Месса
Ме́сса (позднелат. missa, от лат. mitto – посылать, выпускать), главное католическое богослужение, в ходе которого совершается таинство Евхаристии, соответствует православной литургии (в католических западных обрядах литургией называют любое богослужение, например литургию часов). Название «месса» закрепилось за богослужением Евхаристии на христианском Западе в 4–5 вв. и, возможно, происходит от заключительного возгласа (о́тпуста): «Идите, [собрание] распущено» (лат. «Ite missa est»).
С 4 в. после легитимизации христианства в Римской империи в разных её частях началось формирование особых «литургических семей». На Западе в 4–6 вв. возникли римский, медиоланский (миланский, известен также как амвросианский), испано-мосарабский, галликанский, кельтский, североафриканский и другие богослужебные обряды. Наиболее важные различия между ними состояли в текстах евхаристических молитв (анафор), имевших (в отличие от восточных обрядов) изменяемые в зависимости от празднуемого в тот или иной день события части. Ко 2-й половине 4 в. на Западе латынь как язык богослужения окончательно сменила греческий. По мере упорядочения элементов богослужения (примерно с 6 в.) на смену более ранним записям чинопоследования и основных богослужебных молитв пришли libelli missarum (полные записи изменяемых частей мессы; древнейший образец – в т. н. Веронском сакраментарии, 1-я четверть 7 в.), позднее оформившиеся в сакраментарии (книги с записью текстов мессы на каждый день года). В римском обряде в 7 – начале 8 вв. сложились 2 основных типа сакраментария: Сакраментарий Геласия (для служб в пригородных церквах Рима) и Сакраментарий Григория (для служб в Латеранской базилике и других храмах в самом Риме).
Представленная в сакраментариях структура мессы в общих чертах сохранилась до наших дней. Она включает: начальные обряды (входную процессию с пением интроита, пение Κύριε и Gloria и др.), литургию Слова (соответствует литургии оглашенных в восточных обрядах), евхаристическую литургию (соответствует литургии верных в восточных обрядах) и заключительные обряды (благословение, отпуст и др.). Важнейшая часть римской мессы – евхаристический канон (постоянная часть анафоры) – появился, вероятно, в 4–5 вв., окончательно сложился в 7 в. В период раннего Средневековья в него был сделан ряд вставок. Количество префаций (переменных частей римской евхаристической молитвы) на протяжении Средневековья колебалось, достигая нескольких десятков.
Первоначально употребление римского обряда ограничивалось лишь Римом и его окрестностями, с конца 6 в. он начал распространяться в Британии, со 2-й половины 8 в. – в государстве франков. Около 784–791 гг. дополненный вариант Сакраментария Григория (т. н. Сакраментарий Адриана) был прислан папой Римским Адрианом I (772–795) королю Карлу I Великому. В результате литургической реформы, проведённой по инициативе Карла и его сына Людовика Благочестивого, богословами «Каролингского возрождения» (Алкуин, Бенедикт Анианский и др.) был создан унифицированный чин мессы, основанный на римском обряде, дополненном отдельными элементами галликанской богослужебной практики. В числе нововведений были драматизация хода мессы (многократные каждения и др.), увеличение числа молитв и священнических возгласов, в особенности – призываний Христа или Святой Троицы. Впервые было дано аллегорическое толкование чину мессы. На основе синтеза староримского и галликанского пения в 8–9 вв. сложился григорианский хорал, остававшийся основой католической богослужебной музыки до 20 в. Унифицированный чин мессы был объявлен обязательным на всей территории государства Каролингов, в 10 в. из Германии он был привезён в Рим, с 11 в. в ходе Реконкисты распространялся в Испании, а также (по мере христианизации новых территорий) – в Северной и Восточной Европе. К 12 в. в Римско-католической церкви все другие обряды, кроме римского, почти полностью вышли из употребления.
С утратой латынью статуса живого языка смысл и содержание литургических текстов и обрядов стали непонятными для большей части верующих. С 8–9 вв. на Западе получила распространение (сначала в монастырях, затем и в городских храмах) т. н. частная месса, совершаемая без участия народа (священником в присутствии как минимум одного верного). Изменился и порядок причащения: в 9 в. было запрещено передавать Тело Христово в руки мирянам, к 12 в. для мирян повсеместно введено причащение только Телом Христовым. В 9–11 вв. западные христиане окончательно перешли на использование пресного хлеба для Евхаристии (отчасти под влиянием библейской экзегезы, отчасти из практических соображений), хотя восточную традицию служения на квасном хлебе продолжали считать допустимой. У католиков евхаристический хлеб принято называть облатками (приношение), после освящения – гостией (жертва).
