Вайль Курт
Вайль Курт (Курт Вейль; Kurt Weill) (2.3.1900, Дессау – 3.4.1950, Нью-Йорк), немецкий композитор. Первым учителем Вайля был отец, кантор синагоги в Дессау. В 1918–1919 гг. учился в Высшей школе музыки в Берлине, в 1921–1924 гг. брал уроки композиции у Ф. Бузони. В 1919–1920 гг. концертмейстер оперного театра в Дессау. Со 2-й половины 1920-х гг. сотрудничал с Б. Брехтом. В 1933 г. бежал от нацистов в Париж, в 1935 г. эмигрировал в США (гражданство с 1943). С начала 1940-х гг. стал популярным автором бродвейских мюзиклов, а также широко разрекламированной «американской» оперы «Уличное происшествие» (1946), по качеству музыки, однако, уступающей его сочинениям европейского периода.
Основная область творческих интересов – музыкальный театр. В сочинениях К. Вайля ясно прослеживается намерение соединить «высокую» драму (нередко социально-политического содержания) с опереттой («зонгшпилем», мюзиклом). Типичные авторские жанровые обозначения – «пьеса с музыкой», «музыкальная пьеса», «комедия с музыкой» и т. п. Наиболее известное произведение Вайля – «Трёхгрошовая опера» (1928; либретто Б. Брехта и Э. Хауптман по мотивам «Оперы нищего» Дж. Гея). В сочинениях Вайля значительное место занимают нарочито банальные формы лёгкой музыки, элементы фольклора, джаза, разговорные диалоги. Оказал влияние на творчество Дж. Гершвина, Б. Бриттена, А. Г. Шнитке, Дж. К. Адамса и других композиторов 20 в. Знаменитые мелодии Вайля («Mack the Knife», «Surabaya Jonnie», «September Song» и многие другие) вошли в репертуар джазовых ансамблей и поп-групп.