Зак Эрна
Зак Э́рна (Erna Sack) (6.2.1898, Шпандау, ныне в черте Берлина – 2.3.1972, Майнц, похоронена в Висбадене), немецкая певица (колоратурное сопрано).
Систематического музыкального образования не получила. В начале 1920-х гг. в Берлине брала уроки оперного вокала у О. Даниеля. В 1928–1930 гг. в Берлинской городской опере исполняла небольшие меццо-сопрановые и сопрановые партии (Паж Оскар в опере Дж. Верди «Бал-маскарад» и др.), затем работала солисткой в провинциальных театрах Германии: Билефельде (1930–1932), Висбадене (1932–1934), Бреслау (ныне Вроцлав, Польша; 1934–1935). В 1935–1941 гг. солистка Дрезденской оперы, приняла участие в мировых премьерах опер «Молчаливая женщина» Р. Штрауса (1935, партия Изотты) и «Массимилла Дони» О. Шёка (1937, партия Тинти).
С успехом гастролировала в Берлинской государственной опере (с 1933), миланском театре «Ла Скала» (1935), Венской государственной опере (1936), в лондонском «Ковент-Гардене» (1936), в Римской опере (1937) и других известных театрах Европы. В 1937 г. в ансамбле с Р. Таубером и Й. Шмидтом дважды выступила в нью-йоркском Карнеги-холле, тогда же пела в Чикагской опере.
Пик популярности Э. Зак пришёлся на 2-ю половину 1930-х гг. За виртуозное мастерство она получила в Германии прозвание «немецкий соловей» (Deutsche Nachtigall). В 1936 г. удостоена почётного звания каммерзенгерин. Популярности способствовала работа певицы в кино. Музыкальные фильмы с её участием «Цветы из Ниццы» (1936) и «Нанон» (1938; экранизация одноимённой оперетты А. Мелихара) пользовались всенародной любовью.
В годы 2-й мировой войны продолжала выступать в Швеции, Швейцарии, Турции. После войны эмигрировала в Бразилию, получила там гражданство (1947). Несколько лет подряд гастролировала в странах Латинской Америки, в Канаде, Южной Африке, Австралии, а также в США, где в 1954 и в 1955 гг. снова пела в Карнеги-холле. После завершения исполнительской карьеры в 1956 г. вернулась в Германию (ФРГ).
Репертуар Э. Зак стилистически чрезвычайно разнообразен. В него входили партии из опер 18–20 вв. («Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Кармен» Ж. Бизе, «Лючия ди Ламмермур» и «Дон Паскуале» Г. Доницетти; «Кавалер розы», «Ариадна на Наксосе», «Молчаливая женщина» Р. Штрауса; партию Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» композитор в 1936 отредактировал в расчёте на технические возможности певицы), оперетт («Летучая мышь» И. Штрауса, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Микадо» А. Салливена, «Графиня Дюбарри» К. Миллёкера, «Лисистрата» П. Линке), а также эстрадные песни на немецком, английском, итальянском и других языках. С 1934 г. на престижном немецком лейбле Telefunken публиковала записи музыки преимущественно лёгкого жанра, позволявшей демонстрировать исключительные вокальные данные певицы (Зак точно и с лёгкостью интонировала в 3-й октаве). В 21 в. сохраняют популярность вокальная фантазия на темы вальса И. Штрауса «Весенние голоса», песня «Draussen in Sievering» (из его же оперетты «Танцовщица Фанни Эльслер»), песни «Букет цветов из Ниццы» (из фильма «Цветы из Ниццы») Д. Будаи и «Parla» Л. Ардити, попурри «Немецкий соловей», шведская народная песня «Fjorton år» (известна под названием «Песня Женни Линд»).