С 11–12 вв. (в том числе благодаря распространению практики совершения частной мессы) все необходимые литургические тексты начали собирать в один том – Миссал, в 13–14 вв. ставший основной богослужебной книгой. К этому времени к чину мессы был добавлен целый ряд молитв и церемоний, придавших ей более торжественный характер. Несмотря на попытки Римской курии добиться единообразия чина мессы, до конца Средних веков он весьма значительно варьировался в различных регионах Европы. Существенные отличия чин мессы имел также в некоторых монашеских орденах. Наиболее широкое распространение получил Миссал, составленный францисканцами, в 13 в. официально принятый Римской курией (впервые напечатан в 1474).
Сторонники Реформации подвергли резкой критике ряд аспектов богословия Евхаристии, сложившегося в католицизме к 16 в. (учение о пресуществлении и жертвенном характере мессы и др.), а также многие особенности богослужебной практики того времени. Первый реформированный чин мессы составлен в 1521–1522 гг. в Виттенберге А. Карлштадтом (1480–1541), в дальнейшем было создано несколько десятков реформированных чинопоследований. Общими для них были перевод богослужения на национальные языки, отказ от наиболее пышных и торжественных ритуалов и редактирование канона мессы в соответствии с тем или иным протестантским учением. Стремясь акцентировать возврат к евангельским традициям, большинство протестантских деноминаций отказались от самого термина «месса», предпочтя ему понятие «Вечеря Господня».
Активизация литургической жизни в протестантских общинах заставляла католиков искать формы адекватного ответа. Одним из главных средств противодействия стало более широкое распространение практики поклонения Святым Дарам вне мессы (эта традиция появилась ещё в 13 в. в связи со спорами о пресуществлении; наиболее яркими её выражениями стали учреждение праздника Тела Христова и появление в католических храмах монстраций – специальных сосудов-ковчегов, в которых гостия выставлялась для молитвенного созерцания). Обсуждение таинства Евхаристии (в том числе и его богослужебного аспекта) стало одной из главных тем Тридентского собора, по итогам которого была инициирована литургическая реформа. В рамках реформы изданы исправленные версии богослужебных книг, в том числе Миссала (1570), объявленного обязательным для всех католиков. Вместе с тем более ранние чины мессы сохранились в литургической практике некоторых важных церковных центров (Милан, Толедо, Брага, Лион и др.) и монашеских орденов (кармелиты, картузианцы, доминиканцы, цистерцианцы, премонстранты). Миссал 1570 г. несколько раз незначительно дорабатывался (1604, 1634, 1884, 1920, 1962), но в целом тридентский чин мессы сохранялся в Римско-католической церкви до 2-й половины 20 в.
Во 2-й половине 19 в. в Западной Европе стало набирать силу литургическое движение, сторонники которого выступали за более активное вовлечение мирян в богослужебную практику, а затем – и за более широкую реформу с целью очищения мессы от второстепенных элементов, мешающих её восприятию, и за возврат к практике ранней Церкви (в том числе к частому причащению). Ряд литургических нововведений был сделан папами Римскими Бенедиктом XV, Пием XII и Иоанном XXIII, а Второй Ватиканский собор конституцией Sacrosanctum Concilium (4.12.1963) осуществил глубокое обновление внешней стороны богослужения, декларируя при этом неизменность его догматических оснований. На основе этого решения в 1970 г. издан новый Миссал, содержащий реформированный чин мессы (т. н. Novus Ordo). Главными новациями в нём были: введение, помимо прежнего римского канона, ещё трёх анафор (на выбор священника), которые должны читаться во всеуслышание; возможность совершения мессы на национальных языках; разрешение священнику служить мессу лицом к народу; допустимость при определённых условиях причащения мирян не только Телом, но и Кровью Христовой; увеличение числа чтений из Священного Писания; упрощение одеяний священнослужителей; изменение положения престола в храме и др.
Novus Ordo и другие богослужебные новшества вызвали неприятие у католиков-традиционалистов. После ряда внутрицерковных конфликтов папа Римский Бенедикт XVI в motu proprio «Summorum Pontificum» (7.7.2007) установил возможность совершения тридентского чина (в редакции 1962) как «экстраординарной» формы мессы («ординарной» формой был объявлен Novus Ordo).
В тридентском чине выделяется несколько разновидностей мессы: месса без пения (т. н. низкая месса, missa sine cantu; совершается одним священником в присутствии как минимум одного служителя, без пения народа); месса с пением (missa cantata; священник прибегает к речитационному тону, а группа певчих ему отвечает); торжественная («высокая») месса (missa solemnis; с участием диакона, в ней бывает каждение алтаря и совершается целование мира); понтификальная торжественная месса (missa solemnis pontificalis; совершается епископом). В Novus Ordo различаются лишь месса с народом и месса, совершаемая священником с одним служителем; в качестве особого вида выделяется также месса, совершаемая в сослужении несколькими священниками или епископами. Месса по особым случаям называется обетной (missa votiva). Возможно совмещение мессы с утреней или вечерней.