижировал операми «Сицилийская вечерня» Дж. Верди и «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й. Гайдна; в главных партиях выступила М. Каллас). В 1954–1955 гг. вновь музыкальный руководитель Государственной оперы на Унтер-ден-Линден.
Выступал с лучшими оркестрами мира, в том числе с Ленинградским филармоническим оркестром (1927), Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1930), Лондонским симфоническим оркестром (1935), Государственным симфоническим оркестром СССР (1936).
Как дирижёр Э. Клайбер продолжал традиции Г. Малера, стремился к музыкально-драматической целостности исполняемых произведений. Один из крупнейших интерпретаторов австро-немецкой оперной и симфонической музыки, популяризировал современных композиторов.
Осуществил звукозапись всех симфоний Л. ван Бетховена (1949–1955). Среди многочисленных записей: музыка балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1928), симфонии №4 (1949) и №6 (1954) П. И. Чайковского.
Его сын – дирижёр Карлос Клайбер.