«Буря и натиск» (литературное движение)
«Бу́ря и на́тиск» (нем. Sturm und Drang), литературное движение в Германии 1770–1780-х гг. Название получило от одноимённой пьесы Ф. М. Клингера (1776). В движении участвовали И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Г. Гердер, Г. А. Бюргер, Г. Л. Вагнер, В. Хейнзе, Г. В. Герстенберг, Ф. М. Клингер, Я. М. Р. Ленц, К. Ф. Мориц и др.; его манифестом стал изданный Гёте и Гердером сборник «О немецком характере и искусстве» (1773).
Классицистическому рационализму писатели «Бури и натиска» противопоставили принцип свободного творчества, не стеснённого правилами, а феодальной сословной морали – идеал независимой личности, отвергающей «неестественные» общественные установления. Центральные понятия «Бури и натиска» – природа, понятая как средоточие мировых жизненных сил, и гений, соединяющий в себе всемирную творческую энергию и полную внутреннюю раскрепощённость. Характерен интерес к демоническим героям, к людям, стоящим вне общества (разбойники в одноимённой пьесе Ф. Шиллера, 1781; благородный авантюрист в романе «Ардингелло и блаженные острова» В. Хейнзе, 1787, и др.); к Прометею и Фаусту как гениальным сильным личностям, чувствующим «узость границ всего человеческого» (Ф. М. Клингер).
В творчестве писателей «Бури и натиска» доминировала драматургия («Гёц фон Берлихинген» И. В. Гёте, 1773; «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1784, и др.), теория которой разработана Я. М. Р. Ленцем в «Замечаниях о театре» (1774): три классических единства заменялись единством главного героя, от действия требовались быстрота, стремительное чередование сцен и т. п. Для прозы характерна автобиографичность, углублённый психологизм (роман «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте, 1774, и др.). Поэзия «Бури и натиска», воплощающая идеи И. Г. Гердера и И. Г. Гамана о лирике как изначальном «материнском» языке человечества, стремилась к безыскусности и непосредственности («Зезенгеймские песни» И. В. Гёте, 1771, и др.).
Движение «Бури и натиска» дало мощный импульс развитию романтизма в Германии.